15 ноября Госдума ещё раз пересчитала и распределила по статьям все казённые деньги. В результате второго чтения проекта федерального бюджета на 2024—2026 годы «нашли своё назначение» 3 триллиона 254,3 миллиарда рублей. Также во втором чтении приняты проекты бюджетов Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда пенсионного и социального страхования (ФПСС).
Ко второму чтению в федеральный бюджет поступило 920 поправок. Из них 768 были приняты и 132 отклонены. Фракция КПРФ внесла 70 поправок. Какие же предложения коммунистов были заблокированы парламентским большинством? Вот некоторые из них.
Михаил Матвеев и Нина Останина вынесли на отдельное обсуждение палаты поправку о трёхкратном увеличении средств на обеспечение жильём сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объём финансирования этой статьи в 10 миллиардов рублей не менялся уже много лет. В течение года созданная при Госдуме рабочая группа пыталась найти варианты решения этой проблемы. Почти два десятка предложений она направила в правительство. Но ни одно из них не учтено.
Отказало парламентское большинство помочь Республике Калмыкия в строительстве нового здания Элистинского колледжа искусств, о чём просил Евгений Бессонов. Значит, учащиеся продолжат заниматься в аварийном здании, и правительству нет до этого никакого дела. Депутат предлагал задействовать прибыль банковской сферы. По прогнозам минфина, полугосударственный «Сбер» получит в 2024 году рекордный объём дивидендов — 750 миллиардов рублей, из которых 375 миллиардов поступит в Фонд национального благосостояния, а остальные будут выплачены другим акционерам, в том числе и нерезидентам России.
Михаил Щапов особо выделил проблему охраны, защиты и восстановления лесов. Лесные регионы получают только треть необходимых средств. Поэтому, несмотря на их усилия и на героизм сотрудников лесхозов и противопожарных служб, леса продолжают каждый год гореть, подрывая экономику и создавая угрозы жизни и здоровью людей.
Затягивается реконструкция аэропорта Южный в городе Орле. Тех 400 миллионов рублей, что предусмотрены в бюджете поправкой правительства, недостаточно для создания полномасштабного транспортного хаба, имеющего важное значение для развития не только Орловской области, но и соседних регионов.
Справедливость должна быть мерилом распределения бюджетных ресурсов, считает Владимир Кашин. Увы, аграрии так и не дождались полной компенсации потерь, которые они понесли в результате скачка цен на горюче-смазочные материалы, когда за тонну дизельного топлива приходилось отдавать 8 тонн отборной пшеницы. В 2,5 раза дороже, чем промышленности, обходится селянам электроэнергия. Такая же история и с техникой. Всё это, конечно, справедливым не назовёшь. Владимир Кашин убеждён, что нужен федеральный проект по молочному животноводству. Задача обеспечения продовольственной безопасности недостижима без решения проблемы и мясного животноводства, которое сегодня убыточно. И, конечно, во главе всего стоят кадры. Сельское население сокращается. При этом программа комплексного развития сельских территорий катастрофически недофинансируется: из 208 миллиардов рублей, которые должны быть направлены на её реализацию, выделены только 68 миллиардов. Депутат добился того, чтобы хотя бы протокольно в постановлении Госдумы аграрный сектор был обозначен как приоритетный при исполнении бюджета.
Кричащая проблема — переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. О ней говорили Евгений Бессонов и Олег Михайлов. В очереди на переселение и получение жилищных сертификатов стоит 131 тысяча семей. При нынешнем уровне финансирования этой программы переселение затянется на 80 лет. Некоторым чиновникам из минфина очень хотелось бы переложить обязательства по её исполнению на плечи регионов. Но нет. Это федеральное полномочие. Олег Михайлов подсчитал, исходя из норматива площади на одного человека, стоимости квадратного метра жилья, среднего количества людей в одной семье и количества семей, ждущих переселения, что на исполнение программы в рамках трёхлетнего бюджета потребуется полтриллиона рублей. При этом только Республика Коми, где пять с половиной тысяч семей ждут переселения в 2024 году, перечислила в 2022 году налогов в федеральный бюджет на 400 миллиардов рублей, но переселить людей она позволить себе не может.
Профессиональный врач Алексей Куринный не первый год пытается привлечь внимание правительства и парламента к проблеме профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. На лекарственное обеспечение этой группы больных заложено в пять раз меньше средств, чем требуется. Цена этой бюджетной строчки — 25 тысяч людских жизней. В заботе государства нуждаются и больные сахарным диабетом. При адекватном обеспечении лекарствами и средствами диагностики возможно снижение смертности от этого заболевания на 10 процентов. На чашах бюджетных весов — 65 миллиардов рублей и 15 тысяч жизней ежегодно. В одиночку регионам не справиться с таким объёмом возложенных на них обязательств, полагает Куринный, и часть расходов мог бы взять на себя федеральный бюджет.
