«Коммунизм спасёт нас, а индивидуализм погубит»

Народный артист России Юрий Назаров в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором Кожемяко.

Он не только талантливый актёр, сыгравший в кино более двухсот ролей. Он также человек беспокойной, ищущей мысли. Сколько знаю его, Юрий Владимирович Назаров постоянно в раздумьях. О непростых проблемах нашего прошлого и современности, о темах социальных, идеологических, философских, привлекающих своей актуальностью. Потому каждая встреча с ним для меня по-особому интересна и дорога.

А ещё дорог он мне своей верностью всему лучшему, что воспитывали в нём советская жизнь и советская школа, начиная с трудного военного детства в Сибири. Многие поспешили отречься от этого, едва провозглашена была предательская «перестройка». Тут же вперегонки начали проклинать «совковость» и «сталинизм», а заодно Родину, допустившую «октябрьский переворот».

Ничего подобного от Назарова я не слышал и не читал у него. Нет, он не уходил от самых острых вопросов, но избегал поверхностного и примитивного подхода к ним, стараясь в поиске ответов докапываться до глубины, до корней.

Наверное, именно поэтому, когда на переломе 1990-х большинство его коллег по искусству, основательно заражённые антисоветизмом, отшатнулись от коммунистов и от «Правды», он наоборот — с подчёркнутой демонстративностью шёл на наши праздники и встречи с читателями, чтобы выступать с любимыми стихами и прозой, делиться со слушателями самым заветным, побуждать их к размышлению и убеждать.

Большим другом нашей газеты Юрий Назаров остаётся до сих пор. Надеюсь, понятно моё желание ещё раз поговорить с ним в преддверии этапной даты — 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Разговор состоялся пространный, занявший несколько часов, так что здесь публикую лишь часть его.

К вопросу о счастье

— Юрий Владимирович, я заметил и в прошлых наших беседах, и в основной книге вашей, что вы постоянно обращаетесь к теме счастья человеческого. В книге «Только не о кино» есть у вас целая глава под названием «Потолкуем о счастье», да и в других главах по-разному то же самое звучит. Почему?

— Наверное, потому, что вопрос о счастье — это ведь о смысле жизни вопрос. К чему стремиться, от чего может быть у человека самая большая радость…

— По-моему, это имеет прямое отношение к теме Октября 1917-го, которую я предложил вам для обсуждения.

— А как же! Я прочитал в «Правде» вашу беседу с писателем Захаром Прилепиным, который назвал Октябрьскую революцию величайшим событием во вселенской истории (номер за 7—8 февраля с.г. — Ред.). Согласен с ним. И множество есть оснований для такой оценки. Но самое главное, в моём представлении, связано как раз со смыслом жизни.

Какую цель предлагало человеку прежнее жизнеустройство, к которому теперь мы фактически вернулись? Хапужничество, личное материальное обогащение за счёт других и любой ценой. Но разве в этом действительно высшая человеческая радость? Нет, извините, это радость животная. Вот свинья растолкала всех у кормушки, нажралась — и нет для неё большего удовольствия…

— Когда ныне обрушиваются на коммунистический, социалистический проект в нашей стране и твердят про его утопичность, то нажимают больше всего именно на низменную природу человека. То есть по сути получается, что при его врождённом индивидуализме он недалеко от той свиньи ушёл. И главные удовольствия у них одинаковые. Ничего, дескать, с этим не поделаешь, потому и не следует природе мешать.

— Неправда это во многих смыслах. Свинское от рождения внутри человека может, конечно, быть. Однако есть и другое. Так вопрос в том, ЧТО развивает общество в человеке — худшее или лучшее, на что его настраивает и ориентирует, для чего условия создаёт и что поощряет.

Недавно я узнал про результаты социологических исследований, проведённых в разных странах. Выявлялось, от чего люди различных профессий получают наибольшее удовлетворение.

— И от чего же?

