Когда в товарищах согласья нет…

Здание стационара НУЗ «Отделенческая больница на станции Тында», ставшее предметом спора  чиновников

Здание стационара НУЗ «Отделенческая больница на станции Тында», ставшее предметом спора чиновников

Город, который до недавнего времени называли столицей БАМа, буквально наполнен слухами о предстоящем закрытии стационара негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Тында». Люди обсуждают событие, которое может случиться в недалеком будущем, причем для большинства это  новость. Почему же и чем так взволнованы жители крупного северного населенного пункта?

Тревожные факты

У беспокойства есть свои, достаточно глубокие, корни. Чтобы понять их, сделаем небольшой экскурс в историю. К середине 90-х годов, на которые пришлось закрытие Байкало-Амурской железной дороги, в лечебных учреждениях магистрали насчитывалось ДВЕ ТЫСЯЧИ ДВЕСТИ коек. Планировалось строительство двух новых больниц, по 350 коек каждая, на якутских станциях. Для одной из них ‒ в Беркаките – был заложен фундамент и закуплено медоборудование. Начинались работы и в Синегорье. Неподалеку от Северобайкальска появилась противотуберкулезная лечебница.

Повышенное внимание к здоровью строителей БАМа было вполне оправданным. Исследования многочисленных экспедиций ученых (проблемами стройки занимались 53 медицинских научно-исследовательских центра со всего бывшего СССР) выявили неблагополучные климатические и экологические показатели в зоне «Стройки века». Они крайне отрицательно влияли на здоровье живущих и работающих здесь людей.

Чего стоит один только факт отсутствия в здешней почве йода и фтора – крайне важных для живого организма микроэлементов! И как следствие этого ‒ заболевания щитовидной железы и выпадение зубов, вплоть до пародонтоза. К негативным особенностям северной природы следует отнести и избыточное содержание в земле урана, стронция, тория, мышьяка. В некоторых водяных скважинах вокруг Тынды обнаружены уран и мышьяк. Это очень серьезная опасность, как и действующая на угле центральная котельная. Она обеспечивает город теплом и горячей водой. И вместе с пеплом ежегодно выбрасывает в атмосферу до полутора тонн ртути.

Все это вместе взятое заставляло власть серьезно думать о здоровье людей и профилактике заболеваний. Для чего предполагалось довести уровень госпитализации до 420 человек на десять тысяч человек населения. И стремление к этому, как мы видим, было очевидным.

Но со сменой общественно-политического строя в России, ликвидацией одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире подверглась демонтажу и система здравоохранения на БАМе. Так и остались романтической мечтой новые больницы в Беркаките и Синегорье, закрылась противотуберкулезная лечебница. А весь фонд для лечения железнодорожников в Тынде и на трассе сейчас едва насчитывает триста коек.

Что же произошло? Из поч-вы исчезли вредные вещества из нижнего ряда Периодической системы элементов Менделеева, а полезные и необходимые человеческому организму микроэлементы появились? Поменялся резко континентальный климат со значительными перепадами температур? Или Тында сменила свое географическое положение и с территории с атмосферным давлением, понижающимся до 690 миллиметров ртутного столба, переместилась в благодатную долину с идеальными 760 миллиметрами?

Нет и еще раз нет! Опасность получить заболевания, провоцируемые названными выше факторами, никуда не делась. И не в человеческих это силах! Тогда почему же здоровью эксплуатационников БАМа (или Северного широтного хода, как его теперь называют) не придавать столь же серьезного значения, как это делалось по отношению к строителям магистрали? Они, что, не такие же люди? Нет, они так же живут, работают, рождаются, болеют. И так же, в полном объеме, нуждаются в квалифицированной медицинской помощи. Но есть ли у них такая возможность сейчас? Можно сказать пока есть, но людей пытаются её лишить.

А у бамовских медиков есть чему поучиться. К слову сказать, в одной только Дорожной больнице на станции Тында работали четыре кандидата медицинских наук.

Не мытьем, так катаньем

Любой опыт – положительный, или со знаком минус – существует для того, чтобы его изучать, брать из него лучшее, и отметать отрицательно себя зарекомендовавшее. Все, что дает положительный эффект, достойно быть использованным в дальнейшей жизни и работе.

Сейчас в Тынде есть идея создать единый больничный комплекс, действующий под эгидой ГАУЗ Амурской области «Тындинская больница». Изначально предполагалось, что амбулаторно-поликлиническая помощь в нем будет осуществляться на базе мощностей районной больницы, размещенной в приспособленных помещениях. Лечение, связанное с госпитализацией, люди будут проходить в здании стационара. Он пока действует в системе НУЗ «Отделенческая больница на станции Тында», но со временем должен был перейти в районную больницу.

Следует особо подчеркнуть, что семиэтажное здание стационара, рассчитанное на одновременную госпитализацию пятисот тридцати пациентов, построено на перспективу и по типовому проекту, соответствующему климатической зоне БАМа. В нем просторные палаты с высокими потолками. Строение оборудовано тремя лифтами. Есть в здании и другие новации, создающие комфортные условия для лечения больных и работы персонала.