Две другие поправки, внесённые Алексеем Куринным, касались конкретных объектов: строительства поликлиники в Заволжском районе Ульяновска и хирургического корпуса регионального онкодиспансера. При прежнем губернаторе-«единороссе» здание старой больницы в Заволжском районе Ульяновска было снесено с обещанием построить на этом месте новое. Но прошло три года, а деньги на строительство этого важного для ульяновцев социального объекта так и не нашлись. Сегодня правительство намерено использовать большую часть своего резервного фонда на завершение начатых объектов, строительство которых застопорилось из-за удорожания строительных материалов. А на новые денег нет — был ответ председателя думского комитета по бюджету и налогам «единоросса» Андрея Макарова.
«Вложения в социальную сферу КПРФ расценивает не как издержки, а как инвестиции в человека», — подчеркнул Денис Парфёнов, предложивший по одной трети резервного фонда правительства направить на увеличение финансирования образования и здравоохранения. Обе сферы сильно коммерциализированы, и значительную часть благ, связанных с доступом к знаниям и к охране здоровья, гражданам приходится оплачивать из своего кармана. Чтобы эти направления финансировались полноценно, требуется изменение параметров бюджета, кардинально иной подход к формированию его доходной части. Это задача решается при рассмотрении бюджета в первом чтении. КПРФ вносила на сей счёт конкретные предложения. К сожалению, правительство и парламентское большинство, в очередной раз отвергнув их, опять поставили интересы олигархии выше интересов народа.
Николай Харитонов напомнил о достигнутой с думским комитетом по бюджету и налогам договорённости о субсидировании возмещения части прямых понесённых затрат по созданию и модернизации тепличных комплексов на Дальнем Востоке. Он предложил закрепить эту договорённость поправкой в бюджет. Председатель комитета А. Макаров заверил, что деньги будут выделены по ходу исполнения бюджета, после того как минвостокразвития и минсельхоз разработают порядок предоставления этих субсидий.
Нина Останина поблагодарила за поддержку части поправок, связанных с отдыхом и оздоровлением детей. Полностью учтены предложения по отдыху детей Арктики и помощи семьям с детьми, пострадавшим в период спецоперации. Но есть и минусы. Снижено с пяти до четырёх миллиардов рублей финансирование федеральной программы «Обеспечение жильём молодых семей». В очереди на жильё по этой программе стоят 131,5 тысячи семей. В прошлом году социальную выплату получили 14 тысяч семей. По достижении возраста 35 лет люди исключаются из этой программы. Совершенно очевидно, что многие семьи так и не смогут обзавестись своим жильём, а это базовая потребность, от которой во многом зависят преодоление демографического кризиса и наша национальная безопасность.
Обеспокоена депутат и снижением финансирования дополнительного образования. Если в 2023 году выделялось 32 миллиарда рублей, то на 2024 год запланировано только 23 с половиной миллиарда, а на 2025-й вообще 13,4 миллиарда рублей. Большую часть кружков, секций оплачивают сами родители. Но не у всех есть такая возможность. Вот и оказываются дети на улице. А потом мы сокрушаемся, почему в школах творятся всякие непотребные вещи. Нина Останина считает, что надо сохранить финансирование допобразования хотя бы на уровне нынешнего года, почерпнув средства из правительственных резервов. Предложение депутата вызвало у председателя комитета по бюджету и налогам А. Макарова раздражение: мол, это принцип тришкина кафтана — отрезать от одного места и пришить к другому. Чтобы не было тришкина кафтана, надо было соглашаться с предложениями коммунистов, в частности о введении прогрессивной шкалы подоходного налога и о национализации, парировала Нина Останина.
Депутат-коммунист критически отнеслась к сокращению на 130 миллиардов рублей финансирования программы маткапитала из-за уточнения количества получателей. Эти деньги уже были предусмотрены в бюджете и можно было бы их потратить на третьего, четвёртого ребёнка, что стало бы хорошей поддержкой многодетных семей.
При обсуждении проектов бюджетов ФОМС и ФПСС коммунисты поставили вопрос об увеличении зарплат медработников за счёт резервов и об увеличении с 1200 рублей до 10 тысяч рублей компенсационной выплаты лицам, которые осуществляют уход за нетрудоспособными взрослыми гражданами и детьми-инвалидами.
Из обсуждения проекта бюджета и голосования по всем трём проектам бюджетов стало ясно, кого «Единая Россия» взяла себе в компаньоны. Это ЛДПР и «Новые люди». Либерал-демократы особенно усердствовали в выражении своей сопричастности к совместной с «партией власти» работе по подготовке главного финансового документа страны, охарактеризованного лидером коммунистов Геннадием Зюгановым как «бюджет тупикового курса». Путеводной звездой этого курса являются мизерный рост экономики в 2—3 процента и финансовое бесправие регионов, доходы которых в консолидированном бюджете страны занимают лишь 34 процента, а за вычетом доли Москвы и вовсе 27 процентов. И этот курс с благословения «политической троицы» останется неизменным.
Татьяна ОФИЦЕРОВА,
газета «