Пятая колонна не унимается
Коммунисты срочно созвали «круглый стол», на котором с участием ученых, педагогов, парламентариев, родителей, активистов общественных движений в защиту качественного образования для всех, студентов состоялась очередная горячая дискуссия все о том же пресловутом едином государственном экзамене (ЕГЭ). Неотъемлемая часть Болонской системы, он уже более 15 лет терзает и губит российское образование.
Надо «восстанавливать классическую инженерную подготовку, специалитет», а «ЕГЭ – это не нормально», – сказал в послании президент В. Путин.
Однако возникают «энтузиасты», которые, невзирая ни на мнение граждан, ни на слова главы государства, не только удерживают ЕГЭ, но даже придумывают способы по расширению его действий, удвоению функций.
В конце декабря 2024 года в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «Об образовании в РФ», которым ЕГЭ вводится в учреждения СПО (среднего профессионального образования). Законопроект предписывает сдавать «бабу ЕГЭ» выпускникам колледжей и техникумов, которые намерены идти в вузы на факультеты иных специальностей, чем обучались в учреждениях СПО. Без результатов ЕГЭ смогут поступать в вузы абитуриенты, которые продолжат обучение по прежнему профилю. Ранее СПО оставалось свободным от ЕГЭ.
Возмутившаяся общественность назвала законопроект изобретением пятой колонны. Молодым людям, начинающим житье, ставится ЕГЭ-барьер в выборе профессии и будущей трудовой деятельности.
Практически все участники «круглого стола», в первую очередь студенты – будущие управленцы, социологи, специалисты высшего звена – высказались против инициативы, удваивающей ЕГЭ и создающей неравенство среди выпускников СПО. И происходит провокационный вброс в то время, когда многие наполнены ожиданием полной отмены ЕГЭ и искоренением всего, что относится к Болонской реформе, искорежившей лучшее в мире образование.
Коммунисты предложили разобраться: законопроект об удвоении ЕГЭ – ошибка и провокация?
«Жестко поставлен вопрос, но абсолютно объективно», – подчеркнул лидер КПРФ Г.А. Зюганов, председательствовавший на «круглом столе».
Открывая заседание, он продемонстрировал документ Всемирного Банка с грифом «Конфиденциально, секретно. Только для служебного пользования», озаглавленный «Образование для России в переходный период». Вышел в ноябре 1994 года.
По словам Геннадия Андреевича, с этим документом знаком каждый депутат Госдумы, многие избиратели, вносился он в правительство. Документ реформаторский. Только странно, что «те, кто предал нашу страну и продавал ее в ходе так называемой приватизации по дешевке – менее 3% от реальной стоимости, – назывались почему-то реформаторами. В Америке таких «реформаторов» посадили бы на электрический стул, во Франции – дали бы каждому по 20 лет тюрьмы».
Эти «реформаторы» решили встроить нашу страну в хвост дяде Сэму в качестве сырьевого придатка американской мощной экономики и Запада, прекрасно понимая, что делали». Они осознавали, что «пока будет сохраняться классическая русско-советская школа, которая была образцом для всего мира, справиться с задачей ликвидации нашей страны, как конкурента, будет невозможно. …Поэтому была собрана команда, заплатили ей сумасшедшие деньги. Если посмотрите, кто готовил этот документ, то не увидите ни выдающихся педагогов, ни стран, которые имеют прекрасное образование. Там был просто заказ на уничтожение той школы, которая сделала нашу страну победителем в мае 1945-го, позволила первой прорваться в космос, создать лучшую социальную систему защиты граждан».
Сегодня разрушительные планы во многом реализованы руками двух министров – Фурсенко и Ливанова. Погром этот, по словам Г.А. Зюганова, «теперь настолько очевиден, что не надо никому доказывать». «Если вы придете на любой завод, на любое предприятие первое, что скажет каждый руководитель: у нас не хватает токарей, слесарей, фрезеровщиков… Огромен список специальностей, которых недостает, и без которых ни оборону обеспечить нельзя, ни развивать современные производства, ни, тем более, осваивать новейшие технологии».
«Меня поразило, – признавался Зюганов, – с каким энтузиазмом внедрялась «баба ЕГЭ». Я не против ЕГЭ с точки зрения проверки знаний, но когда это является главным мерилом того, как ты соображаешь, это катастрофа. …Я вижу, как соображают теперь. Бери любого. Вот у моего сына 5 сыновей, у дочери – трое. С теми, кто заканчивает 11-й класс, я вынужден заниматься репетиторством, нанимать им репетиторов, а это сумасшедшие деньги».
