«Единороссы» отказали в помощи нуждающимся в жилье многодетным семьям, отложили до морковкина заговенья введение бесплатного горячего питания для школьников средних классов, заблокировали новый Лесной кодекс, который позволил бы сократить число лесных пожаров и остановить варварскую вырубку леса. Эти законодательные инициативы депутатов-коммунистов рассматривались на заседаниях Госдумы 13 и 14 июля. Фракция КПРФ заявила о них как о приоритетных.
Спасти Россию от вымирания может только культ многодетной семьи, убеждены депутаты-коммунисты. Миграционное замещение не должно служить альтернативой, поскольку разрушает культурную идентичность народов нашей страны, подчеркнул Алексей Куринный, представляя законодательную инициативу членов фракции КПРФ. О надвигающейся демографической катастрофе свидетельствуют данные статистики. Население России стремительно сокращается: в 2021 году естественная убыль составила 1 миллион человек, в 2022-м — 600 тысяч, в этом году, как прогнозируется, нас станет меньше ещё на 550 тысяч человек. А всего за 30 лет либеральных экспериментов над нашей страной она потеряла 20 миллионов русских. Если население будет сокращаться такими темпами, через 3—4 поколения в России останется 60 миллионов человек. Для удержания территории страны, развития её экономики это крайне мало. Чтобы остановить демографическое падение, в каждой семье должно быть не менее трёх детей. Но недостаточный уровень доходов, жилищная неустроенность часто становятся препятствием для принятия супругами решения об увеличении семьи.
Законопроект, внесённый более года назад коммунистами Н. Коломейцевым, А. Куринным, Н. Останиной, Н. Осадчим, С. Казанковым, К. Тайсаевым, О. Алимовой, А. Корниенко, Н. Ивановым, В. Рашкиным, возвращал в законодательство такую существовавшую в советское время норму, как первоочередное предоставление жилья, предлагая распространить её на многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Но правительство и думское большинство прикинулись наивными простачками: дескать, сегодня в законодательстве понятия «первоочередное предоставление жилья» вообще нет. Есть только внеочередники — те, кто живёт в аварийном фонде или страдает хроническими заболеваниями в тяжёлой форме. Вопреки утверждению правительства, давшему на законопроект отрицательное заключение, инициатива депутатов эти категории абсолютно не затрагивала. Им жильё по-прежнему предоставлялось бы во внеочередном порядке. Дальше шли бы многодетные семьи, а потом уже все остальные очередники.
«Понятие «многодетная семья» законодательством не определено», — продолжало гвоздить заключение правительства, которому вторили парламентарии-«единороссы». Что ж из того, что не определено?! На то вы и законодатели, чтобы совершенствовать правовую базу. Кстати, депутаты из фракции КПРФ уже внесли законопроект, который определяет семью многодетной, если в ней три и более ребёнка, и укрепляет этот статус многочисленными мерами поддержки. И его фракция большинства намерена отправить в корзину. Любые дикие аргументы идут в ход, лишь бы не пропустить инициативы коммунистов.
Заботой о детях проникнут и другой законопроект фракции КПРФ — о бесплатном горячем питании учащихся 5—9-х классов. Под ним поставили свои подписи Г. Зюганов, В. Кашин, И. Мельников, М. Берулава, Н. Коломейцев, Н. Арефьев, Б. Иванюженков, Н. Васильев.
Учащиеся 1—4-х классов таким питанием обеспечены. Фракция КПРФ много лет пробивала этот вопрос. Вот так, пядь за пядью, коммунистам удаётся отвоёвывать социальные права граждан. «В трудное для страны время в первую очередь надо заботиться о детях. «Дети — наше будущее» — эта фраза может показаться кому-то банальной, избитой, затёртой, но это аксиома», — сказал, выступая с докладом, Михаил Берулава. По его мнению, обеспечение бесплатным питанием учащихся 5—9-х классов — это не только социальная мера, это усиление контроля общества и государства за качеством школьного питания. Какие доводы могут быть убедительнее?! Но, к сожалению, дальше продвинуть решение проблемы пока не удалось. Для обеспечения бесплатным питанием учащихся 5—9-х классов требуется порядка 100 миллиардов рублей в год. Полностью перевести их на бесплатное горячее питание вполне реально до 1 сентября 2026 года. Хотя при принятии межфракционного законопроекта о питании младшеклассников, М. Берулава, Н. Коломейцев, Н. Арефьев, Бассников «единороссы» и говорили, что это только первый шаг, сейчас они сослались на организационные сложности и финансовые трудности.
«Не туда идут деньги», — справедливо заметили коммунисты. «За первые четыре месяца этого года прибыль банковской системы составила 900 миллиардов рублей», — подкрепил тезис цифрой Николай Коломейцев. 251 миллиард долларов, или 12 триллионов рублей, вывели в прошлом году за рубеж. 44 тысячи предприятий платят налоги в офшорах, это ещё 5 триллионов рублей, продолжил Владимир Кашин. Государство сочло возможным вернуть 3,2 триллиона рублей отрицательного акциза нефтяным компаниям, чтобы они «от безысходности» не повышали цены на бензин, добавили другие депутаты. Напомнила парламентская оппозиция и о своём давнишнем предложении потрясти богатеньких прогрессивным подоходным налогом. Прозвучал и такой совет: «Воровать меньше надо: то госимущество продают по заниженным ценам, то государство по завышенным делает закупки у аффилированных коммерческих структур…» Так что ссылки на то, что денег нет, несостоятельны.