— От творчества! А уж дальше идут секс, обжираловка и всё прочее. Да я и без каких-то специальных учёных исследований по себе знаю, что творчество способно совершать чудеса. Могу долго рассказывать об этом. Начиная с того, как перед ответственным экзаменационным показом в Щукинском училище я вдруг тяжко заболел. С утра в этот день всё было для меня, как в тумане. Однако, преодолевая себя, решил всё-таки не подводить товарищей.

Мы подготовили отрывок из «Тихого Дона», где я играл Степана Астахова. И вот, когда переодели меня в казачью форму, наклеили усы и вышел я на сцену, всё будто преобразилось. Ясно вижу и слышу, с невесть откуда взявшимся подъёмом играю…

— Отступила болезнь?

— Я сыграл весь наш отрывок (педагоги оценили хорошо), а затем, помню, в пустой аудитории свалился на какой-то кушетке и проспал крепчайшим сном до утра. Проснулся — совершенно здоровый!

— Характерный случай, показательный…

— Да что я. Вспомним академика Ивана Петровича Павлова. Он, находясь буквально на смертном одре, то есть умирая, до последнего вздоха диктовал свои наблюдения за собственным организмом. Для науки диктовал, продолжал своё многолетнее творчество, которое и составило счастье его жизни.

— А Николай Островский, когда писал «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей»?

— Вот на каких примерах воспитывал коммунизм, определивший главной целью людей созидание — коллективное созидание справедливого общества. Он делал человека человеком, выводя его из животного мира. Это, замечу, ещё с первобытного коммунизма началось, когда сообща приходилось людям охотиться на мамонта. Сообща, вместе, а не порознь, индивидуально. Общее гораздо сильнее и выше, нежели частное.

Ну а потребление — это легче всего. И делать из него цель, смысл жизни — это несчастье. Да, истинное счастье в творчестве, будь то академик, писатель или простой работяга, какого сыграл, например, Баталов в фильме «Москва слезам не верит». Я в жизни знал и знаю таких работяг. Сколько замечательного сотворили для страны и геологи, и сталевары, и конструкторы-инженеры, и сельские механизаторы, и медики!..

Вот всех их поднял Октябрь. Им открыл широкую дорогу и перспективу для счастья.

Перспектива не хищникам и потребителям, а людям труда

— Вы правы, конечно. И в советское время именно эти люди творческого труда, достигавшие наивысших результатов, были подлинными героями как в жизни, так и в искусстве. А сейчас? За самое последнее время мы, правда, наблюдаем попытки властей имитировать кое-что из советской эпохи. Появилось звание «Герой Труда», Государственную премию или другую награду могут вручить и доярке с механизатором либо заводскому слесарю, бригадиру строителей. Однако носит это явно показной эпизодический характер, и никакими героями, скажем, в СМИ или в театре, кино, на телевидении, эти люди не становятся. Там, как вы знаете, царят совсем иные персонажи.

— Это знаю не только я — буквально все.

— Работяг в нынешней России к «элите» не относят! Притом премьер правительства Медведев, побывавший и президентом страны, настойчиво внушает, что необходимо приглашать на уроки в школы… олигархов. Чтобы они, как «наиболее успешные», с малых лет учили будущие поколения на своём «опыте» и «примере».

— Ох, могут они научить только одному: как ловчее мошенничать и грабить. Ведь ворьё же, ворьё! Разве кому-то непонятно, что нельзя честным трудом заработать 18 миллиардов долларов, как Абрамович, или 24 миллиарда, как Лисин?

Такие числа в реальности даже вообразить трудновато. Один товарищ как-то меня спросил: «А знаешь, сколько секунд в твоём возрасте?» Оказывается, он свои подсчёты провёл, и выяснилось: миллиард секунд — это 31 год и 7 с лишним месяцев. А 2 миллиарда соответственно — 63 года «с копейками». Стало быть, 9 начинающих пенсионеров надо собрать, чтобы по прожитым ими секундам они сравнялись с 18 миллиардами Абрамовича!

Вот я и спрашиваю: это что — права человека?

— Говорят, свобода предпринимательства, которой не было в советское время.

— Нет, по-другому надо говорить, называя всё своими именами. Это — узаконенное право жить за чужой счёт!

