В Северной Корее усвоили уроки Ливии и Ирака

4851f0_koreia2Корейский полуостров по-прежнему является потенциальной «горячей точкой». Испытание водородной бомбы вызвало шквал обвинений в адрес Пхеньяна. Однако главной причиной напряжённости является не политика КНДР, а позиция США, не заинтересованных в нормализации обстановки.

Неадекватность или мудрость?

В последние дни внимание мировых СМИ снова приковано к Корейскому полуострову. 6 января Пхеньян сообщил об успешном испытании водородной бомбы. Если эти заявления соответствуют действительности, КНДР стала обладателем не только ядерного, но и термоядерного оружия.

Реакция на это заявление оказалась вполне ожидаемой. Совбез ООН обвинил Пхеньян в нарушении своих резолюций, требующих от КНДР полностью свернуть ядерную и ракетную программы, и не исключил введения новых санкций. Ещё более жёсткие меры намерены принять Вашингтон и Сеул. И речь идёт не только о санкциях. В южной части полуострова может быть снова размещено ядерное оружие США, которое, если верить официальным данным, было вывезено в 1990 году.

Таким образом, в межкорейских отношениях наступил новый этап похолодания. Западные политики и СМИ говорят о безусловной вине КНДР. Дескать, руководят ею совершенно неадекватные люди, которые могут в любой момент развязать войну. Но так ли это на самом деле?

Если посмотреть на проблему непредвзято, картина будет иной. Единственная причина жёсткой риторики северокорейского руководства, равно как и всей ракетно-ядерной программы, — это самозащита. В Южной Корее расквартированы почти 30 тысяч американских солдат, и выводить их Вашингтон не намерен. Напротив, США расширяют присутствие на полуострове. В следующем году в районе города Пхёнтхэк откроется новая американская база, которая станет крупнейшим военным объектом Пентагона за рубежом. На её строительство уже потрачено свыше 13 миллиардов долларов. Здесь будут располагаться командование американского контингента, штаб 8-й армии, а также 2-я пехотная дивизия — в общей сложности 42 тысячи военнослужащих и членов их семей.

В казармах американцы не отсиживаются. Военнослужащие Южной Кореи и США находятся в состоянии постоянных манёвров. И это не простые тактические учения с участием нескольких подразделений. Например, в манёврах «Фоул игл», продлившихся почти два месяца (март—апрель 2015 года), участвовали 200 тысяч южнокорейских и 4 тысячи американских военнослужащих. Они отрабатывали наступательные действия одновременно на суше, воде и в воздухе в непосредственной близости от границ КНДР. Характер учений и место их проведения держится в тайне до последнего момента, так что в Пхеньяне воспринимают стратегические манёвры как подготовку к потенциальному вторжению.

Все «непредсказуемые» действия Северной Кореи, вроде испытания ракет и бомб, являются зеркальным отражением военной активности в южной части полуострова. Как заявил недавно министр иностранных дел КНДР Ли Су Ён, его страна «вынуждена усиливать свои силы ядерного сдерживания, чтобы противодействовать растущей изо дня в день ядерной угрозе со стороны США». О вынужденном характере северокорейской ядерной программы подчёркивается и в последних официальных сообщениях Пхеньяна. По словам руководства КНДР, испытания проведены «исключительно в целях самообороны для надёжной защиты суверенитета страны и жизненных прав нации в условиях растущего ядерного шантажа и угроз со стороны возглавляемых США сил».

Преувеличения в этом нет. По некоторым данным, ядерные боеприпасы никуда не делись и продолжают складироваться на американских базах в Южной Корее. Кроме того, регулярные облёты полуострова совершают американские стратегические бомбардировщики В-52, способные нести ядерные и водородные бомбы. Сейчас местом их базирования является остров Гуам в Тихом океане, но в ближайшее время Южная Корея может стать постоянным пристанищем и для В-52, и для американских ядерных подводных лодок. Такая информация появилась несколько месяцев назад, а после 6 января Вашингтон и Сеул говорят об этом в открытую.

Таким образом, слово «неадекватный» в отношении к оборонной политике КНДР неприложимо. В Пхеньяне не устают ссылаться на печальный опыт Ливии, добровольно свернувшей ядерную программу в обмен на потепление отношений с Западом. Как известно, «потепление» обернулось страшным пожаром, полыхающим уже пять лет.

Игра мускулами

Не вызывает сомнений, что Северная Корея давно бы разделила судьбу Ливии и Ирака, не обладай она ядерным оружием. Но это вовсе не означает, что Пхеньян закрылся от всего мира, ощетинившись ракетами. КНДР имеет дипломатические отношения со 165 государствами и в последние годы прилагает большие усилия для преодоления изоляции, навязываемой США. Не проходит месяца, чтобы делегация во главе с министром иностранных дел не посетила новую страну. В прошлом году Ли Су Ён побывал в Белоруссии, Монголии, Индии, Китае и т.д. 2 октября на общеполитической дискуссии в рамках 70-й сессии Генассамблеи ООН глава северокорейского МИД заявил, что правительство КНДР готово к конструктивному диалогу с США для предотвращения войн и конфликтов на полуострове. Спустя несколько дней внешнеполитическое ведомство официально предложило Вашингтону подписать мирный договор. В качестве условия Пхеньян выдвинул прекращение враждебной кампании в зарубежных СМИ и создание прочной системы мирных гарантий на Корейском полуострове.

