17 февраля в Госдуме проводился правительственный час с участием заместителя Председателя Правительства РФ М.Ш. Хуснуллина. На правительственном часе выступили и задали вопросы докладчику депутаты КПРФ.
Останина Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ:
— Уважаемый Марат Шакирзянович, уточните, пожалуйста, сколько детей-сирот ждали, но, к сожалению, так и не дождались сегодня от вас хотя бы слов, а ещё больше ждут действий по обеспечению их жильем.
Когда это полномочие относилось к Министерству просвещения, статистика была одна. Сейчас подведомственно вам Министерство строительства — статистика другая. Это вынудило сейчас Счётную палату завести свой реестр, и они представили нам такую цифру — 290 тысяч детей — сирот плюс 8 с половиной тысяч ежегодно. Динамика ужасающая, неизменны только две составляющие.
И, вообще, позиция депутатского корпуса — все 450 депутатов имеют политическую волю и желание действительно как можно быстрее решить этот вопрос.
Поэтому, Марат Шакирзянович, вы, когда слайды готовите, точнее, вам их готовят… Они адресованы были съезду «ЕДИНОЙ РОССИИ”. Вообще, в Думе пять фракций, которые представляют политические партии. И в этом вопросе у нас поразительное единение. Вы, пожалуйста, адаптируйте эти слайды к Думе.
(Микрофон отключён.)
Хуснуллин М. Ш.:
— Ну я хочу напомнить, что с 2022 года за эту функцию отвечает Минстрой. Вот министр здесь со мной и вся команда министра очень серьёзно занимается. И могу вам сказать, что мы провели десятки совещаний, мы разобрались в проблеме, в проблематике детей-сирот. Я хочу разложить её на несколько блоков.
Блок первый. Значит, законодательно принятое решение, кого признавать детьми-сиротами и кто нуждающиеся. Вот мы хорошими намерениями действительно приняли такое решение, и сегодня у нас 299 тысяч детей-сирот. Давайте возраст их разложим. Из них до 23 лет, от 18 до 23 лет около 200 тысяч, а около 100 тысяч — это те, которым от 23 до 40 лет. И часть, часть этих людей давно состоялись, давно имеют своё жильё, давно имеют работу, но имеют это право по закону, что, наверное, конечно, справедливо.
Цена вопроса для страны решения этой проблемы составляет 300 миллиардов. Для понимания, мы в год тратим на чистую воду 35 миллиардов, мы тратим в год на все решения жилищных проблем 10 миллиардов. Закон вносится правительством, утверждается Думой.
Следующий вопрос технический — механизм расселения. Значит, сегодня благими намерениями абсолютно правильно написали, что нельзя селить детей-сирот более 50 процентов в один дом. 25, 25, нельзя селить. Но у нас есть ряд регионов и ряд населённых пунктов, у нас 1120 городов, в которых последние 10 лет не строилось ни одного дома. Куда нужно расселять этих детей-сирот? В законе прописано: выше 10 тысяч если населённый пункт — какие подходы? А если до 10 тысяч — другой подход.
Коллеги, для решения детей-сирот нужно принять три системных решения.
Решение первое. Посмотреть еще раз законодательство, и его нужно с определёнными поправками изменить. Раз. Потому что там много очень технических деталей и наложений, которые приводят, как считать очередь, кто получил, нуждающийся, не нуждающийся, когда получил, на каких условиях. Там десятки вопросов, на которые надо ответить на законодательном уровне.
Второе. Для того чтобы реально строить и реально раздавать это жилье, надо… мы предлагали дать право регионам до 50 процентов, право, а не обязанность. Не было поддержано это решение. Ну, мне ряд регионов, например, говорят: вы хоть нас расстреляйте, у нас при том количестве домов, на сегодняшний день которые мы строим, мы не можем эту задачу решить. Давайте ее тоже решать, эту задачу.
Третий вопрос — это финансовое обеспечение. Тоже давайте примем, тогда в бюджете примем решение, сколько мы будем на это добавлять денег, и всё. Вот три блока вопросов, и проблема будет решена.
Значит, мы детально разобрались, Минстрой занимается, предложения подготовили, в бюджетный цикл этого года будем предложения включать. Давайте включаться в законодательную деятельность и в работу с регионами.
И так для понимания еще вопрос софинансирования. 82 процента сегодня делает федеральный бюджет, значит, 18 — региональный. Может, подойдем дифференцированно? Это как мысль к обсуждению. Допустим, для Еврейского автономного округа решение проблемы детей-сирот — 2 миллиарда, а бюджет у них — 10.
Ну давайте вот эти вопросы все взвешенно пообсуждаем. Тема серьезная, Вячеслав Викторович, готовы в рабочем порядке обсудить, и системно подойдем к решению проблемы. Я думаю, что мы найдем решение по этой проблеме.