Я помню, как умилялся мой любимый писатель Виктор Астафьев, когда частную собственность начали превозносить. Дескать, едет девочка на велосипеде и даже не знает, что это её частная собственность. Нет же, Виктор Петрович, это личная собственность, которая и при социализме, при Советской власти у нас была. А вот жить собственнику за счёт других людей, эксплуатируя их труд и наживая таким образом несметные богатства, не допускалось. И правильно, справедливо!

— Чтобы понимать это, следует хотя бы азы марксизма изучить. К сожалению, далеко не все понимают.

— Считаю, в этом корень наших бед. Плохо многие в своё время учились, сегодня же учат иному. Но ведь коммунизм — наука, методология, а науку надо постигать и осваивать. Тогда каждому станет ясно, что коммунизм, спасший нас благодаря Октябрьской революции, зовёт к созиданию, а буржуазный индивидуализм — к потреблению. Коммунизм, социализм объединяют людей труда, а капитализм всех чудовищно разобщает…

— Тут вам опять начнут твердить про развитие предприимчивости, про то, что в советское время не поощрялась инициатива.

— Но я-то знаю, что это — враньё. Мне, например, довелось немало бывать в советских коллективах гидро-строителей, и я своими глазами видел, что такое настоящая предприимчивость и подлинная инициатива. Только направлены они были не на корыстные, хищнические цели, а действовали в интересах общества и всей страны.

Благодаря этому мы успешно осуществили гигантский ленинский план ГОЭЛРО (который даже не худшие умы на Западе сочли было за «мечтания»), и это же помогло досрочно выполнять напряжённые планы сталинских пятилеток, что, замечу, дало нам возможность в кратчайший срок преодолеть отставание от самых индустриально развитых стран и за десятилетие 1930-х годов существенно поднять нашу оборонную силу к началу Великой Отечественной.

Надо же признать небывалый взлёт инициативы людей, работавших не на капиталиста, а на свою страну, на всё общество, а значит, и на себя. И какие изумительные хозяйственники, организаторы, командиры советской промышленности и сельского хозяйства выросли тогда! Это, кстати, и в нашем искусстве ярко было отражено.

Какое назначение у искусства

— Давайте, Юрий Владимирович, поговорим об искусстве и культуре, которым вы столько лет служите. Точнее, служите людям как деятель культуры и искусства. Что конкретно вы сейчас имели в виду из произведений советского времени, говоря про изумительных хозяйственников?

— Таких произведений много — в литературе и живописи, в театре и кино. Конкретно я сразу же вспомнил замечательную пьесу выдающегося советского драматурга Николая Погодина «Мой друг». Вспомнил потому, что в последнее время подумываю, как бы вернуть её на сцену. В главном герое угадываются черты легендарных руководителей — Орджоникидзе, Куйбышева, Лихачёва… И очень талантливо написано.

— Он большой талант, Николай Погодин. Одна его ленинская трилогия чего стоит — «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты» и «Третья патетическая». Каждую из этих пьес шедевром можно назвать.

— А его «Сонет Петрарки», «Маленькая студентка», многое-многое другое! А его «Аристократы»! Это же пьеса про заключённых — и как они находят счастье в творчестве и общественно полезном труде, а не в воровстве, за что отбывали наказание!.. Но ведь забыт совсем этот прекрасный автор. Кстати, много советских талантов несправедливо забыто. И если говорить о драматургии, то, кроме Погодина, стоило бы Афиногенова вернуть, Арбузова, Ромашова, Розова, немало других.

— Арбузова и Виктора Розова в последние годы с большим успехом возвращает зрителям Татьяна Васильевна Доронина. Восторженные отклики слышу, например, о спектакле «Её друзья». А ведь это самая первая пьеса Виктора Сергеевича, и она идёт на сцене МХАТ имени М. Горького уже более двадцати лет! Пьеса рассчитана прежде всего на подростков. Так вот, звонят родители и говорят: «Спасибо за прекрасный спектакль, который воспитывает в ребятах лучшие качества!» А что многие современные пьесы воспитывают? Даже классику какой-нибудь Богомолов или Серебренников выворачивают наизнанку.