Зюганов заговорил о катастрофе в Черном море. С его точки зрения, угробили мазутом и море, и побережье у знаменитого детского курорта Анапы «те, кто учился по ЕГЭ, …они загнали две лоханки в Черное море и утопили 9 тысяч тонн мазута, теперь все сидим измазанные в мазуте от Сочи до Одессы. …Анапа – единственное место на земле, где горный, степной и морской воздух сходятся воедино, там главный проспект назывался Пионерским, там было почти три десятка пионерских лагерей, пляж шириной 150–200 метров и длиной 50 километров. Нигде на планете ничего похожего нет. Мы этот берег 300 лет осваивали. А малограмотные люди, для которых деньги, нажива являются главным смыслом жизни, мазутом всё залили. …Они и планету сожрут, они и войну эту развязали жуткую и страшную. Наша сейчас задача – не просто исправить ситуацию, а создать внутри школы, внутри образовательного сообщества такую обстановку, которая не позволяла бы больше втаскивать ЕГЭ».
Зюганов убежден: «Будем умными и сильными, – никто нас не тронет, никто. У нас есть вся таблица Менделеева, у нас есть все стратегические ресурсы, у нас есть исторический опыт. Наш Большой театр стоял, когда Америки и на карте еще не было. У нас есть все необходимое, но надо быть умными, сильными, волевыми и успешными, без образования это невозможно».
Аплодисментами собравшиеся одобрили слова главного коммуниста России.
Олег Смолин – ученый, педагог, сторонник классического образования без ЕГЭ, первый зампредседателя думского комитета по науке и высшему образованию, рассказал о направлениях образовательной политики – элитарном, для богатых, для тех, кто разделяет, чтобы властвовать; и социальном – для всех. «Именно социальное, – подчеркнул Смолин, – восходит к нашей истории, к Михаилу Васильевичу Ломоносову, который считал, что получить блестящую плеяду ученых мы можем только при условии, когда образование получит максимум людей. Конечно, крепостных он не включал».
По ЕГЭ сейчас разные позиции: одни говорят, что ЕГЭ доживает последние дни, другие – что никаких изменений в ЕГЭ не будет. Группа депутатов Госдумы, сторонники второй точки зрения, внесла законопроект, который коммунисты назвали законом об удвоении ЕГЭ. Он предлагает заставить сдавать ЕГЭ не только 11-классников, но и большинство тех, кто получает образование в системе СПО и собирается поступать в вузы.
О. Смолин проанализировал законопроект и доказал его 100%-ую вредность:
«Концепция ложная, от ЕГЭ больше вреда, чем пользы. Сферу его применения нужно сокращать, а не расширять. Удивляет позиция некоторых оппозиционных фракций: недавно они вносили законопроект о «похоронах» ЕГЭ, теперь вносят законопроект о его удвоении».
Смолин давно предлагал мягкий вариант: перевести ЕГЭ в добровольный режим, дать право выбора и выпускнику, и абитуриенту между ЕГЭ и классическим экзаменом.
Удвоение ЕГЭ ограничивает право университетов. Университеты, конечно, и так могут принимать выпускников СПО на основании ЕГЭ. Но авторам кажется этого мало, они хотят больше ограничить право университетов, полагая почему-то, что депутаты умнее ректоров, ученых советов и всех остальных…
Олег Николаевич представил результаты исследования, касающегося качества образования по ЕГЭ. Охвачены были 65 факультетов и 19 тысяч студентов. Анализ показал, что баллы ЕГЭ предсказывают только успеваемость на первом курсе и не связаны с оценками на последующих курсах. Качество высшего образования мало зависит от ЕГЭ. «Зачем мы мучаем детей? Зато качество высшего образования прямо коррелирует с результатами первой сессии». Вывод: надо облегчить поступление в вузы, при этом студентов, не справляющихся программой или недостаточно серьезно относящихся к занятиям, – отчислять.
«В ведущих вузах мира отчисление достигает 50 процентов. На моем родном историческом факультете закончили 70 процентов от тех, кто начинал, и это нормально. А у нас, если больше 10 процентов отчислено, то срезают финансирование. Это неправильно», – говорил Смолин.
А что даст удвоения ЕГЭ? Олег Николаевич отвечает:
- Риск разрушения системы профобразования: вместо того, чтобы готовиться к будущей профессии, те, кто собираются поступать в вузы, будут дрессироваться на ЕГЭ.
- Неравенство возможностей. У нас 18% ребят поступают на рабочие специальности. В то же время у них есть шанс перейти из рабочего в инженеры. В советское время многие выдающиеся люди после ПТУ получили блестящее образование: Игорь Курчатов, Сергей Королёв, Юрий Гагарин…
- Лоббирование интересов репетиторов и репетиторских компаний, которые извлекут солидную пользу из законопроекта. Если верить социологам, сейчас 70 процентов всех, кто готовится к ЕГЭ, платят репетиторам, в крупных городах – 90 процентов выпускников.