Председательствующий:
— Спасибо, Марат Шакирзянович.
Уважаемые коллеги, как вы слышали, с 2022 года ответственность возложена на профильное ведомство из блока Марата Шакирзяновича Хуснуллина — Министерство строительства. У нас с вами есть понимание, как работали по проблеме с обманутыми дольщиками. И надо отдать должное и Хуснуллину, и министерству: многое сделано. Поэтому есть надежда, что такие же решения будут реализованы и в части обеспечения жильем детей-сирот.
Но нам со своей стороны нужно не ждать, мы несем ответственность за работу правительства. И с правительством у нас должен быть конструктивный диалог и ответственность общая. Поэтому давайте сейчас, не дожидаясь конца года следующего, когда мы будем там опять итоги подводить и вздыхать и говорить: почему, потому что мы не вносим изменения в нормативную базу, федеральное законодательство. Поэтому давайте с правительством, профильным министерством изучим предложения,
Сулейманов Р. И., фракция КПРФ:
— Уважаемый Марат Шакирзянович, президент поручил развивать метрополитен в городах-миллионниках. У нас семь действующих метрополитенов. За последние 10 лет динамика этого развития выглядит так: в Москве построено сто станций, в Санкт-Петербурге — восемь, в Казани — три, значит, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге по две, в Новосибирске и Самаре по одной.
Вот нельзя ли как-то эту, так сказать, диспропорцию изменить? Это первый вопрос. Потому что сегодня ни один город ну и ни один регион, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, пожалуй, не может себе позволить, так сказать, самостоятельно финансировать строительство метрополитенов.
И вторая тема — это износ коммунальных сетей, о ней сегодня говорили, он достигает в ряде городов 80 процентов. И я уверен, что ни одну, ни вторую тему без государственных программ… (Микрофон отключён.)
Хуснуллин М. Ш.:
— Ну я как человек, который девять лет жизни своей отдал строительству московского метрополитена, значит, я могу сказать, что метро есть смысл строить при одной формуле: если в час пик везёт 20 тысяч пассажиров и более. Если 20 тысяч и более пассажиров в час пик не едет, метро экономически строить невыгодно — это очень дорого.
Ну у нас исторически. Поэтому Москва, она может себе позволить, потому что у них в час пик есть станции, которые везут 58 тысяч пассажиров в час. Для Москвы это выгодно, для Питера это выгодно. Для всех остальных городов экономически это нецелесообразно, но у нас есть накопившиеся проблемы. Поэтому мы эту тему обсудили с президентом, президент решение принял.
Значит, метро в Нижнем Новгороде незавершённое будет завершено, и деньги на это выделены через инвестиционные бюджетные кредиты, в Красноярске и в Челябинске. Значит, в Омске, мы тему рассматриваем. Новые станции метро в этой ситуации, новые линии метро нецелесообразно строить, нет такого потока, коллеги. Поверьте мне, я девять лет жизни этим занимался детально.
Что касается износа…
Что? В Новосибирске будет одна станция достроена и одна под вопросом. Про Новосибирск говорю. Ну две станции. Под одной — точно, на одну — точно деньги там мы пытаемся найти. Вторую сейчас пока смотрим, пока несбалансированными деньгами, через инвестиционные бюджетные кредиты.
Ну моё мнение, ну вот я могу сказать, например, по Челябинску. Если в Челябинске его не построить, надо 10 миллиардов, чтобы закопать это метро, чтобы не было техногенной катастрофы. Поэтому, несмотря на то, что дорого, я поддержал.
Я сам лично сходил, посмотрел, спустился в эту шахту и сказал, что, да, надо достраивать. На глубине 63 метра была вырыта и сделана большая работа, кстати. Вот.
Поэтому вот эти начатые, закончим. Новые, очень большой вопрос, продолжать, нет? Больше надо развивать рельсовый транспорт наземный. Трамвай в этом случае, который везёт 10 тысяч в час, он более выгодное решение, чем подземное метро.
Парфёнов Д. А., фракция КПРФ:
— Уважаемый Марат Шакирзянович, строительная отрасль всё более монополизируется. В Москве и во многих других крупных городах строительство уже представляет из себя классическую олигополию. От этого растут цены на жильё, и страдает качество.
Кстати говоря, КПРФ проводила в Государственной Думе слушания по проблемам ЖКХ. Приглашали и ваших представителей, но, увы, к сожалению, вы никого не прислали.
Получается, что интересы бизнеса на первом месте, а общество зачастую страдает. В Москве, например, это приводит к возникновению всё новых горячих точек — от вырубки под строительство эстакады между Дегунино и Алтуфьевским районом до вырубки Троицкого леса, Лосиного острова, Битцевского леса, к попыткам освоения Косинских полей и территории Тимирязевской академии и так далее.
