Д.Г. Новиков: «У нас своя образовательная система, и нет необходимости её рушить»

Новиков708Британский журнал Times Higher Education обнародовал свой рейтинг первой сотни наиболее престижных вузов мира. МГУ занял довольно высокое 25-е место. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков прокомментировал эту новость в эксклюзивном интервью порталу KM.RU.

 

 

Ориентироваться на западные оценки — значит плестись в хвосте

— МГУ и раньше входил в подобные рейтинги, он не впервые появился в сотне, но сейчас превзошел свои прошлые показатели. Конечно, подвижки вверх это повод порадоваться за наши вузы и их поздравить, но не стоит особо увлекаться рейтингами. Нет смысла считать их истиной в последней инстанции, и, на мой взгляд, будь они более объективными, то число российских вузов в сотне лучших было бы больше, чем сейчас.

Пытаться ориентироваться на западные оценки — значит обрекать себя на то, чтобы плестись в хвосте чужих подходов, порой имеющих политический оттенок. У нас своя образовательная система, и её нет необходимости рушить, чем, на мой взгляд, занимается министерство Ливанова, утешая себя тем, что мы попадаем в международные рейтинги. В конце концов, мы способны и свой рейтинг составить! Кстати, это могли бы сделать ассоциации людей, занимающихся образовательной деятельностью, а не государственная власть.

Но по-настоящему меня беспокоит совсем другое, а именно — падение уровня образования. Оно продолжается, а в это время Министерство образования проводит свой мониторинг эффективности вузов по критериям, вызывающим справедливое недовольство образовательного сообщества. Например, учитывается размер образовательных площадей. Но если вуз государственный, то государство и занимается строительством соответствующей инфраструктуры. И если её не хватает (что показывает рейтинг), то это на самом деле претензия не к учебному заведению, а к государству!

 Отдачу от образовательного процесса мы должны получать в нашей стране

Или, например, смотрят число иностранных студентов. Такой подход сразу ставит в неравные условия, например, педагогические вузы. Одно дело обучаться в другой стране медицине или инженерной специальности, а совсем другое – получать педагогическую специальность. Зачем, допустим, студенту из Австралии или Голландии осваивать наши обучающие методы? Он же поедет потом к себе домой, а там совсем другие условия, другая жизнь, другой менталитет, другая система образования?

Еще одна важная проблема, о которой я хочу сказать, это то, что нагрузка на преподавателей растет. Это мешает им заниматься наукой, не дает времени осваивать новые методические и педагогически подходы. Рабочее время уходит на увеличивающееся число аудиторных часов и на огромное бюрократическое бумаготворчество, когда преподаватель вынужден постоянно заполнять горы разнообразнейших отчетов.

Сейчас забавными и наивными представляются те претензии времен перестройки, которые предъявлялись к «забюрократизированности» советской системы. Такого количества бумаг, как в сегодняшней России, тогда не было. Теперь же поток документов увеличивается в геометрической прогрессии.

Министерство образования и науки сейчас получило возможность успешно отчитаться о том, что его курс на повышение позиций российских вузов в мировых рейтингах дал свои результаты, и мы, дескать, молодцы. А нужно другим заниматься, конкретно — качеством самого образования. Отдачу от образовательного процесса мы должны получать здесь, в нашей стране, а не увлекаться размышлениями о том, как её оценят на Западе.

 

KM.RU, Илья Шабардин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.