Приехали! Последняя электричка?

Амурская область сегодня входит в настоящий транспортный коллапс.

До последнего времени единственным более-менее надежным и регулярным общественным транспортом в нашей области были поезда. Пригородные маршруты связывали удаленные от благ цивилизации поселения. Именно этим транспортом многие добирались на работу, в больницу  или до районного центра, студенты  по льготным ценам ездили к месту учебы, военные по долгу службы мотались от одного полустанка к другому. Теперь прежний жизненный уклад многих амурчан идет под откос. С 12 марта перестали ходить поезда по направлению Белогорск – Благовещенск. Такая же участь с 1 апреля постигла поезд Бурея – Архара. С  15 мая прекратится сообщение Белогорск – Шимановск, а в первый день июня исчезнут сразу несколько поездов: Белогорск – Бурея, Тыгда – Шимановск, Магдагачи – Ушумун и Магдагачи – Сиваки. Без привычного железнодорожного сообщения остаются десятки небольших станций Транссибирской магистрали.

Нам дОроги дорОги

Причину таких транспортных реформ обозначили  железобетонным аргументом: нет денег. Как оказалось, в отношении пригородных перевозок не работают законы «свободного» рынка. Эти перевозки по определению убыточны, и из кармана пассажиров их окупить не реально. Ситуацию усугубило то, что государство давно отдало ключевые рычаги экономики в частные руки. В том числе и железные дороги. Теперь это сфера бизнеса, а задачи бизнеса, как известно, получение прибыли, и чем больше эта прибыль – тем лучше. Экономисты компании «Экспресс-Приморье» подсчитали, что в 2013 году они должны потратить в Приамурье 426 миллионов рублей. В эту сумму, по их расчетам, входит аренда пути, локомотивов, вагонов, зарплата работникам. Амурские власти сочли такую сумму слишком большой и отказали в субсидировании перевозок из бюджета. Теперь между чиновниками и железнодорожниками начались препинания и так называемые «переводы стрелок» в поисках виноватого. Одни желают жить в достатке и ломят ценник, другие от услуги отказываются в попытках сэкономить. Правда, экономия чиновников —  вещь своеобразная, в большинстве случаев она сводится не к урезанию расходов на содержание аппарата и сомнительные проекты, а к ухудшению жизни рядового населения.

По бездорожью и разгильдяйству

В итоге СМИ протрубили о том, что «выход из проблемы найден» и предложили амурчанам передвигаться на автобусах. Такое решение могло бы стать выходом, если бы не несколько но. Для того чтобы пересадить жителей области на автобусы, нужно для начала эти самые автобусы иметь. Учитывая, что в некоторые дни недели пассажиры поезда Благовещенск — Белогорск ехали до пункта назначения, стоя на ногах, автобусов понадобится много. На покупку транспорта на мартовской сессии Законодательного собрания из областного бюджета выделили 4 миллиона рублей – вдвое меньше, чем, по словам министра финансов Приамурья Татьяны Половайкиной, сегодня необходимо (к слову,  новый ПАЗик стоит больше миллиона).

Но нехватка автобусов – это еще  полбеды. Вопрос в том, где взять дороги для этих автобусов. Наши областные руководители, начиная от губернатора, наверное, привыкли передвигаться на вертолете, а поэтому с проблемой подъездных дорог к федеральной трассе, очевидно,  не сталкиваются.

В начале апреля группа депутатов Амурского Заксобрания попыталась на автомобилях (замечу далеко не на автобусах ПАЗ) прорваться в поселок Муртыгит Тындинского района.  По иронии судьбы, на встрече с жителями поселка «народные избранники» собирались обсудить именно транспортные проблемы. Однако встречу отложили до лучших времен. Машины представительского класса пришлось развернуть в Тынду из-за ужасного состояния дороги, передвигаться по которой невозможно.  Жители многострадального поселка добираются до Благовещенска именно на поезде. Только раньше они покупали билеты в общий вагон фирменного поезда «Гилюй». А с недавнего времени железнодорожники отменили общий вагон, поэтому 100 километров люди вынуждены ехать в плацкарте в 2,5 раза дороже. В аналогичной ситуации оказались жители бамовских поселков Аносовский и Беленький. Без дорог как железных, так и автомобильных, остается  часть поселений  Магдагачинского, Сковородинского, Селемждинского  районов.

