Градоразрушительная оптимизация

«Россия живет дорогами!»

Рекламный слоган РЖД

Въезжающих в Шимановск встречает уже привычная в Благовещенске статуя Богородицы и крест с актуальной надписью «Спаси Господи град сей»

Въезжающих в Шимановск встречает уже привычная в Благовещенске статуя Богородицы и крест с актуальной надписью «Спаси Господи град сей»

В июне этого года закрылось вагонное депо в Шимановке. 11 числа более 300 человек получили печально известный сегодня статус  безработного. К ним присоединятся еще порядка двух сотен работников сопутствующих предприятий. Небольшой городок с населением  менее 19 тысяч человек столкнется с вопросом трудоустройства почти половины его работающего состава. Всё это произошло накануне юбилейной даты. 3 июня исполнилось 65 лет со дня, когда рабочий поселок Шимановский был преобразован в город Шимановск.

Новость о скором закрытии депо облетела все областные и многие федеральные СМИ. Железнодорожники писали практически всем, включая президента. Увы, тщетно. Локомотив рентабельности и оптимизации уже не остановить. Взывать к милости сильных мира сего, особенно когда речь идет о серьезных барышах, всё равно, что об рельс головой биться.

Узнав о проблеме, я засобирался в командировку. Заблаговременно дозвонился до руководства депо, предупредил, что еду с намерением написать статью и сделать съемки для  подготовки сюжета телеканалу «Красная линия». В ответ услышал: «съемки на территории депо только с письменного разрешения руководства РЖД». Эта песня с официальными разрешениями на съёмки, присутствие, беседу и т.п. знакомы многим журналистам. Как правило, это не более чем попытка спрятаться от неудобных вопросов. Пришлось связаться с  начальником отдела по работе со СМИ Забайкальской железной дороги Д.Г. Афониным и отправлять официальный запрос на съёмки. Уведомление о получении письма адресатом пришло, а ответа на запрос жду до сих пор…

Шимановск сегодня переживает проблемы многих маленьких  поселений, завязанных на одно производство, так называемых моногородов. На БАМовской станции в своё время кипела жизнь. Сердце Транссиба (как в то время называли Шимановск) качало кровь по рельсам без сегодняшних аритмий и инфарктов. Вокруг «железки» вертелась вся жизнь от роддома с садиком и школой до клубов и кинотеатров. Первый звонок, предвещающий драматический конец все этой идиллии, прозвенел, когда начали сокращать поезда. Перевозки пассажиров оказались нерентабельными, а значит и ненужными. С сокращением подвижного состава снизилась необходимость ремонта вагонов. У РЖД было два варианта: либо сокращать депо в Хабаровске, либо в Шимановске. Хабаровск ‒ город по дальневосточным меркам большой, устроить людей на работу здесь на порядок проще. Но выбор пал именно на Шимановск ‒ портить отношения с дальневосточной столицей руководству РЖД было не с руки. А здесь, ну повозмущаются чуть-чуть, и утихнут.

vokzal-v-shimanovskeЖелезнодорожный вокзал в Шимановске можно смело назвать архитектурной достопримечательностью. Новое просторное здание возводилось по инерции с советских времен ‒ «на вырост». Теперь администрация неуместно вместительного объекта вынуждена искать арендаторов площадей под транспортную оптимизацию.

Около входа красуется почетная доска Геннадия Фадеева ‒ первого президента РЖД, родившегося и выросшего в Шимановске. Ему, кстати, тоже писали письма о помощи работники злосчастного пассажирского депо.

‒ Кто разрешал снимать на территории вокзала? ‒ спустя 20 минут съёмок на перроне нас наконец-то заметила служба охраны.

DSC03664Поднимаюсь к дежурной.

‒ Здравствуйте. Мы ведем съёмки в общественном месте. Это запрещено?

‒ «Для себя» снимать можно, а профессиональная съёмка на вокзале запрещена (видеооператор после разговора был польщён оценкой его работы как профессионала).

‒ А что значит «профессиональная съёмка»? Как вы отличаете её от любительской?

‒ Ну, вы же для кого то снимаете? Будете потом это видео распространять?

‒ Конечно, мы для людей снимаем. Получается, запрещено не снимать, а демонстрировать эти кадры в СМИ.

Так «Ватикан» по имени «РЖД» наложил вето на право людей знать о том, что в этом закрытом государстве происходит.

Председатель первичной профсоюзной организации пассажирского вагонного депо «Шимановская» Людмила Дёрова встретила меня на территории предприятия настороженно, а когда увидела видеокамеру и вовсе перепугалась. «Снимать нельзя, уберите камеру», ‒ то ли командуя, то ли умоляя, обратилась к нам лидер правозащитной организации рабочих. Хотя в предварительном телефонном разговоре после непродолжительных уговоров на встречу согласие было получено.

В таком ключе развязка встречи могла остаться  с нулевым результатом. Всё на что была согласна председатель профкома ‒ просто поговорить «без протокола». По этой причине оператор с камерой остался вне железнодорожного гостеприимства. «Пусть он только там ничего не фотографирует», ‒ несколько раз подряд убеждала Людмила Дёрова.

‒ Вот видите, только один журналист ушёл, теперь вы появились. Вы как кто сюда приехали?

‒ Мы же вроде как заочно уже знакомились. Как помощник депутата Законодательного Собрания Амурской области Кобызова Р.А.

