Министерство дальневосточного застоя


Ведомство Виктора Ишаева отчиталось о проделанной «бумажной» работе

Свой персональный юбилей отметило ведомство, которое ровно год назад впервые появилось в структуре российского правительства. Речь идет о Министерстве по развитию Дальнего Востока, которое возглавил полпред президента в ДФО Виктор Ишаев. Новый бюрократический орган получил от высшего руководства страны спецзадание – вывести из хронической экономической депрессии самый удаленный российский регион. В адекватности целеполагания здесь сомневаться не приходится. Колоссальный хозяйственный и транспортно-логистический потенциал Дальнего Востока, несмотря на цветистые декларации властей, до сих пор не раскрыт. Более того он входит в вопиющее противоречие с неприлично низким уровнем социально-экономического развития и той демографической ямой, на краю которого постоянно балансирует ДВ. Опасность того, что рано или поздно накопившиеся дисбалансы буквально «разорвут» Россию «по Байкалу» становится еще очевиднее, если учесть, что центробежные силы ускоряет наличие по соседству экономического и демографического центра притяжения в лице Китая и других быстро развивающихся стран АТР.

Конечно, год — это не тот срок, который позволяет сделать окончательный выводы об эффективности усилий команды «спасателей-дальневосточников» в правительстве. Однако, можно смело констатировать, что никаких судьбоносных действий, приведших к серьезным подвижкам в деле ликвидации социально-экономической пропасти между Дальним Востоком и «материковой» Россией, они пока не совершили. За год министерство напомнило о своем существовании всего один раз. Когда в его недрах созрел продукт бюрократического творчества в виде стратегии развития региона до 2025 года. Причем, его авторы, судя по всему испытывают гордость не столько за качество проделанной работы, сколько за скорость ее выполнения. Чиновники Минвостокразвития в публичных комментариях не раз делали особый акцент на том, что стратегия появилась в рекордные сроки – всего за три месяца. Как будто это может считаться главным достоинством «дорожной карты», по которой планируется направить развитие региона на ближайшие 12 лет.

Более близкое знакомство с этим документом подтверждает его концептуальную вторичность и отсутствие каких-либо свежих идей. Авторы явно не в состоянии выбраться из прокрустова ложа экономических догм и подходов, которые уже не раз доказывали свою несостоятельность. Складывается такое впечатление, что разработчики видят будущее Дальнего Востока исключительно в статусе сырьевого придатка соседей по АТР. Особый упор делается на транспортно-логистической составляющей – модернизации и строительстве новых веток БАМа и Транссиба, появлении новых морских и воздушных хабов (перевалочных пунктов) для обслуживания нарастающих потоков в торговом обороте между азиатскими производителями и европейскими потребителями.

Задуманный промышленный кластер в основном ограничен сферой обработки сырья с последующей реализацией продукции «первичного передела» на экспорт. В отдельных положениях стратегии отдается дань модной теме и говорится о развитии инновационного, высокотехнологичного сектора. Однако, в отличие от сырьевых проектов здесь мало конкретики. Для осуществления экономического рывка ведомство Виктора Ишаева просит увеличить финансирование. В частности, посредством предоставления налоговых льгот субъектам хозяйствования и прочих преференций. К чему в условиях коррупции и бюрократической безответственности приводит такая практика мы хорошо знаем на примере Особых экономических зон, которые возникли в ряде регионов еще в 1990е годы. Многие из них превратились в «черные дыры» экономики, в которые засасывались бюджетные деньги и легализовывались доходы от теневой деятельности. В качестве еще одного инструмента развития экономики региона «отцы-основатели» стратегии видят частно-государственное партнерство. Опять же идея не нова и более того, в российских реалиях подчас имеет малопривлекательную (с точки зрения интересов большинства общества) реализацию. Когда государство берет на себя все издержки (по созданию инфраструктуры), чтобы затем частный бизнес, придя «на готовенькое» приватизировал прибыли. Как показывает практика (достаточно вспомнить реформу РАО ЕЭС) из этого редко когда получается нечто путное.