Нужно отметить, что это довольно серьёзная уступка со стороны КНДР, ведь раньше Пхеньян обусловливал мирные переговоры полным выводом иностранных войск. В Вашингтоне, однако, не только отказались принимать протянутую руку, но и пошли на эскалацию конфликта. Барак Обама заявил, что «США никогда не согласятся с превращением КНДР в страну, обладающую статусом ядерной державы». В свою очередь, глава Пентагона Эштон Картер потребовал от Пхеньяна добровольно отказаться от ядерной программы и сделал грозное заявление: «Северная Корея должна осознавать, что на любую её провокацию будет дан ответ и победить нас и наших южнокорейских союзников у неё нет никаких шансов». В конце года США расширили санкции в отношении КНДР, распространив их на несколько судоходных компаний.

Характерен ещё один факт. После выступления Ли Су Ёна в ООН стало известно, что США и Южная Корея разработали военную стратегию под кодовым названием «План 5015», включающую проведение молниеносных локальных и диверсионных операций, в том числе уничтожение систем жизнеобеспечения столицы КНДР и захват Ким Чен Ына. Ещё одна стратегия («План 5029») предусматривает возможность вторжения в Северную Корею без санкции Совбеза ООН в случае возникновения угрозы утечки за границу ядерного оружия или ядерных материалов. Эта хитрая формулировка позволяет нанести удары практически в любой момент, ведь «угроза утечки» — это почти то же самое, что оружие массового поражения у Саддама Хусейна в 2003 году.

Южнокорейские власти, находящиеся под сильнейшим влиянием Вашингтона, полностью поддерживают эту «игру мускулами». В конце декабря командующий корпусом морской пехоты Ли Сан Хун сделал провокационное заявление. Во время посещения островов Мальдо и Удо генерал приказал военнослужащим поддерживать полную боеготовность и «гордиться службой в самой сложной точке на линии фронта». Проблема в том, что принадлежность островов оспаривается Пхеньяном. Если сухопутная демаркационная линия признаётся обоими государствами, то морская граница была в одностороннем порядке проведена американским военным командованием.

Разделяй и властвуй!

На самом деле Вашингтон меньше всего заинтересован в нормализации обстановки. Мир и спокойствие в регионе — один из страшных снов американского руководства, ведь в таком случае неизбежно будет поставлен вопрос о пребывании военнослужащих США в Корее. А потерять такой ключевой плацдарм для Вашингтона неприемлемо. Достаточно сказать, что Пентагон планирует в ближайшее время разместить здесь элементы противоракетной обороны — систему THAAD. Антикитайская и антироссийская направленность южнокорейской ПРО несомненна. В российском МИД заявили, что эти планы окажут деструктивное влияние на международную безопасность и способны вызвать гонку вооружений в Северо-Восточной Азии.

США в то же время стремятся предотвратить сближение Сеула с Пекином. Китай уже является главным внешнеторговым партнёром Южной Кореи, оттеснив США и Японию, и этот статус только укрепляется. В прошлом году страны подписали соглашение о свободной торговле, Сеул присоединился к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, базирующемуся в Пекине. С раздражением воспринимают за океаном «Евразийскую инициативу», провозглашённую президентом Южной Кореи Пак Кын Хе. Этот проект предусматривает углубление международных связей Сеула, в том числе с Китаем и Россией.

Главной целью Вашингтона является перманентная нестабильность на полуострове. Американцы и поддерживаемые ими правые силы в Южной Корее провоцируют Пхеньян на гонку вооружений и ответные действия, чтобы потом представить КНДР «страной-изгоем». Характерным примером является инцидент, произошедший 4 августа прошлого года. Патрулируя демилитаризованную зону, два южнокорейских военнослужащих подорвались на противопехотной мине. В Сеуле заявили, что взрывное устройство было заложено ещё во время Корейской войны 1950-х годов. Спустя неделю, однако, официальная версия изменилась: было объявлено, что мину установили северокорейские диверсанты, каким-то образом преодолевшие мощные пограничные заграждения. Это объяснение растиражировал Запад, а генсек ООН Пан Ги Мун призвал КНДР «прекратить провокации». Воспользовавшись инцидентом, Сеул впервые за 11 лет возобновил антисеверокорейскую пропаганду через расположенные на границе репродукторы. В итоге это привело к перестрелке и резкому похолоданию в отношениях двух стран.

Схожая схема была использована в 2010 году, когда Сеул обвинил соседей в потоплении корвета «Чхонан». Совместная комиссия из представителей Южной Кореи и США в качестве доказательства предъявила остатки «северокорейской торпеды» — правда, настолько проржавевшей, что независимые эксперты выразили сомнения в официальной версии. Тем не менее между Кореями были полностью разорваны все связи, а государства оказались на пороге войны.

Наконец, нельзя забывать, что относительно недавно, в конце 1990-х — начале 2000-х годов, сближение двух стран, казалось, приняло необратимый характер. В рамках так называемой Политики солнечного тепла реализовались крупные совместные проекты в сфере промышленности, рыболовства и туризма, резко активизировались культурные контакты. С обеих сторон сошёл на нет накал враждебной пропаганды, Северная Корея заморозила ядерную и ракетную программы. Поднимался даже вопрос объединения полуострова в форме конфедерации. Всё закончилось после того, как Джордж Буш-младший отнёс КНДР к «странам-изгоям» и Вашингтон ужесточил политику по отношению к Пхеньяну. Именно после этого Северная Корея вернулась к разработке собственного ядерного оружия.

Надеяться на примирение, а в перспективе и на объединение двух частей полуострова можно при одном условии: избавлении Южной Кореи от влияния США. Пока этого не произошло, регион будет балансировать на тонкой грани войны и мира. Принцип «разделяй и властвуй», являющийся главным в американской внешней политике, никто в Вашингтоне отменять не собирается.

По страницам газеты «Правда», №2 (30353) 14 января 2016 года, Сергей Кожемякин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.