Тарасова пишет, несмотря ни на что

ТарасоваЕё имя хорошо знакомо множеству амурчан. Разносторонний и увлекающийся человек Галина Михайловна Тарасова на своих художественных выставках демонстрирует изготовленные её руками ковры, вышивки и панно-аппликации, вязаные косынки и пелерины, лоскутные одеяла и пледы, кухонные и прочие наборы, выполненные посредством выжигания, работы в жанре корнепластики и украшения из бисера. Всё это вызывает у зрителей искреннее восхищение. Нынешние папы и мамы с благодарностью вспоминают годы своего детства – то время, когда Галина Михайловна руководила кружком декоративно-прикладного искусства в областном Доме пионеров, а затем в частной школе № 2.

Галина Тарасова – наша землячка, родилась в 1935 году в городе Свободный. Но она хорошо известна и в Сибири, и  Москве, и даже в соседнем государстве – КНР. В газетах в те времена о ней охотно писали. После событий 1991 года, информация о Тарасовой появлялась только в так называемой «демократической» прессе, в коммунистической же – ни разу. Не было повода. Сейчас он появился. Но об этом несколько позднее.

Как признаётся сама художница, она «никогда не была членом КПСС, поскольку не занималась общественно-политической деятельностью». Но так ли это на самом деле? Разве шла она вразрез с линией коммунистической партии? Разве не поддерживала её созидательную программу?

Воспользуемся архивом, который бережно хранит Галина Михайловна и заглянем на четверть века назад в эпоху развитого социализма. 19 апреля 1987 года в «Восточно-Сибирской правде» под рубрикой «Рядом с интересным человеком» напечатана статья «Ситцевая сказка», где говорится следующее: «Работы Г.М.Тарасовой, «сочиняющей» из цветных лоскутков материи огромные ковры, давно знают и любят не только в Братске. Они поражают разнообразием тем и сюжетов. Это сказки – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Курочка Ряба», это былины о приходе русских казаков в Сибирь и встрече их с чужими, древними и загадочными местными племенами. Каждый раз её произведения украшают областные выставки самодеятельного творчества, которые проходят в Иркутске. Лучшие из её работ всегда уходят в Москву – на Всероссийские смотры народных талантов, и там, уже в Москве, они (как говорится в таких случаях), «делают честь» сибирской земле, убеждают в том, как щедра народными талантами и наша далёкая Сибирь…»

Мы видим, какими эпитетами наполнена данная статья, а опубликована-то она в газете, являющейся органом Иркутского областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов. Долгие годы Галина Михайловна жила в Братске и местная газета «Красное знамя» охотно сообщала своим читателям обо всех её творческих изысках. Само собой понятно, что эта газета была рупором городской партийной организации. Не забыла о своей землячке, по её возвращении на малую Родину, и газета «Амурский комсомолец» – орган Амурского обкома ВЛКСМ.

В сентябре 2005 года китайское агентство «Синьхуа» и целый ряд газет КНР сообщили о том, что в Харбине состоялась презентация книги рассказов Галины Тарасовой «У братьев наших меньших», куда вошло более сотни рассказов о животных. Об успехе этого издания в Китае говорит тот факт, что в течение нескольких часов Галина Михайловна раздала более 500 автографов. Тогда же в харбинском Музее русского искусства прошла выставка художественных работ Тарасовой.

Организовывать выставки своих произведений, пользующиеся вниманием зрителей, разве это не общественная деятельность? Воспитывать людей в духе любви и уважения к отечественной истории, к национальной литературе, к истинным человеческим ценностям – разве это не политически важная работа? Разве не к этому звали коммунисты ныне, увы, не существующего Советского Союза? Разве не это ценит преемница КПСС – нынешняя КПРФ, а также коммунистическая партия Китая?

Выходит, Галина Михайловна Тарасова, сама того не подозревая, всегда была поборником идей социальной справедливости.

 После «Артека» я стала другим человеком

–Не помню, чтобы в нашей семье вели беседы о политике, – рассказала Тарасова в беседе с корреспондентом газеты «Коммунисты Амура». – Мои родители предпочитали не говорить, а делать. Отец, Михаил Викентьевич Щеглов, человек технического склада ума, был техником-изыскателем железных дорог, участвовал в первой экспедиции по изысканию БАМа. Мать, Татьяна Васильевна, в девичестве Подойницына, работала в сфере дошкольного образования.

– Знаю, что Вы окончили Петрозаводское медицинское училище, работали в Иркутской области фельдшером участковой больницы на «Скорой помощи». Почему избрали именно эту профессию?

– К такому решению пришла на генном уровне. Когда окончила школу, отец поинтересовался: «Куда надумала учиться?» Я в ответ: «Хочу стать ветеринаром». Родители растерянно взглянули друг на друга. Они  никогда не рассказывали мне о том, что деды и прадеды по линии отца были потомственными ветеринарами. «Доченька, ты лучше людей научись лечить, а не животных», — сказала мама. Разумеется, я прислушалась к её совету. Авторитет родителей в те времена был чрезвычайно высок.