В своих интервью министр по делам Дальнего Востока Виктор Ишаев часто сетует на ограничения, которые накладывает макроэкономическая ситуация в стране в целом. Речь идет о запредельных тарифах на услуги естественных монополий. Наиболее возмутительно выглядит ситуация с электроэнергией, которая экспортируется в Китай по более низким ценам чем для внутренних потребителей. То же самое касается высокой «запретительной» процентной ставки на кредиты, которая делает дальневосточные товары неконкурентоспособными даже на региональном рынке. Очевидно, что в этом отношении положение дел в его «подмандатной» территории ничем не отличается от проблем Центральной России. А значит лечение указанных «болевых мест» выходит за рамки компетенции Минвостокразвития и возможно лишь при наличии политической воли со стороны федерального центра. Ее отсутствие, строго говоря и является главным камнем преткновения на пути решения проблемы социально-экономической реабилитации и реинтеграции Дальнего Востока с остальной Россией.

Председатель «Движения развития» Юрий Крупнов согласен с тем, что создание отдельного министерства по делам Дальнего Востока — это позитивное событие, поскольку подчеркивает особый статус региона. Однако, проблема Дальнего Востока, нашего геополитического макрорегиона №1 ставит в тупик приверженцев стандартных подходов и решений. Нельзя считать оптимальной позднесоветскую схему, когда выбирается несколько гигантских объектов, в создание которых государство вкладывает колоссальные средства, но эффективность которых никто не просчитал. Еще более пагубным представляется неолиберальный подход. Когда декларируются абстрактные механизмы, которые должны разрешить ситуацию. Удивительно, но понимания приоритетности Дальнего Востока для России, похоже, нет даже у Ишаева, который казалось бы должен исходить из этой мысли. Нет, чиновники Минвостокразвития, конечно, говорят, что ДВ надо экономически развивать и финансировать. Но, складывается такое впечатление, что они сами не верят в приоритетность этого региона.

«СП»: — В заявленной стратегии основная ставка делается на сырьевую и транспортную составляющую…

— Вот именно. Сегодня среди наших элит есть консенсус по поводу того, что основная специализация ДВ это сырьевой придаток для стран АТР. Отсюда экспортный приоритет, транспортно-логистические проекты и т.д. Независимо от деклараций, это означает, что Дальний Восток видится как задворки России и мира. Более того, получается, что никакой надобности в уже существующем 6 миллионном населении нет. Потому что все эти ГОКи могут обслуживаться вахтовым методом. Это на порядок дешевле, чем строить большие города. Соответственно, в Приморье будет некоторое количество портов, которые будут работать на вывоз сырья. А остальной регион будет находиться в хиреющем состоянии. В том числе в демографическом плане.

Ярким примером можно считать то, что происходит сегодня вокруг космодрома Восточный. По всем параметрам он должен стать приоритетным проектом в развитии российской космонавтики. Тогда Дальний Восток выглядел бы не как сырьевой придаток, а регион-локомотив развития России. Но вместо того, чтобы создавать новую космонавтику и входить в международную интеграцию не на принципе сырьевого придатка, а в качестве лидера передовых технологий, власти уныло заливают кубометры бетона. Причем никто пока не знает, кто будет жить в городе при космодроме. Возможно, туда будут завозить гастарбайтеров. И это никого не волнует. Строительство Восточного это та «капля», в которой отражается не Солнце, а блеклое бюрократическое отношение к Дальнему Востоку. Если мы не сделаем ДВ локомотивом развития, то через какое-то время он просто от нас отпадет.

«СП»: — Много ли может изменить отдельное ведомство в рамках общей ущербной макроэкономической парадигмы?

— Какие льготы не предоставь, эти деньги просто разворуют. Потому что у властей нет стратегии превращения ДВ в регион-форпост. Может быть им удастся немного повысить уровень жизни населения. Не более того.

«СП»: — Не хотелось бы, чтобы регион превратился во «вторую Чечню», «черную дыру» российской экономики…

— Конечно. Для наших олигархов и компрадорской буржуазии любые экономические преференции превратятся в механизмы откачки денег, которые будут эксплуатироваться ими на 150%. Естественно, лишь в своих интересах.

Источник: Свободная Пресса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.