В тупике

stancionnaya_70____0Благовещенск железнодорожники называют «аппендиксом» – областной центр находится в стороне от основной магистрали. В этом году финансисты «Российских железных дорог» решили, что компании выгоднее избавиться от неудобного направления вместе с его обитателями.

Транспортная блокада Благовещенска ужесточается. Весной стало известно, что поезда сообщением Благовещенск — Москва и Благовещенск — Владивосток отменят с 1 июня. Жители приграничного города оказались отрезанными от Российской Федерации. Сегодня дальневосточнику проще уехать в соседний Китай, чем добраться до Первопрестольной. Также благовещенцам становятся недоступны пляжи недалекого ранее Приморья.

Продажа билетов на эти направления была прекращена еще в апреле. Руководство Забайкальской железной дороги объяснило такую меру финансовым аргументом – маршруты убыточные. В результате оптимизации расходов, сотни жителей Амурской области стали невыездными. Минтранс с руководством РЖД сделали поистине широкий жест – прицепные вагоны к поезду Хабаровск-Москва. Теперь и так не близкий путь амурчан будет сопровождаться маетой в этом самом прицепном вагоне с ожиданиями основного состава на вокзале в чужом городе. В этих вагонах будут отбывать срок путешествия пожилые люди, семьи с маленькими детьми – все те, кто не летает по стране в бизнес классах, чью судьбу предрешили транспортные коммерсанты – догнивать в забытом богом захолустье безвылазно и безвыездно. Самолеты подходят далеко не всем, не только из-за распространенной аэрофобии и проблем со здоровьем, хотя это тоже аргумент. Стоимость билетов на самолет сегодня в буквальном смысле слова заоблачная, и есть основания полагать, что с устранением железнодорожного конкурента цены на услуги авиаторов будут только расти. Рядовых железнодорожников эта перспектива тоже не радует. Более 360 человек могут остаться без работы. Проводники состава наперебой твердят о предстоящей транспортной катастрофе.

Проводника вагона №13 Любовь Ворфоломееву с необычным и редчайшим отчеством Анновна я встретил на привокзальной площади. Заметив журналиста, она сама подошла ко мне и со слезами на глазах начала рассказывать о судьбе своего поезда и тех людей, которые его обслуживают и на нем ездят.  Уже 34 года она работает в вагонном депо Шимановска. С 1977 года трудится проводником поезда Благовещенск-Москва. Все эти годы она не только исправно трудилась, но и повышала квалификацию. Сейчас, за полтора года до пенсии, Любовь Анновна боится остаться без работы.

«Без работы мы останемся 100%. Начальник Забайкальского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Сергей Овчинников на собрании так и не сказал ничего конкретного: «возможно, не знаю» и так далее. Но мы-то знаем точно, что нам дадут поезд Благовещенск-Чита только на лето. А осенью мы все будем без работы. И дело не только в нас. А пассажирам ужасно плохо, тяжело будет… У нас большинство пассажиров малообеспеченные, это сразу видно. Куда этих всех людей денут? Заставят добираться на перекладных? Представляете, Благовещенск где? Как закуток. Как выезжать людям отсюда? Автобус… ну не всегда же можно на нем уехать. Когда было наводнение, автобусы не ходили, поездами людей вывозили. Посмотрели бы на карту. Сейчас строят космодром, который будет в километре от железной дороги. А у нас в Шимановске резерв и депо закроются. Зато потом будут опять восстанавливать, из бюджета снова тянуть деньги?»

Когда для опытного проводника стало все очевидно, она, практически в одиночку, начала сама бороться  за свой поезд с громадиной-монополистом РЖД. Самостоятельно составив анкеты, Любовь Анновна раздает их своим пассажирам. Такое несанкционированное работодателем-коммерсантом анкетирование длится до Читы – там с транспортом всё в порядке – проблема у амурчан. «Вы бы знали, — продолжает сокрушаться проводник, — люди умоляют оставить поезд».

Более сотни заполненных анкет остаются на руках после каждого рейса. На основании этих документов Любовь Ворфоломеева пишет обращения губернатору, руководству РЖД, теперь вот самому президенту. Были и угрозы от начальства, мол, не раздувай огонь почем зря. Но Любови отмалчиваться не любо – на кон поставлены человеческие судьбы. Хотя… для транспортного гиганта это всего лишь назойливая мелочь. Все мы, жители Амурской области, для них люди-медяшки, которых олигархам позволено втаптывать в грязь безразличия. «Какое же это обещанное развитие Дальнего Востока…? Оно же  пошло попросту под откос» – сокрушается вдогонку проводница тринадцатого вагона.

Решение об отмене поездов вызвало волну негатива у многих благовещенцев. Общественники в поселке Моховая Падь собрали более 800 подписей под требованием сохранить  поезда. Тридцать лет назад Алексей Просвирнин приехал служить на Дальний Восток. Все эти годы, в условиях сурового климата, железная дорога была основным транспортных средством. Сейчас, по словам военного пенсионера, жители Благовещенска и его окраин оказались отрезанными от большой земли. Сидеть, сложа руки и смотреть вдаль уходящему последнему составу жителям бывшего военного полустанка было не с руки, и они приступили к защите собственной свободы передвижения.

«Вы понимаете, идея родилась такая, потому что обращений жителей очень много было. Возмутились до предела. — рассказывает Алексей Иванович.- Ну как же так, мы живем на Дальнем Востоке, на границе, и у нас забирают последний поезд? У нас сейчас такой большой отток населения из Амурской области, и я считаю, что теперь он будет только увеличиваться. Так что мы решили собрать подписи в защиту поездов. И собрали. Могли бы и больше, но посчитали, что нам хватит, достаточно.

Оказалось недостаточно. Собранные общественниками документы передали в городскую администрацию, чиновники обещали принять к сведению чаяния земляков. Однако 21 мая  региональное министерство транспорта, получило ответ от Минтранса России на обращение губернатора о сохранении пассажирских поездов. В документе написано, что учитывая неэффективную работу этих составов, принято решение об отмене обоих маршрутов.

К транспортному коллапсу Приамурье двигается уже давно. Несколько лет идет борьба за сохранение пассажирского поезда Тында — Комсомольск. В прошлом году под сокращение попали пригородные поезда. Похоже, что отмена сообщения с Западом и Востоком окончательно загонит город благой вести в социальный тупик.

Максим Ракутин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.