Нет причин для восторгов

Правительство РФ выступило с инициативой проведения налоговой реформы, которая вроде бы должна заставить раскошелиться богатых. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) теперь будет дифференцированным. Казалось бы, это можно только приветствовать, но вынуждены огорчить: пока радоваться явно преждевременно.

Существовавшая в РФ аж с 2001 года плоская шкала налогообложения граждан давно была одним из главных поводов для критики власти, прежде всего со стороны КПРФ. К этому следует добавить, что до 2015 года доходы от дивидендов облагались налогом по сниженной ставке в размере 9%; позже она была увеличена до тех же 13%. С 2021 года для наиболее обеспеченных граждан была введена повышенная до 15% ставка НДФЛ, но назвать это полноценным прогрессивным налогом язык не поворачивается.

Система налогообложения, при которой и топ-менеджер, и уборщица платят НДФЛ по одной ставке, стала одной из причин того, что в РФ социальное расслоение превратилось в настоящую пропасть между богатейшими и беднейшими гражданами. Если в СССР в 1980-е коэффициент Джини (характеризует степень расслоения общества, чем ближе показатель к единице, тем оно больше. — М.К.) был менее 0,3, то в РФ, по официальным данным, в течение всего XXI века он держится в районе 0,4. Но вот по данным швейцарского банка «Креди Суисс», специалисты которого использовали иную методику, всё куда хуже: в 2010-е в РФ коэффициент Джини достиг 0,84, и это самый высокий показатель для крупнейших стран мира.

Одним из узловых положений антикризисной программы КПРФ все последние годы было введение прогрессивной шкалы налогообложения граждан. И вот правительство РФ разродилось. НДФЛ теперь составит 15% для дохода в год от 2,4 до 5 млн руб., 18% — от 5 до 20 млн руб., 20% — от 20 до 50 млн руб. и 22% для доходов свыше 50 млн руб. Есть льготы: для участников СВО останутся прежние 13%, а для родителей двух и более детей, доход которых не превышает полутора прожиточных минимумов в месяц, предусмотрен вычет, за счёт которого фактическая ставка составит 6%.

Что здесь плохого? Первое и главное: большая часть граждан с невысокими доходами как платили 13%, так и будут это делать дальше. Когда ты отдал больше одной восьмой от 35 тыс. руб. — это совсем не то же самое, что отдать чуть более одной пятой от — возьмём практически по минимуму — полумиллиона. К тому же в предложениях правительства нет ни единого слова о льготах для многодетных семей, и если у какой-то из них доходы выше новой планки, то её оберут.

Из всего этого можно сделать вывод, что правительство РФ вовсе не озабочено задачей борьбы с социальным расколом в стране. Его и раньше-то он особо не волновал. В чём же причина реформы? Правительство называет её практически открыто: санкции Запада против РФ. Те самые, которые, если верить официальной пропаганде, вроде бы как не работают и вообще даже полезны.

Так что истинная цель, ради которой власти занялись налоговой реформой, — получение дополнительных доходов, а не какая-то там социальная справедливость. Потому и не освободили от налогов беднейших граждан, что наш нынешний премьер как бывший главный налоговик прекрасно знает: это самые дисциплинированные налогоплательщики, и их вклад в общую копилку НДФЛ — наибольший.

Богатых же российские власти решили немного поднапрячь, воспользовавшись ситуацией, сложившейся из-за тех же санкций. Обеспеченным людям теперь стало гораздо труднее прятать свои доходы за рубежами Отечества при помощи различных схем. Можно так неудачно спрятать, что потом «нажитое непосильным трудом» обнаружит финансовая разведка бывших западных партнёров, которые найденное немедленно прихватизируют в лучших традициях незабвенного Чубайса. Прецеденты уже есть.

И самый главный вопрос. Власти не скрывают, что к налоговой реформе их толкнула, скажем так, особая ситуация в связи с СВО и санкционной войной Запада. Ну а если внешняя конъюнктура для РФ вдруг улучшится? Опять вернут плоскую шкалу? Или просто станут смотреть сквозь пальцы на то, как олигархи уходят от налогов? Вот потому и воздержимся от восторгов.

Михаил КОСТРИКОВ,
газета «Правда» №55 (31548) 30 мая 2024 года