Министр  транспорта Амурской области Сергей Садовников, как сообщает информационное агентство «Вести.ру», заявил, что на ремонт подъездов к федеральной трассе «Амур» только в южных и центральных районах области потребуется 100 миллионов рублей. Напомню, что пока выделили только 4 и то — на автобусы. По поводу развития альтернативных путей перевозки пассажиров, Садовников отметил: Мы будем поддерживать свой бизнес. Что имел в виду министр  под фразой «свой бизнес», остается только гадать.

Сохраним поезд?

Тем временем в областном отделении Пенсионного фонда ожидают шквал заявлений на монетизацию льгот. Почти 40 тысяч амурчан оказались лишенными возможности воспользоваться транспортной льготой, которая распространяется на пригородные поезда, а не на частные автобусы. Военные  теперь тоже не могут передвигаться за государственный счет. А студенты будут добираться до места учебы за полную стоимость. Без льготного транспорта остаются и пенсионеры-железнодорожники.

С  25 по 29 марта на вокзалах Дальневосточной железной дороги работали общественные приёмные. В ходе акции «Сохраним поезд!» было собрано более 5 000 подписей за сохранение пригородных поездов. Хотя областному правительству, видимо, нет дела до каких-то там льготников.

Но пригородные поезда это еще не все, с чем придется распрощаться амурчанам. В  Амурской области остается под угрозой пассажирский поезд  дальнего следования: № 363/364 Тында – Комсомольск. В декабре прошлого года СМИ-сателлиты ликовали: «главному редактору газеты «Амурская правда» Елене Павловой удалось задать вопрос Владимиру Путину по нашумевшей в регионе проблеме отмены поездов».  Путин  сказал, что так делать нельзя, пообещал вернуться к этому вопросу и решить его. Вернулся, решил –  сначала сообщили, что поезд оставят. Но когда  восторги поутихли,  начальник Дальневосточной региональной службы по развитию пассажирского сообщения и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Фомичёв сообщил, что поезд Тында – Комсомольск-на-Амуре может быть отменён 26 мая. Результат такого решения – транспортная изоляция 11 поселков, в которых проживает 4,5 тысячи человек.

Под откос

Помимо того, что жителей области попросту лишают свободы передвижения, некогда надежные железные дороги уже перестали быть безопасными. Буквально каждый месяц мы узнаем об очередном сходе вагонов в Приамурье. К счастью, составы грузовые. Попытки снизить себестоимость перевозок со стороны РЖД доходят до абсурда. Бизнес экономит на безопасности. По стране колесят вагоны, давно отжившие свой век, они не выдерживают нагрузки и разваливаются на ходу. Так называемое новье, тоже не гарантирует безопасность. По официальным данным, в текущем году на инфраструктуре ОАО «РЖД» произошло 10 изломов боковых рам, произведённых Кременчугским сталелитейным заводом, и 5 случаев излома рам производства ОАО «Алтайвагон».  6 апреля с рельсов сошли сразу два грузовых поезда: на Дальневосточной железной дороге – из-за излома боковой рамы тележки вагона 2010 года выпуска и на Забайкальской железной дороге – из-за излома боковой рамы изготовленной в 2011 году.

Такого количества аварий у нас еще не было. Каждый сход вагонов был событием невообразимым, что называется, из ряда вон. Сегодня, такой аварией уже никого не удивишь, мы привыкли к тому, что ежемесячно локомотивы идут под откос. Где гарантия, что завтра вагон-ветеран не окажется в пассажирском составе? Это все дело времени, наш народ приучают и не к таким безобразиям.

Летайте самолетами! Если деньги есть.

То, что доступный воздушный транспорт, в пределах Амурской области, остался только воспоминанием о советской эпохе, ни для кого не секрет. Перелеты по России  теперь для большинства амурчан тоже непозволительная роскошь. В начале марта это заметили и в областном правительстве. 70 тысяч рублей за билет до Москвы трудно назвать доступным. Правительство Амурской области даже направило письма в федеральное министерство транспорта и в кампанию «Аэрофлот» с просьбой разобраться с заоблачными ценами. На что чиновники, которые видимо, забыли, в чьих руках авиация, получили ответ: компания не намерена снижать цены на перелёты в Амурской области, а также, являясь акционерным обществом, она заинтересована в получении прибыли. В общем, за что боролись, на то и напоролись. Когда растаскивали воздушный гражданский флот и делили железнодорожные артерии страны, КПРФ была единственной силой, которая этому противостояла. Но сегодня мы имеем, то, что имеем – транспортный коллапс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.