— Или Коляда из Екатеринбурга, которого всячески раздувают и рекламируют. Да несть им числа, от которых в театре ничего доброго ждать не приходится! Чеховских трёх сестёр превращают в лесбиянок, Анну Каренину — в наркоманку…

— Подобное происходит и в кино. Сами знаете, до Великой Отечественной советские фильмы, вдохновлённые идеями Великого Октября, воспитали убеждённых патриотов — защитников социалистической Родины. После войны кинематографисты помогали восстанавливать страну и поднимать её до космических высот. Все названия даже самых выдающихся картин перечислить невозможно. И они воспитывали, духовно возвышали людей, а вот нынешние фильмы и сериалы, увы…

— Разлагают и развращают! Удивительно, как на государственные, то есть народные, деньги столько лет снимаются антинародные, антирусские поделки. Антисоветизм и русофобия рука об руку идут! Словно по заказу наших «заклятых друзей» — так называемого цивилизованного мира. А если вдруг случится что-то стоящее, то на экранах стараются это широко не показывать.

— Хочу затронуть ещё один вопрос. Вот я сказал, что советское искусство духовно людей возвышало. Вы согласны с этим?

— Конечно!

— Однако сегодня утверждается другой взгляд: будто духовное воспитание (да и шире — нравственное) возможно лишь с участием церкви, религии. Как вы к этому относитесь?

— Такую точку зрения разделить никак не могу. Понятие духовности человека давно уже стало вполне светским, вышло далеко за пределы религиозные и церковные. В советском искусстве эти мотивы ведь почти отсутствуют, но множество лучших произведений советской эпохи воистину высоко духовны. Каким образом? Почему? Да потому, что обращены к высшим чувствам человека и эти чувства они действительно поднимают. В отличие от той мерзости, какая заполонила экран, сцену, эстраду, книги, выставки и т.д. Эти «творения» направлены на то, чтобы превратить внутренний мир человека просто в помойку. В отхожее место. У меня даже четверостишие сложилось на сей счёт (простите за несовершенство):

В животный мир нас опустили,

Теперь живём в животном мире.

Права, свободы — как в сортире.

Живём, пока не замочили.

Сила знаний и правды

в просвещении

— Церковь, судя по всему, своими проповедями и другими деяниями не в силах это превозмочь?

— Думаю, да. Хотя усилия предпринимаются, на мой взгляд, даже чрезмерные. Ну, скажем, настойчиво предлагается ввести обязательное преподавание в школах чего-то вроде «Закона Божьего». Однако, если у нас свобода совести, то она должна быть и для верующего в ту или иную религию, и для атеиста.

Вопрос этот, конечно, тонкий и сложный. Особенно учитывая исторические конфликты между церковью и государством. Хотя тут изначально не Советское государство виновато: дело в том, что многие священники после Октября выступили против Советской власти и воевали с ней. Но именно при Ленине была провозглашена свобода совести, а Сталин в определённом смысле сотрудничал с церковью, особенно когда необходимо было сплотить верующих и неверующих на защиту страны в годы Великой Отечественной. Больше всех, по-моему, навредил отношениям церкви и Советской власти Хрущёв — вот это факт.

— Наверное, многим из тех, с кем вы общаетесь, вряд ли нравятся ваши размышления о церкви и религии.

— Это когда я откровенно высказываю то, что думаю по этому поводу. Но вот запомнился мне разговор со вдовой старого русского писателя в Подмосковье, где она работала агрономом. О вере тоже речь тогда у нас зашла. Так она со смущением великим призналась: «Не могу поверить в «непорочное зачатие» — ведь я же биолог».

— Дарвина из школьных и вузовских программ требуют изгнать...