И вдруг начались неожиданные повороты. Сначала комиссия, созданная по итогам встречи губернатора Приамурья Козлова с представителями «РЖД», пришла к выводу, что здание хирургического корпуса (именно так в официальных документах именуется стационар) не может быть принято в государственную собственность, поскольку не востребовано для оказания медицинских услуг населению. Другими словами, стационар подлежит закрытию за ненадобностью. На следующем заседании министр здравоохранения Амурской области Николай Тезиков заявил о готовности принять спорное здание в государственную собственность. Более того, в областном бюджете, по его словам, есть средства для того, чтобы сделать ремонт.

Наличие такого подразделения позволило бы повысить горожанам (половину их, заметим, составляют железнодорожники) качество и комфортность медицинских услуг. Тем более, что с ликвидацией НУЗ, нагрузка на «районку» возрастет на почти 20 тысяч человек, Идеальным вариантом для врачей и пациентов послужило бы нахождение рядом со стационаром детской и взрослой поликлиник, оставшихся за «РЖД». Да и медицинские работники, а также специалисты, занятые на вспомогательных и подсобных участках, остались бы на своих рабочих местах

Очередной зигзаг последовал теперь уже от региональной дирекции медицинского обеспечения на Дальневосточной железной дороге. На заседании медицинского совета решено разместить в здании стационара обе поликлиники, административный корпус, другие находящиеся на территории отделения и службы. Причем, сделано это должно быть в срочном порядке. Готовятся списки на сокращение персонала стационара. И в них более сотни человек!

Какой смысл в такой «новации» ‒ непонятно. В недоумении не только специалисты, но и люди, далекие от тонкостей проблем здравоохранения. Ведь «переселение» амбулаторий потребует коренной реконструкции типового здания стационара. Для кабинета врачебного приема одной палаты будет многовато. Придется устанавливать перегородки, оборудовать краны, тянуть водопроводные трубы и так далее. На это потребуются сотни тысяч рублей. А они что – лишние?

Остается неясным будущее далеко не ветхих строений, откуда службы переедут в здание стационара. Хорошо, если их кто-нибудь купит. А если не удастся продать? Тогда они будут просто брошены и разрушены.

Передача больниц местному самоуправлению на станциях Юктали, Беркакит и Февральск создаст ещё одну проблему. Теперь, чтобы пройти медкомиссию, железнодорожники вынуждены будут приезжать в Тынду. На практике это будет означать, что каждый из работников ежегодно (а кто-то и раз в полгода) на четыре-пять дней будет выключен из производственного процесса. Только по станции Юктали таковых насчитывается до тысячи человек. А сколько неудобств будет связано с дальними переездами?

Умерьте пыл!

Видимо, какие-то резоны у принимающих такие решения есть. Но в чем они заключаются? Рядовые труженики продолжают оставаться в неведении. И среди них зреет недовольство. На встрече вице-президента ОАО «РЖД» Олега Валинского с коллективом эксплуатационного локомотивного депо Тында председатель первичной профсоюзной организации Владимир Пархомук поднял вопрос о «реформировании» здравоохранения на БАМе и дальнейшей судьбе стационара отделенческой больницы.

«Ответ меня не удовлетворил. – Сказал он. – Я не услышал, как и где, а главное, в каких условиях в недалеком будущем будут лечиться мои товарищи по работе».

Решение медсовета РДМО на ДВЖД в обязательном порядке предписывает осуществить информационную работу с прикрепленным населением, посредством СМИ и руководителей предприятий, по разъяснению преимуществ отдельных видов стационарной медицинской помощи в условиях ЦРБ, а также возможностей Дорожной клинической больницы на ст. Хабаровск-1.

Возникает логичный вопрос – не торопится ли руководство региональной дирекции медицинского обеспечения со своими нововведениями? Может, лучше было бы сначала хорошо подумать: есть ли польза для людей от этих новшеств, посоветоваться с ними, а потом уж проводить реформы? Тем более, в таком регионе, как БАМ, где остается множество рисков не только для здоровья, но и, в конечном итоге, для жизни людей.

Геннадий АСТАХОВ, г. Тында

Депутат Тындинской городской Думы Марина Михайлова

Mihajlova_deputat«Проблема предстоящей оптимизации здравоохранения будоражит тындинцев не первый год. До сих пор удавалось сохранить условия выбора жителями столицы БАМа и Тындинского района лечебного учреждения. Здоровая конкуренция – залог качества медицинских услуг. Мы направили обращение руководству «РЖД» с просьбой сохранить стационар ж/д больницы. Этого требует не только экономическая целесообразность, но и здравый смысл, если говорить об интересах населения».

 

 
ПОДПИШИТЕСЬ и будьте в курсе свежих новостей
 

Оставьте свой отзыв, пожелание или Задайте нам вопрос!