‒ А-а-а, пиаритесь!?

‒ Я же не с флагом к вам зашёл, откуда у вас вообще такие предубеждения?

‒ А чем вы нам можете помочь? Уже всё решено, зачем людей лишний раз накручивать?

‒ Помочь можно только тому, кто этого хочет и хотя бы что-то сам делает для собственной защиты.

‒ Ваш оператор там ничего не фотографирует? Скажите ему, чтобы не фотографировал, а то нас уволят.

‒ Так вас и так увольняют, чего вам бояться?

‒ Ну, меня ещё не уволили. А могут по статье вышвырнуть…

Итогом разговора стала пара телефонных номеров работников депо. И на этом спасибо.

Железная дорога для Шимановска — это не просто желанная работа с зарплатой выше среднего. Вокруг дороги живет множество сопутствующих предприятий, люди могут ездить на заработки из ближайших сёл.  Большая часть работающего населения, каким либо образом задействована на железной дороге. Для Шимановска и в целом для района это градообразующее предприятие. ГАДООБРАЗУЮЩЕЕ! Сокращение рабочих мест на железной дороге ударит по всему городу, по каждому живущему там человеку. И вообще, поставит под большой вопрос существование самого города.

Численность работников пассажирского вагонного депо – 310 человек. Еще 160 человек – это связанные с депо аутсорсинговые компании. На иждивении рабочих 233 ребенка до 18 лет. Да и совершеннолетних студентов родителям кормить и одевать еще, как минимум, пятилетку. Во многих семьях отец-железнодорожник ‒ единственный кормилец. Так что количество оставшихся без средств к существованию вырастет, как минимум, в три раза. Учитывая специфику профессии, которой люди отдали всю жизнь, перспективы найти новую работу у них небольшие.

DSC03652Слесарь по ремонту насосного оборудования Владимир Баранов ждал полгода, прежде чем получить желаемую работу с постоянным доходом. Сегодня он искренне радуется, тому, что не успел завести семью и «влезть» в ипотеку. Подводные камни «разбирательства» столичного руководства в проблеме шимановцев ему видны невооруженным глазом.

‒ 3 марта к нам приехали из Москвы, говорили, что во всём разберутся, будут искать выход из ситуации и решать, кого сохранить нас или Хабаровск. А через месяц мы получили уведомление о сокращении, подписанное 2-м числом. Это значит, пока они нам лапшу вешали, всё уже было решено и подписано. Говорили, что всех устроят. Обещали 80 вакансий в Минводах. Я пришел в профсоюз, а мне говорят, что там всего 7 вакансий и те не мои. И так везде. На космодроме вон ещё хуже. Там вакансии только на бумаге. А вахтовики  так без зарплат домой и возвращаются.

‒ Вы работаете в депо до 10 июня. Что будет 11 июня, какие-то, мысли, планы есть?

‒ Пойду в центр занятости. Но не знаю даже, что там мне могут предложить. Уеду, наверное, туда, где работа есть. Все говорят про развитие дальнего востока и тут же закрывают такое предприятие. А оно градообразующее. От него город считай и пошел. Сейчас столько безработных будет, кто-то пить начнет, а там и преступность пойдет вверх. Здесь и сейчас социальная обстановка плохая, что будет дальше… страшно даже представлять.

DSC03661Аппаратчик химводоочистки Лариса Шелудякова работает в депо с 1992 года. 1 июня будет 23 года как она пришла на это предприятие. Её профессия узкопрофильная и предложений по трудоустройству пока нет, и, по словам Ларисы, вряд ли появятся.

‒ Образование у меня железнодорожный техникум. А на железной дороге сейчас вакансий нет. А те, которые есть, предоставляются в первую очередь малозащищенным. Я под льготную категорию не подхожу.  В городе работы нет, и я ума не приложу, куда идти. Скорее всего, буду сидеть дома. Теперь, конечно зарплаты мужа на троих не будет хватать. Дочь учится в университете на 2-м курсе. Но перспектив никаких. Так что настроение у людей пессимистическое, просто руки опустились, никто не знает чего ждать, как дальше жить.

Такое развитие событий было, в принципе, предсказуемо. Уже несколько лет «Российские железные дороги» и дочерние компании монополиста отменяют поезда. Под откос реформы идут как пригородные, так и составы дальнего следования. Очевидно, что загрузка депо снизилась прямопропорционально этому сокращению. Содержать предприятие стало попросту невыгодно ‒ законы рынка суровы. Закрытие депо в Шимановске для РЖД с экономической точки зрения оптимальный вариант. Поперек интересов госкорпорации не будет идти даже президент, да и не надо ему это. А люди…, людей много, всем не угодишь. Пока Шимановск живет извечной надеждой на авось. Авось найдется работа, авось нас эти проблемы не коснутся, авось всё наладится как-нибудь само собой.

 

P.S.

Следом за депо в Шимановске закроется вагонный участок в Благовещенске. Информацию об этом подтвердили в забайкальском филиале Федеральной пассажирской компании. После сокращения в областном центре прибавится почти 4 сотни безработных.

 

 
Присоединяйтесь! Ещё больше новостей в наших группах ВКонтакте и Одноклассники
 

Оставьте свой отзыв, пожелание или Задайте нам вопрос!