— Значит, изгнать просвещение, которое только и может истинную силу правды и знаний дать человеку и которого нам сегодня остро не хватает. А коммунизм совершенно правильно ориентирует на него. Вспомните Ленина: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Власть в России коммунисты приняли тогда, когда грамотными были значительно меньше половины населения страны. Но уже вскоре это изменилось. И вслед за ликвидацией безграмотности (знаменитый ликбез!) в стране началась настоящая культурная революция.

— Моя мать, тогда совсем молодая учительница, активно участвовала в ликбезе. Рассказывала, как пешком, иногда в непогоду, добирались учителя до самых отдалённых и глухих деревень, чтобы старых и малых учить грамоте.

— Не случайно же Советская страна стала самой читающей в мире, а книга реально была для нас лучшим подарком. Знаете, когда я в 1937-м, 5 мая, родился, дедушка и бабушка подарили мне однотомник Некрасова. Ещё имя новорождённому не успели дать! Так они надписали: «Нашему желанному, долгожданному внуку...»

— Великолепно. Думаю, Некрасова вы после этого особенно любили?

— Да как же не любить-то его! От них, от классиков наших, впитывали мы и красоту слова русского, и настоящую духовность, и тягу к справедливости. А каков был авторитет писателей и учёных в Советской стране!

— В книге вашей на меня произвёл впечатление эпизод, как вы, начинающий студент театрального училища, в дни душевной смуты и жизненных сомнений за советом пошли не к кому-нибудь, а к Михаилу Александровичу Шолохову. Почему именно к нему?

— Необыкновенное доверие к этому писателю было.

— И ведь вы нашли адрес, где он в Москве останавливался, и живой классик не оттолкнул, не выгнал заявившегося с улицы мальца.

— Сказал: «Учись!» Это я крепко запомнил...

Но, возвращаясь к религиозной и церковной теме, должен сказать следующее. Веровать или не веровать в легенду о Христе либо Мохаммеде — это в конце концов личное дело каждого. Тут логические доказательства действуют далеко не на всех. Однако мы же знаем, к чему многие столетия вера в Бога реально ведёт на земле.

Наверное, все религии, дошедшие до наших дней, именем Господа к добру, справедливости и миру зовут. Ни Христос, ни Мохаммед, ни Иегова, ни Будда вроде бы не призывают к войне. Но люди, верующие в Бога, тысячелетия режут друг друга и никак не нарежутся. Вплоть до нынешнего ИГИЛ.

От имени Христа провозглашено: «Не можете служить Богу и мамоне». Однако служат вовсю этому самому золотому тельцу. Ставят в церкви свечки олигархи, чиновники — и продолжают всяческие гадости творить ради наживы.

— Кричащее лицемерие и фарисейство процветают, фиговым листком прикрывая сущий бандитизм. А миллионы так называемых простых людей словно и не замечают этого.

— Недостаток просвещённости! Но приведёт ли к счастью человечество такая слепая вера? Может ли привести? Нет, подлинное стремление к справедливости и миру было в Советском Союзе. У нас и герб был не какой-то двуглавый мутант, а земной шар в обрамлении колосьев, и символ наш — это серп и молот, символ труда. «Люди, давайте жить по-людски, а не по-волчьи, не по-скотски!» — призывала весь мир наша страна, которой мы по праву гордились, и сама являла достойный пример во многом.

Да, были издержки, ошибки, потери, но в целом-то мы шли единственно правильным курсом. Научно выверенным и служащим интересам всех, а не кучки «избранных». И дружба народов была не показная, а настоящая. Помню, как на излёте «перестройки» криком кричал мой друг-таджик, замечательный солист балета Курбан Холов: «Юра, куда же вы от нас?» А недавно с украинцами-ветеранами встречался на Поклонной горе, и с какой болью они говорили: «Не верьте, что все мы против вас, не верьте!»

Против коммунизма — от Черчилля и Гитлера до Чубайса и Ельцина

— Ныне за рубежом и внутри нашей страны антисоветчики твердят: «Коммунистический эксперимент, начатый Октябрём 1917-го, провалился». Согласны?