Какие меры вы и аппарат вице-премьера проводите по борьбе со строительной олигархией, чтобы обуздать аппетиты крупного бизнеса и сделать строительство менее хищническим и более социальным?
Хуснуллин М. Ш.:
— Ну, я хочу не согласиться с вашей информацией. Если вы на сегодняшний день реально обладаете ею, то вы должны знать, что строительная отрасль — одна из самых монополизированных отраслей в нашей стране. У нас 90 процентов объёмов работ выполняется мелким и средним бизнесом. Это первое.
Второе. Значит, что касается концентрации бизнеса. Наверное, происходит укрупнение бизнеса.
И второй вопрос. Плохо это или хорошо?
Я приведу в пример одного из дальневосточных округов. Я приехал в регион, попросил собрать застройщиков. Значит, застройщик, губернатор их собрал, У самого крупного застройщика 10 тысяч портфелей заказов, у самого мелкого — три тысячи. А ему надо в год строить 200 тысяч квадратных метров жилья, чтобы выйти на норматив. И я ему говорю: ну и как ты собираешься с ними вообще эту задачу решать? Ну они не готовы к этому.
Поэтому вопрос управления и там консолидировать или расконсолидировать рынок, во-первых, это не наша задача, мы этим не занимаемся.
Во-вторых, мы считаем, что мы должны создать прозрачные условия, чтобы вот коррупционную часть уменьшить в 989 процедурах. Вот этим надо заниматься.
И рынок упростить на сегодняшний день. Если говорить про Москву, Москва в этом году ввела порядка 8 миллионов квадратных метров жилья. Только в Москве население сколько? Если у нас не растёт предложение, у нас цены всегда будут расти. И сказать, что мы можем решить жилищную проблему только лишь мелким и средним бизнесом, не можем.
Но еще одни данные статистические. За прошлый год самый большой объём ввода был в индивидуальном жилищном строительстве. Здесь крупного бизнеса нет вообще. Объясняю причины, откуда появилось это жильё. Причин несколько.
Первое. Как ни парадоксально, повлияла пандемия. У всех, у кого хоть какие-то были деньги, постарались уехать за город, достроить, построить, купить, значит, жильё. Это первая причина.
Вторая причина — это то, что программа газификации. Президентом принято решение, что мы на сегодняшний день не до границы населённого пункта, а ведём по населённому пункту, и все кинулись достраивать свои дома и регистрировать.
Третье — это упрощённый механизм регистрации.
Четвёртое — то, что жители действительно, всё-таки имея ипотечный продукт, мы выдали в прошлом году, мы просто стали этим системно заниматься. Поэтому больше половины объёма ввода — это неорганизованные застройщики.
И, кстати, у нас сегодня другая проблема, у нас сегодня найти на строительство частного дома бригаду стало очень сложно. Вот кто сегодня занимается стройкой, понимает, сегодня найти строителя стало сложно. А те, которые есть, подорожали на 30-50 процентов, потому что они перегружены работой.
Поэтому я считаю, что мы как государство не должны вмешиваться в эту… рынок, он сам по себе идет, мы должны смотреть коррупционную составляющую и контролировать качество. А вот работа СРО, она требует серьезного переосмысления, у нас просто до этого пока еще руки не дошли. Но этим надо заниматься, потому что к качеству строительства есть вопрос, и мы его просто так стройконтролями, стройнадзорами не удержим.
Лябихов Р. М., фракция КПРФ:
— Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Марат Шакирзянович!
Уважаемые коллеги!
Коллеги, я считаю, что из сегодняшнего доклада, наверное, мы с вами увидели две России. Вот согласитесь, что в одной стране, в одной России, которую мы сегодня увидели, строительный сектор успешно развивается, реализуются программы, чистится вода, чистятся стоки, значит, соответственно строится новое жилье. Эти успехи, конечно же, есть в мегаполисах, в крупных городах, за что мы должны поблагодарить наше министерство профильное и профильного вице-премьера, безусловно, там всё у нас хорошо.
Но мы знаем, что есть и другая Россия, к сожалению, да, где, чем дальше от столицы, вот я представляю здесь регион — 200 километров от столицы буквально, да, там чем меньше населенный пункт, потому что я не говорю про село, там проблемы и с жильем, и с коммунальным хозяйством, безусловно, огромные. Например, возьмем, давайте реновацию. В Москве программа идет — новые квартиры, новые дома, новые кварталы, а в регионах, как мы сегодня услышали, вступили в программу КРТ только 9 процентов регионов. Где же остальные? Потому что закон мы приняли в 2020 году.
