Шире круг, марксисты!

Плакат: И. Петрыгин-Родионов

5 мая исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса ‒ одного из величайших мыслителей человечества, автора бессмертных «Капитала» и «Манифеста коммунистической партии».

Маркс принадлежит к той небольшой группе людей, которые внесли особый вклад в развитие каждого государства, каждой нации, оказали влияние на каждого человека, даже родившегося на два столетия позже. О значении его трудов и идей написано много книг и статей, в честь 200-летия уже появляются и будут появляться новые работы и исследования. Мы предлагаем остановить внимание на практическом изучении марксистской теории с учётом современных реалий. В Благовещенске осенью этого года «Марксистский кружок», действующий при городском комитете КПРФ, отметит свой пятилетний юбилей. Дискуссионный клуб начал действовать на постоянной основе в октябре 2013 года. Участники кружка, как молодые коммунисты и комсомольцы, так и старшие товарищи, изучают основные произведения основоположников марксизма-ленинизма, а также современные программные документы КПРФ. При этом тематика занятий кружковцев очень разнообразна. На занятиях детально разбирают современные политические явления, жизнь в странах бывшего социалистического лагеря, знакомятся с документальными и художественными фильмами, посвященными марксизму. Регулярно в рамках кружка проводятся практические занятия. На митингах и демонстрациях марксисты отмечают день Великого Октября, Первомай и другие события, связанные с коммунистическим движением.

К проведению занятий в «Марксистском кружке» за пять лет привлекались разные специалисты и политические деятели: заместитель председателя ЦК КПРФ, кандидат исторических наук Дмитрий Новиков, первый секретарь Амурского обкома КПРФ, кандидат философских наук, доцент АмГУ Роман Кобызов, представители консульства КНДР, а также молодые участники кружка самостоятельно готовили лекции и выступления. Но бессменным руководителем и наставником благовещенских марксистов остается профессор БГПУ, доктор наук Алексей Донченко. Накануне юбилея основоположника марксистской теории мы встретились с Алексеем Ивановичем, чтобы поговорить о перспективах учения с двухсотлетней историей.

‒ Алексей Иванович, благовещенский «Марксистский кружок» в этом году отметит свой первый юбилей. За пять лет работы какие можно подвести итоги и сделать выводы?

‒ Кружок доказал свою необходимость. Партия обновляется, приходят новые люди, которые марксистско-ленинскую теорию в школе и институте не изучали. Это во многом стихийные коммунисты, которые недовольны существующим положением вещей, но что именно представляет собой научный коммунизм, они не знают. В нынешних реалиях кружок дает возможность остановиться на ключевых проблемах, ключевых работах, чтобы понять истоки коммунистического движения и его перспективы. И, конечно, мы очень много внимания уделяем современной ситуации, наши занятия всегда нацелены на практические выходы. Мы пытаемся добиться того, чтобы современный коммунист умел грамотно аргументировать свою позицию. В этом и заключается просветительская роль кружка.

‒ Марксизм как наука сейчас в подполье? Его систематически пытаются изучать только по таким вот кружкам, или остались институты, дисциплины, факультативы?

‒ В государственных стандартах образования такого нет. Все сводится во многом к энтузиазму преподавателя, который может в рамках изучения какого-то вопроса сделать акцент на более детальном изучении теории марксизма, а может и не делать этого. Сегодня упоминания о марксизме мы, пожалуй, можем найти только в истории европейских стран XIX века, в преподавании экономики (здесь без Маркса не обойдешься), а также в социологии, политологии и всё. Причем это знания очень скудные, фрагментарные. Параллельно это сопровождается изрядной порцией антикоммунизма: якобы марксизм давно устарел и тому подобное.

‒ Что пришло на смену марксизму в современной России, какая идеология?

‒ Сейчас существует разнообразный набор теорий, многие из которых далеки от науки. А какой-то ясной и четкой идеологии у нас нет, да это и запрещено конституцией. Но уже раздаются призывы изменить основной закон. Наконец-то дошло, что государства без идеологии не бывает. Другой вопрос, что может предложить наша компрадорская буржуазия? Ее идеология чрезвычайно проста – наживайся, на чём можешь, и переводи деньги на запад. Но все дело в том, что нужно сформулировать нечто более привлекательное для всех. С одной стороны эту роль выполняет церковь, которая всегда приходит на помощь в таких ситуациях. Ну и во-вторых, государственный патриотизм, который воплощается в лице единого и незаменимого Путина. Я это говорю без иронии, потому что главный критерий патриотизма сейчас – это верность или неверность Владимиру Владимировичу.