— Что вы! Он не провалился — его колоссальными объединёнными силами врагов сумели временно порушить и остановить. Да разве за всё советское время давали нам нормально строить коммунизм? Начиная с первых послеоктябрьских лет, когда четырнадцать капиталистических держав двинулись на молодую Республику Советов. А затем, получив по зубам, душили блокадой, всяческими вредительствами, ультиматумами и в конце концов вырастили, вооружили и направили против нас Гитлера с армиями почти всей Европы...

Вы подумайте: Гитлер против коммунизма — и Чубайс с Ельциным против коммунизма! А ещё Трумэн, Даллес, Рейган, Клинтон — всех не сочтёшь. Внутри страны Жириновский против коммунизма, и РПЦ тоже присоединяется.

Внутри страны... Недавно читал, как 30 ноября 1964 года в британском парламенте чествовали Черчилля в связи с его 90-летием. И, конечно, благодарили за то, как он боролся с коммунизмом. А тот в ответ сказал: «Да Никита Хрущёв причинил вреда Советской России гораздо больше!»

И ведь в самом деле. Так же, как после него, — предатели Горбачёв и Ельцин. Не только Сталина в гробу, а всё сталинское время обгадил Никита. Из-за него страна стала предавать коммунизм. А вот Китай не предал. И посмотрите, где теперь Китай, а где Россия...

— Это очень наглядно! Всё произошло на наших с вами глазах. И это один из самых убедительных аргументов в пользу социализма и коммунизма.

— А начало трагедии Советской страны положил именно Хрущёв, который, я считаю, истинным коммунистом не был. Но были же коммунистами достойнейшие, великие люди! Кроме Ленина и Сталина — Жуков и Рокоссовский, Шолохов и Симонов, Королёв и Гагарин... Огромное число гениев, талантов и тружеников, от какой-нибудь безвестной деревушки до столицы, от заводского цеха до Кремля, беззаветно и бескорыстно отдавали все свои силы и разум утверждению самого справедливого общества на земле.

И не зря же это было! Пусть бы вдумались люди: ведь сегодня нас охраняют Иосиф Виссарионович Сталин и Лаврентий Павлович Берия, под руководством которых был осуществлён советский атомный проект.

— Как-то «забыли» про это. «Забыли» и про варварскую атомную бомбардировку американцами Хиросимы и Нагасаки. Ну да, они ведь «цивилизованные»! Между тем известны также их планы ядерных ударов по сотням советских городов сразу после войны. Вон как боролись против коммунизма. Однако в истории, которую сегодня нагло фальсифицируют, всё перевёрнуто с ног на голову и реальная вина за всё переложена с больной головы на здоровую...

— Это меня больше всего и возмущает! Поневоле снова и снова вспоминается Йозеф Геббельс: «Ложь должна быть чудовищной, чтобы в неё поверили». Этот «цивилизованный мир» лжёт чудовищно, переиначивая на свой лад и к собственной выгоде всю картину мира, меняя местами добро и зло, изображая белое чёрным, а чёрное — белым. Пушкин верно в своё время написал: «Европа в отношении России всегда была сколь невежественна, столь и неблагодарна».

— Но доброхоты в нашей стране с удовольствием подхватывают выдумки и неблагодарность «цивилизованного мира», да ещё своих фальсификаций добавляют. Вот общими силами и внушили тем же нынешним украинцам, что Ленин, Сталин, коммунисты — это оккупанты, а Гитлер с Бандерой — освободители...

— Словечко какое придумано: декоммунизация. Уничтожение коммунизма, «очищение» от него. Гитлер этим занимался, Чубайс, по его признанию, гвозди забивал «в гроб коммунизма», а теперь украинские фашисты опять хотят это по всему миру разжечь. Борьбу против коммунизма, который спас Европу и всё человечество. Который только и может гарантировать достойное, справедливое будущее на нашей планете. Без всевластия хищничества и свинства, без одержимости безумным индивидуализмом и национализмом.

По страницам газеты «Правда», Виктор Кожемяко. 

 
Присоединяйтесь! Ещё больше новостей в наших группах ВКонтакте и Одноклассники
 

Оставьте свой отзыв, пожелание или Задайте нам вопрос!