Неправильно и нечестно

Государственная Дума поддержала в первом чтении законопроект о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования. В поддержку документа высказались «Единая Россия», ЛДПР и «Новые люди». 26 депутатов «Справедливой России» воздержались. Против принятия законопроекта выступила фракция КПРФ.

Позицию фракции по данному вопросу представил в своем выступлении с трибуны депутат-коммунист Алексей КУРИННЫЙ:

– Уважаемые депутаты, бюджет объединенного социального фонда – это отражение политики государства в социальной сфере. Напомню, что в течение 10 лет проходит пенсионная реформа в РФ, ее основной целью является сокращение расходов и балансировка бюджетов…

Как это можно сделать? Первое – сократить размер пенсий. Мера эта непопулярна, но в рамках отсутствия индексации пенсий работающим пенсионерам долгое время работала. Вторая мера – уменьшение численности пенсионеров, третья – увеличение налогов.

Разберем вторую меру. Первый шаг – это балльная система. Напомню, что сегодня получить трудовую пенсию можно только при достижении пенсионного возраста и наличии соответствующих пенсионных баллов. Так вот, по итогам прошедших лет к 2027 году порядка 500 тысяч наших граждан будут получать социальную пенсию, у них не хватит баллов для трудовой пенсии. А социальная пенсия практически в два раза меньше трудовой страховой, и платится на 5 лет позже. Экономия? Безусловно.

Шестой год идет вторая пенсионная реформа. За это время заметно снизится количество пенсионеров, до 2027 года – на 1,5 миллиона человек. Тоже, как вы понимаете, экономия.

Что обещали пенсионерам? Что индексация пенсий будет проходить темпами, опережающими инфляцию. По итогам прошлого года индексация – 7,5 процента, официальная инфляция – 7,42 процента. Что такое инфляция, вам объяснять не надо.

На будущий год запланировано проиндексировать пенсии на 7,3 процента, Росстат, я думаю, выполнит свою задачу и заявит, что как раз 7,3 процента составляет инфляция, хотя по факту она будет гораздо выше.

Вторая цель – рост покупательской способности пенсии. Здесь, конечно, большая беда. На момент начала реформы по отношению к прожиточному минимуму пенсионера средняя пенсия составляла 188 процентов, в ближайшую трехлетку она будет убывать – до 153 процентов того же прожиточного минимума, потом – до 142, до 135 процентов… Иными словами, у нас практически на 40 процентов упадет покупательская ценность пенсий.

Третий вопрос. Рост средней пенсии по отношению к средней заработной плате. Мы говорили об этом. Конвенция Международной организации труда, мы здесь ее принимали, хлопали в ладоши, требует, чтобы пенсии составляли не менее 40 процентов от заработка. А у нас пенсии были 35 процентов от заработка только к 2017 году, а к 2027 мы придем с соотношением 22,6 процента. На 52 процента уменьшится по отношению к средней заработной плате средняя пенсия в РФ. И, естественно, в четыре раза упадет благосостояние пенсионера.

Было ли повышение налогов? Было. В 2022 году рыночники протащили хитрую поправку, которая ввела соответствующую методику по расчету единой предельной базы для начисления социальных налогов, 2.23. Мы ее не заметили, потому что она была внесена в совершенно другой закон и без обсуждения. В результате страховые взносы, например, по итогам 2023 года увеличились сразу на 23 процента и частично закрыли или «сбалансировали» расходы…

В 2024 году, если кто заметил, вообще нет соответствующих бюджетных трансфертов на балансировку нашей пенсионной системы. Они уже не требуются.

В 2025 году не поступило в Фонд ни трансфертов, связанных с выпадающими доходами, ни трансфертов, связанных с пониженными тарифами, которые установлены для некоторых, ни трансфертов на валоризацию. Можно, конечно, сказать, что мы будем это компенсировать за счет остатков переходящих средств. Но такая же история ожидается в 2026-м и 2027-м годах.

В 2026 году – 358 миллиардов. Объем этих же трансфертов в 2024-м составлял бы 1 триллион 375 миллиардов рублей, а в 2027-м, вообще, всего 145 миллиардов рублей. В 10 раз практически эти трансферты уменьшаются.

О чем это говорит? Что за счет увеличения страховых взносов, за счет отсутствия увеличения размера пенсий, за счет сокращения числа пенсионеров федеральный бюджет сегодня балансирует Пенсионный фонд. То есть мы выполняем за счет страховых взносов функции федерального бюджета именно по тем категориям, про которые я вам говорил. Это нечестно и неправильно совершенно!

Хотя в 2026–2027 годах даже этот механизм позволит повышать пенсию. Неожиданно в адрес профсоюзов поступило очень интересное письмо. Их спрашивали, не против ли они, чтобы Пенсионный фонд тратил страховые взносы какими-то дополнительными способами-методами. Профсоюзы были против. Мы тоже.

Теперь конкретно о замечаниях к законопроекту о бюджете объединенного соцфонда.

Первое, что видим, – это опять рост расходов на управление. Мы в прошлом году говорили, что этот рост составлял 16 процентов. В этом году – еще 11,6 процента, что превышает инфляцию. И 1,4 процента будут составлять расходы управленческие, в то время как в прошлом году они были на уровне 1,3 процента.

Финансируется сегодня фонд за счет страховых взносов, при том, что выполняет наполовину функции государственного органа, предоставляя государственные выплаты, о которых мы говорили. Было бы правильно и справедливо, чтобы государственный бюджет финансировал эти выплаты, так же, как некоторые льготы, связанные с госслужбой и с приравниванием этой госслужбы к другим федеральным органам, – имею в виду получение квартир и некоторые дополнительные льготы. Федеральный бюджет должен взять это на себя.

Что касается эффективности работы самого фонда, то здесь тоже есть вопросы. Во-первых, дополнительные средства. Они, кстати, поступили не только в фонд пенсионный, но и в фонд ОМС, где, как мы видели, сразу же попали в нормированный страховой запас, и в другие фонды, например, страхование от несчастных случаев, профессиональных заболеваний, там будет профицит 188 миллиардов рублей. Пенсионный фонд предлагает разместить эти средства на год на депозитах под 8,6 процента. Вдумайтесь: ключевая ставка сегодня свыше 20 процентов, а фонд предлагает разместить их по ставке в два раза ниже. С какой стати? Кто позволит такую «эффективность» обращения со страховыми взносами?

Стройка. Об этом говорила Счетная палата. По ее данным, на 1 сентября этого года Пенсионный фонд освоил 7 процентов капитальных затрат, которые к нему прилагались. Более того, на будущий год опять планируются затраты, которые не обеспечены ни проектно-сметной документацией, ни какими-то возможностями выполнения. Например, московский центр, про который говорили, – 3 миллиарда цена. В этом году даже на ПСД (проектно-сметная документация) деньги не были освоены. А деньги в полном объеме предусмотрены. С какой стати, почему? И кто ответит за эту неэффективность? Совершенно непонятно.

Самое главное, что в течение предстоящей трехлетки мы фактически будем компенсировать недостачу средств федерального бюджета за счет средств страховых, во-первых. Во-вторых, за счет того, что не будут повышаться пенсии пенсионерам.

Мы считаем, что пенсионная реформа сегодня может быть полностью отменена, и это никак не повлияет на финансовое состояние фонда.

При таком подходе к формированию социального-пенсионного фондов КПРФ будет голосовать против проекта их бюджета. Спасибо.

«Советская Россия»