‒ Спустя 200 лет, какой вывод можно сделать об учении Маркса, что оно дало человечеству и нашей стране?

‒ Марксизм был и остается величайшей общественно-экономической теорией, которая объясняет во многом нынешнюю ситуацию. Но в этом заслуга не столько марксизма, сколько реставрации капитализма. Марксизм родился в условиях появления капитализма, он описал его механизмы функционирования. С тех пор ничего особенно не изменилось. Безусловно, капитализм не стоял на месте он развивался. Но основы, описанные в «Капитале», остаются верными до сих пор.

Давайте посмотрим на Давосский форум, что они там решают? По сути один вопрос ‒ как обеспечить стабильное развитие мировой экономики? То есть, тем самым признается, что в условиях капитализма стабильное развитие экономики невозможно. Марксизм ответил на этот вопрос давно ‒ надо переходить к плановой экономике. Это только подтверждает, что Маркс и тогда был прав, и сейчас прав. Объективно условия для социализма в ведущих странах уже созрели. Все упирается только в субъективные факторы готовности людей к этим преобразованиям. Если буржуазия не может изменить объективные экономические условия своего существования, а она действительно не может их изменить, потому что не может же она ликвидировать рыночные отношения, значит нужно направить основной удар на то, чтобы не произошло революции. С этим она справляется достаточно успешно. Именно поэтому кружки подобного рода и важны. Они дают возможность показать людям реальные причины их положения. Конечно, марксистский кружок не сравнится с мощью государственной пропагандистской машины. Это мы видели и на последних выборах. Но чтобы эта искра не угасла, и оставались люди, способные критически мыслить, такие кружки нужны.

‒ В свое время марксизм был очень популярной идеологией, все продвинутые мыслители были марксистами или социалистами. Сейчас остается интерес к марксизму?

‒ Пик популярности учения — конец XIX-начало XX века и сразу после второй мировой войны. Да, идеи социализма и коммунизма были очень популярны. Сейчас масштаб, конечно, не тот. Гибель Советского Союза и социалистической системы позволили буржуазии раструбить на весь мир, что коммунизм, дескать, обанкротился, и реальное тому подтверждение – разрушение СССР. Это был очень тяжёлый удар именно по популярности теории. Но все дело в том, что взамен этой идеологии не было предложено ничего. Вы утверждаете, что коммунизм обанкротился, но покажите свою теорию, которая привела бы к процветанию, к миру и так далее. Этого нет. А раз так, то есть смысл не только создавать новые теории, но и обратиться к марксизму, и посмотреть, как его можно применить на новом витке развития, потому что в основе своей эта теория абсолютно верная. И, кстати, отношение людей к советскому периоду — яркое этому подтверждение. Если сравнить 90-е годы, когда коммунистов ненавидели, и нынешнее к ним отношение, перемены разительные, несмотря на всю мощь пропагандистской машины. Во многом это происходит потому, что становится ясно, ‒ именно коммунисты являются самыми последовательными борцами за национальную идею. В отличие от нашей буржуазии, которая сразу на корню продается американцам не потому, что она порочна и плоха сама по себе, а таковы экономические условия их жизни, где побеждает крупнейший и сильнейший. Для коммунистов такой проблемы нет. Прекрасный пример этому — компартия Китая, которая под красным знаменем строит капитализм, но это капитализм национальный.

‒ Марксизм в современной жизни существует? Где и какие формы принимает?

‒ Наиболее частое воплощение марксизма в современной жизни — это плановые экономики. Для той же Японии пятилетки как были, так и остались актуальными. И таких стран очень много. Все согласны, что планирование и плановое развитие нужно. Многие идеи продолжают жить. Вообще коммунизм, как орудие мобилизации масс, это то, что во многом позаимствовала буржуазная идеология. Для нормального существования капитализма нужно иногда отказываться от рыночных методов. И даже наказывать отдельных капиталистов, которые мешают функционировать системе в целом. Это как раз и говорит о кризисе капитализма и в очередной раз подтверждает правильность марксистской теории, которую нужно изучать на очень серьезном, государственном уровне.

«Марксистский кружок» в Благовещенске работает каждое воскресенье в помещении Амурского областного комитета КПРФ по адресу Красноармейская, 102 (здание ТЦ «Большой Хуафу»), 4 этаж. Начало занятий в 12 часов. Вход для всех желающих свободный. Познакомиться с материалами занятий можно на сайте кружка в интернете: www.marksist.kprfamur.ru

Максим РАКУТИН

 

 
Присоединяйтесь! Ещё больше новостей в наших группах ВКонтакте и Одноклассники
 

Оставьте свой отзыв, пожелание или Задайте нам вопрос!