Что такое Ленинский субботник

То, что творилось в России в двадцатые годы прошлого века, сильно напоминает сегодняшнее время. Экономика была деформирована, хозяйство разрушено, заводы и фабрики превратились в руины или едва-едва функционировали.

Восстановление хозяйства шло недостаточно быстрыми темпами, и однажды (это случилось 12 апреля 1919 года в депо «Москва-Сортировочная» Московско-Казанской дороги) группа трудящихся из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. «Работали до 6 утра (10 часов)  и отремонтировали 3 паровоза текущего ремонта, – писал в отчёте организатор мероприятия, председатель депутатской ячейки И.Е. Бураков. – Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу – с субботы на воскресенье – продолжать еженедельно – «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться».

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник Московско-Казанской дороги, который стал поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин (о героизме рабочих в тылу. По поводу коммунистических субботников)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года.

Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда, субботники были восприняты им как выражение нового коммунистического отношения к труду.

Наибольший размах движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В.И. Ленин.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до исчезновения Советского Союза. Субботники обычно проводились по месту работы и люди выполняли свою обычную повседневную работу, но без оплаты труда. Широкое распространение получило облагораживание родной местности, высаживание газонов, разбивка клумб, создание парков и детских площадок.

Само понятие «Субботник» было распространено только в Советском Союзе. Иностранцы, воспитанные на культе денег, неслыханно удивлялись: как это можно работать, не получая оплаты?

Но удивительное дело, большинство советских  людей не воспринимали разовые субботники (в основном, раз в год), как «нещадную эксплуатацию и трусливую покорность», о чём сегодня любят вопить на каждом углу российские господа-либералы. Трудящиеся совершенно бескорыстно отрабатывали субботний весенний день, искренне радовались озеленению и уборке территорий.

Наш корреспондент поинтересовался у амурчан, что они думают о субботниках и задал им два вопроса.

1. Сегодня субботники практически исчезли. На Ваш взгляд, нужны ли они были раньше и нужны ли сейчас?

2. Чем запомнились Вам эти мероприятия?

Вот как ответили респонденты.

Экс-редактор газеты «Амурская правда» (бывший её главным редактором в течение 19 лет), журналист, коммунист с громадным стажем Леопольд Феликсович Сарапас:

1. Субботники, при любой власти, глубоко полезная вещь. Они же были для общего блага. Организованно наводился порядок на производстве и в сёлах. К концу дня весь городок, посёлок, территория завода или фабрики блистали красотой. Нет, чтоб там сегодня не говорили ниспровергатели социалистического режима, а субботники, на мой взгляд, – это дело хорошее, доброе!

2. Журналисты, как правило, не были непосредственными участниками таких акций, как субботники, потому что, они «описатели действия». В день коммунистического субботника они ездили по предприятиям, узнавали цифры выполнения плана, знакомились с лучшими работниками, фотографировали их и писали репортажи в номер. Но, случалось, и наши «амурправдисты» дружно убирали территорию вокруг редакции, приводили в надлежащий вид внутренние помещения здания.

Однажды мне, как собственному корреспонденту столичной газеты «Сельская жизнь», довелось лично поработать на посевной. Это было в конце 60-х годов.  Приехал я на автомобиле обкома партии в колхоз Гродеково, а люди там в это время, как говорится, пашут «в поте лица своего». Не до меня им сейчас! Ну, и я не увидел ничего зазорного в том, чтобы подключиться. Скинул с себя плащ, надел рукавицы – верхонки, взял в руки лопату и принялся засыпать семена в сеялки. Отработал с колхозниками до конца субботника, и они восприняли меня как своего, как работягу. Интервью стали давать с превеликим удовольствием!

Бывший управляющий районным объединением «Сельхозтехники» на Чукотке, инженер, ныне пенсионер Александр Мефодьевич Шатыгин.

1. То, что в прошлом субботники постоянно проводились, это был совершенно правильный шаг Советской власти, и зря они уничтожены сейчас.

2. Никаких отказов со стороны моих работников и местных жителей потрудиться на всеобщее благо без оплаты труда не было никогда. Было полное единодушие. Работали с энтузиазмом. Правда, надо вспомнить, что это были за климатические условия на Чукотке в день рождения Ленина!

Начинался полярный день, а ночь отступала. Солнце перестало уходить за горизонт. Свет был всегда. Но отпугивал он только новичков. Остальные воспринимали арктическую особенность довольно спокойно и работали, как говорится, «на славу». Несмотря на конец апреля, повсюду лежал глубокий снег. Правда, мороз уже не был сильным, не больше минус 20, 30 градусов. Аккурат в эти дни появлялись первые вестники весны, первые птички – воробьи, которых там называли «пуночками». Ленинский или коммунистический субботник всегда ассоциировался у нас с началом весны.

Александр БОБОШКО,

г. Благовещенск

Метки:
 
Присоединяйтесь! Ещё больше новостей в наших группах ВКонтакте и Одноклассники
 

Оставьте свой отзыв, пожелание или Задайте нам вопрос!