Фракция коммунистов представила также проект нового Лесного кодекса с законопроектом-спутником. Последним вносятся изменения в федеральные законы, где изложены нормы, связанные с лесными отношениями. Проекты этих важнейших документов подписаны почти всеми членами фракции КПРФ во главе с руководителями партии и фракции Г. Зюгановым, В. Кашиным, И. Мельниковым, Н. Коломейцевым, Ю. Афониным, Д. Новиковым, а также сенатором от Ульяновской области А. Гибатдиновым.
Представил законодательные инициативы коммунистов один из их авторов — Олег Михайлов. Вначале депутат объяснил, почему вообще нужен новый Лесной кодекс. Действующий, принятый в 2006 году, много бед принёс стране. Децентрализована система управления лесным хозяйством: сегодня лесной отраслью занимаются 12 федеральных органов, отсутствует полноценная координация деятельности лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Разрушена система государственной лесной охраны. Это является одной из причин лесных пожаров, которые ежегодно в среднем уничтожают почти 9 миллионов гектаров леса. 2021 год стал для России особенно трагичным. Огонь прошёлся по площади 18,9 миллиона гектаров. Сегодня на одного лесника приходится от 50 до 350 тысяч (!) гектаров леса. Уследить за такой обширной территорией невозможно. В проекте нового Лесного кодекса предлагается иная организация федеральной пожарной охраны лесов с территориальными службами в регионах.
Лесной кодекс 2006 года развязал руки «чёрным лесорубам». Браконьерство достигло невиданных масштабов, сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний. По некоторым оценкам, объём хищничества составляет не менее 20 процентов от официально регистрируемой лесозаготовки, а контрабанда древесины, даже по самым скромным оценкам, — около 30 процентов сверх объёмов легального российского экспорта необработанных лесоматериалов.
Когда полномочия по лесоустройству передали субъектам Федерации, сначала ухудшилось качество лесных работ, потом снизились объёмы лесовосстановления, а низкие зарплаты стали причиной кадрового дефицита.
Все эти проблемы депутаты-коммунисты постарались решить в проекте нового Лесного кодекса. В нём предлагается государственную задачу по охране лесного фонда от хищения, незаконных рубок и криминального вывоза круглой древесины передать федеральной службе по лесному контролю. Численность сотрудников службы контроля и охраны федеральных лесов необходимо увеличить как минимум в пять — десять раз, считают авторы законопроекта.
В мировой практике рентабельность компаний, работающих в лесном бизнесе, достигается за счёт максимально глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента продукции на основе древесины. В России же доступ к лесным ресурсам часто получают компании, не имеющие собственных перерабатывающих мощностей. Высокие экспортные тарифы на технологичную продукцию лесоперерабатывающего комплекса приводят к снижению ценовой конкурентоспособности российских полуфабрикатов и конечных продуктов переработки древесины на мировом рынке. По мнению авторов законопроектов, отмена пошлин на экспорт из России технологичной продукции при одновременном введении запретительных таможенных тарифов на ввоз продукции, аналоги которой могут быть произведены отечественными компаниями, послужила бы стимулом для глубокой переработки лесных ресурсов в нашей стране.
С введением Лесного кодекса 2006 года сократились объёмы лесовосстановления в большинстве регионов страны. По сравнению даже с 90-ми годами прошлого века объём лесовосстановления лесхозами сократился почти в десять раз. Более 80 процентов приходится на естественное лесовосстановление, то есть посадкой лесов никто не занимается. В результате масштабных вырубок происходит заболачивание территории, на таких участках лес будет восстанавливаться сотни лет, подчеркнул биолог Олег Михайлов.
Переданные региональным органам власти полномочия в сфере управления, лесоустройства, охраны и защиты лесного фонда вызвали массу злоупотреблений. Эти полномочия надо вернуть на федеральный уровень, тем более что бюджеты подавляющего большинства субъектов Российской Федерации до настоящего времени остаются жёстко дефицитными, считают авторы проекта нового Лесного кодекса.
Для проведения единой политики в области лесоустройства и лесовосстановления законопроектом закреплены на федеральном уровне свыше 100 полномочий, в том числе 20 новых. Предлагается создать государственный фонд развития и поддержки деятельности в области лесного комплекса.
Несмотря на то, что было принято несколько десятков законов, которые, как выразился Владимир Кашин, «облагородили» Лесной кодекс, тем не менее большинство проблем не снято. Если раньше все лесхозы были прибыльными, сегодня таких единицы. В советские годы лесная отрасль занимала третье место по вкладу в госбюджет.
«Мы за принципиальное изменение государственного подхода к ведению лесного хозяйства», — подытожил Олег Михайлов.
«Единая Россия», вопреки поддержке проекта нового Лесного кодекса всеми другими парламентскими фракциями, голосовать не стала и тем самым провалила важнейший документ.
Татьяна ОФИЦЕРОВА,
газета «