Принятие проекта удвоит плату за репетиторство. Сейчас самая скромная стоимость услуг репетитора – 1100 рублей за час. В Москве – цена выше. В год родители выкладывают репетиторам до 450 миллиардов рублей. А в бюджете на образование выделяется всего 1 трлн 500 млрд рублей.
К перечисленным минусам Смолин добавил, что с удвоением ЕГЭ мы получим:
– проблему набора в ряд вузов;
– для 18% обучающимся рабочим специальностям начисто перекрывается возможность стать инженером. А закупорка социальных лифтов чревата социальными конфликтами;
– обострение кадрового кризиса в педобразовании. Одна из причин – педагоги всё чаще уходят в репетиторы – забот меньше и зарплата в разы больше;
– усиление недовольства людей. По разным оценкам, от 60% до 70% граждан не любят ЕГЭ. После его удвоения, недовольства будет больше. Если сейчас 40% молодежи негативно относятся к ЕГЭ, то после его удвоения – все 80% молодых людей будут его противниками;
– ситуация с воспитанием будет еще хуже, чем сейчас. ЕГЭ в целом ошибочная стратегия. Любая формалистическая система образования – враг воспитания;
– с ЕГЭ учащийся не получает многостороннего развития. Неграмотность среди молодёжи возрастет.
Смолин рекомендует образовательному сообществу, патриотам страны добиваться отмены ЕГЭ, но никак не его удвоения. С авторами законопроекта он готов сразиться в интеллектуальной дуэли на любом теле-, радиоканале.
Коммунист Нина Останина, председатель комитета по защите семей, заявила, что в недрах фракции КПРФ, а также возглавляемого ею комитета готовятся предложения в Стратегию образования до 2040 года, разработкой которой занимается вице-премьер Чернышенко. Участвует в комиссии по Стратегии и экс-министр образования Фурсенко. «Нетрудно догадаться, какие мысли внесет в Стратегию этот господин», – иронизировала Нина Александровна. Она призвала участников «стола» дружно противостоять вредным для российского образования идеям.
За отмену законопроекта об удвоении ЕГЭ выступила президент Общероссийской организации «Союз директоров организаций среднего профессионального образования России» Наталия Михайловна Золотарева:
«Наша организация действует уже 27 лет и объединяет более 2 тысяч директоров из всех территорий нашей большой страны. Мы обсуждали законопроект об удвоении ЕГЭ, наша позиция – не принимать его, он нанесет вред профтехобразованию, престижу рабочих профессий».
Уполномоченный по правам человека Татьяна Николаевна Москалькова – за повышение качества российского образования, как основы технологического суверенитета РФ, «а то, что мешает суверенитету, нужно устранять».
По мнению Николая Коломейцева, координатора фракции КПРФ, «ЕГЭ затрудняет решение задач половине всей молодежи». Коммунист не только против ЕГЭ, но и выступает за отмену платности в образовательной системе на всех уровнях. «Платность – это удар по высшему образованию. Ректор зависим от платников, но те мало зависимы от ректора… Только кошелек не определяет мозги», – доказывал Коломейцев.
Затруднился определиться с позицией по законопроекту об удвоении ЕГЭ директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования Министерства просвещения Виктор Сергеевич Неумывакин. Ему в Министерстве поручено заниматься СПО. «Круглый стол» он назвал содержательным, за что он благодарил организаторов. Неумывакин считает, что система профтехобразования достигла определенных успехов – 62% девятиклассников выбирают колледжи. Только Виктор Сергеевич еще не знает, стоит принимать законопроект об удвоении ЕГЭ или нет. Надеется определиться к «правительственному часу» в Госдуме.
Заместитель председателя ФНПР, ректор Академии труда и социальных отношений Нина Николаевна Кузьмина не видит пользы в удвоении ЕГЭ. Она советует авторам законопроекта прислушаться к мнению большинства и отозвать документ.
«ЕГЭ не нужен», – убежден Владимир Алексеевич Зернов, председатель Совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России.
«Считаю, что внедрение этого безобразия из трех букв ничем иным как провокацией против системы российского образования назвать нельзя», – заявил сопредседатель общественного движения «Образование для всех», член правления общероссийской организации «Трудовая доблесть России» Сергей Константинович Комков.
Светлана Даниловна Ермакова, директор Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры России, – за традиционную систему художественного образования, которую «мы трепетно оберегаем и стараемся, чтобы она сохранялась». ЕГЭ в этой системе не нужен, здесь важен творческий экзамен, способности ученика.
Против расширения применения ЕГЭ высказалась Нина Николаевна Кузьмина, заместитель председателя ФНПР, ректор Академии труда и социальных отношений.
Участники дискуссии одобрили рекомендации «круглого стола», в которых сказано, что законопроект о введении ЕГЭ в профтехобразование затормозит развитие СПО. «Инициатива провокационная, вредная, ее необходимо отклонить», – заявляли собравшиеся.
Галина ПЛАТОВА,
«