– А откуда Ваши способности рисовать, заниматься рукоделием?

– Отец моей матери был иконописцем, его супруга – золотошвейкой. Мой старший брат, Николай, – талантливый художник-самоучка. В голодное военное время мать научила нас, четверых детей, рукодельничать: шить, вязать и вышивать. Например, обувь для малышей, так называемые «чуньки». Поделки мы, как правило, меняли на продукты. В 1946 году за хорошую учёбу я была награждена путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», кстати, в то время он был школой пионерского актива. Смена была первой после освобождения Крыма от немецко-фашистской оккупации. Эта поездка оказала на меня огромное влияние. Я вернулась оттуда совсем другим человеком.

– Чем особенным запомнилось Вам то путешествие?

– Особенное там было всё! Это сейчас дети в лагерях ничего не делают и мучаются от скуки, а тогда мы жили в очень напряжённом, рабочем ритме. Нас учили буквально всему! Помимо привычных для школьников занятий мы учились маршировать, танцевать, правильно писать конспекты и даже сочинять стихи. На помощь приходили мастера, и даже крупные учёные. Их лозунг: «Ничего не бойтесь! Любое дело по плечу, стоит только сильно захотеть!» Это главное, чему научил мня «Артек» – не бояться работы, не бояться ставить сверхзадачи! Полученной закалки мне хватило на всю последующую жизнь.

 Она не может молчать

В преддверии 1998 года неожиданно для себя Тарасова стала писать рассказы для детей и взрослых. Появились первые публикации: вначале в газетах, а затем в литературно-художественном альманахе «Приамурье». Однако, художницу начали волновать и актуальные темы. В 2004 году она выпустила сборник критических очерков о спаивании российского населения – «Веселие Руси есть питие?», а через год — «Культурное наследие наших прабабушек: пособие по декоративно-прикладному искусству». Галину Михайловну беспокоит сегодняшнее состояние нации, которое, по её словам, ухудшается с каждым днём.

–У вас есть ученики? Детям хочется воспользоваться вашими глубинными познаниями в рукоделии?

 

– Скажу не про себя. Мой хороший знакомый педагог недавно сетовал: «У нас есть настоящие мастера своего дела, но ни в один кружок: авиа- или судомодельный, фото или изобразительный, музыкальный или танцевальный – сегодняшние дети идти не хотят. Заметь, кружки бесплатные! И тем ни менее…» Я разделяю его боль. Это, правда, ужасно. Выросло поколение, которое ничего не умеет делать своими руками. Зачем оно пойдёт учиться в кружки, если гораздо проще сидеть за компьютером и играть в «стрелялки», не требующие умственных затрат. А на кружках должна быть дисциплина, требуется ответственность и т.д. К сожалению, государство взрастило такую молодёжь, которая живёт не по законам, а по понятиям. У неё потеряна связь со старшим поколением.

– Как писатель, Вы не могли не отозваться на эту гибельную для России ситуацию…

– Именно так. Совсем недавно я – опять неожиданно! – стала осваивать новый для себя литературный жанр – поэзию. Раньше, конечно, были кое-какие пробы пера в этой сфере, но мимолётные, несерьёзные. А сейчас мне захотелось освоить поэзию, как следует, по-настоящему. (У меня, видите ли, с раннего детства какая-то ненасытная жажда научиться каждому ремеслу, которым владеют люди). В рифме легче и доступнее высказать всё, что наболело на моей душе. Процитирую несколько строк из своего недавнего сочинения:

Чтоб успокоить нищету, в страну втащили наркоту.

Забудь про все вопросы, колись, глотай «колёса»!

***

Есть у нас «учёные» с мозгами золочёными –

законы сочиняют, себя не забывают.

Прихватизировали всё: колхозы и заводы,

какое ни на есть сырьё, леса, поля и воды.

Доходы выжимают, но истины не знают,

что мало собственность иметь, ей надо управлять уметь!

Сейчас усиленно тружусь над рифмами – расслабляться себе не позволяю.

Вот видите, как вышло, сразу два неожиданных поворота в моей судьбе случились: заинтересовалась поэзией и стала писать политические вирши. А как быть иначе? Не могу молчать! Допекли меня беды, свалившиеся на наше российское государство: экономика уничтожена, мораль и культура попраны. Вот приведу элементарный пример, из жизни. Раньше у нас во дворе было много скамеек: люди отдыхали, общались друг с другом. А сейчас эти скамейки сами жители и сломали! Потому что на них юноши и девушки «без царя в голове» ночью такое вытворяют, что неловко и озвучить.

‑Кто-то, наверно, из молодых, «продвинутых», может ухмыльнуться, возразить: чего эта бабуля в политику лезет, пусть коврами занимается.

– А я артековка, я не из трусливых. Нет, я, конечно, не забыла своё юношеское кредо: жить и любить. Но сегодня только этого мало. Я очень хочу помочь тем, кто нуждается в поддержке. Ребят нужно учить хорошим делам, плохим они легко учатся сами. Несмотря ни на какие трудности, я продолжаю писать, творить и надеется  на возрождение России.

 

Александр Бобошко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.