Огромная проблема — переселение граждан из аварийного жилья. В отчёте мы услышали, что 2017 год — многие регионы перевыполнили. Коллеги, но сегодня уже 2022-й. Прошло пять лет. Пять лет назад был 2017 год. Сегодня в состоянии аварийного, плюс, как мы стыдливо его называем, ветхого, считаю — фактически не пригодного для проживания жилья, по нашей оценке, по оценке КПРФ, более 20 миллионов квадратных метров. Сравните с теми 5 миллионами, которые осилила на сегодняшний день программа, и вы поймёте, что нам надо ещё догонять и перегонять.
Краснодар, Омск, Томск и другие регионы буксуют по полной программе, извините за тавтологию. Основная проблема та же — отсутствие средств на софинансирование. Потому что регионы у нас сегодня должны эту программу в мельчайших каких-то объёмах, но всё равно софинансировать, а денег у них нет. Здесь срочно нужно принимать решение о снижении порога для регионов.
Острейшая проблема, как сегодня уже говорили неоднократно, — это дети-сироты. Мы услышали, что до 23 лет — это 200 тысяч, 200 тысяч детей. Вдумайтесь, пожалуйста. Вот мы сегодня все с вами спали хорошо, потому что каждый из нас спал в квартире, а у 200 тысяч детей нет на сегодняшний день своего крова и нет своего жилья.
Мы, партия КПРФ, завтра проводим парламентские слушания на эту тему и приглашаем представителя правительства и представителя профильного министерства, для того чтобы поприсутствовали и ответили на наши вопросы.
Коллеги, внимание к большой проблеме. Большая проблема — это стоки на сегодняшний день. Мы эту проблему с вами во многом не видим, мы незаслуженно обходим её своим вниманием. Не все понимают, что чистые стоки — это здоровье не только нас, но и наших детей в будущем.
Если крупные города хоть как-то чистят стоки, то в средних и мелких мы наблюдаем ситуацию, которую иначе как катастрофой не назовёшь. Все сооружения и коллекторы изношены, износ сегодня достигает 100 процентов. В лучшем случае идёт механическая очистка. Никакой биологической очистки, никакой химической мы не видим, конечно же.
Последний ужасный пример — шокирующее ЧП в Таганроге, где 11 коммунальщиков просто погибли в коллекторе в прошлом году.
Подумайте, кто после этого пойдёт работать в данную отрасль? Как туда затащить молодёжь? И как квалификация кадров сможет улучшить отрасль, если молодёжь в эту отрасль не пойдёт?
Считаю проблему стоков в нашей стране важнейшей задачей Министерства строительства и даже правительства. Нужна программа по очистке стоков и полноценное финансирование из федерального бюджета.
Коллеги, в своём докладе я не могу не обозначить одну важную проблему. В регионе, который я представляю, течёт наша самая крупная водная артерия — это река Волга. Значит, на сегодняшний день у нас существует программа по оздоровлению Волги, которая действует до 2025 года, но почему-то проблема в том, что в неё, во-первых, входят только 16 регионов из 38, которые сбрасывают стоки в Волгу, а сегодня, как я хочу сказать, 40 процентов стоков сбрасывается в Волгу всей страны. Представьте эту ужасающую цифру.
Обязательно КПРФ обращает внимание правительства и профильного министерства, что у проекта оздоровления нет сегодня полноценного финансирования. Финансирование надо увеличить.
Необходимо срочно принимать решение о том, чтобы программу продлевать до 2035 года и помогать регионам, потому что сегодня софинансирование этой программы идёт за счёт регионов, и создаётся такая глупая ситуация, когда один регион софинансирует и делает какие-то работы, а тот, кто выше его по реке, он, соответственно, эти работы не производит. Ну и представьте, это сизифов труд.
Коллеги, я также обращаюсь к Марату Шакирзяновичу от фракции КПРФ, хочу обратить внимание на развитие нашего села. Сегодня у нас есть программа развития сельских территорий. Безусловно, программа развития сельских территорий очень важна, потому что это 25 процентов наших граждан проживают сегодня в селе. И не мне вам говорить, как они из села бегут в города, и наше село, и соответственно, та продукция, которую мы получаем, оно, безусловно, несёт соответствующие затраты. Нет дорог, ветхое жильё, нет газификации, школ, детских садов и так далее, и так далее. Прошу обратить особое внимание, а мы в этом правительству готовы помогать.
Марат Шакирзянович, коллеги, проблем в ЖКХ и строительном секторе, конечно, гораздо больше, чем я перечислил.
Команда, которую вы сегодня представляете, безусловно, работает эффективно, хотя она достаточно молодая. Но профессионализм мы не можем не отметить. С точки зрения профессионализма здесь, конечно же, пять баллов. Но у нас в России за одного битого (читай: профессионала) дают двух небитых.
Поэтому я бы хотел сказать такой тезис: Марат Шакирзянович, жгите. А КПРФ все добрые инициативы, направленные на улучшение жизни наших граждан, поддержит.
Спасибо большое.
(Аплодисменты.)
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.