Как белки в колесе

Почти половина (48%) российских студентов колледжей и вузов совмещают обучение и работу. Таковы результаты опроса проекта НИФИ министерства финансов России «Моифинансы.рф», который проводился в рамках Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы».

Как сообщают «Известия», со ссылкой на руководителя проекта НИФИ минфина России «Моифинансы.рф» Михаила Сергейчика, 48% студентов уже работают или подрабатывают. При этом примерно 20% из них учатся на первом или втором курсах вуза или среднего профессионального образования.

Далее из опроса следует, что 77% студентов планируют либо продолжить и дальше совмещать работу с учёбой, либо начать это делать в будущем. 61% опрошенных считает, что такой сценарий поведения — это одновременно и финансовая необходимость, и способ получить профессиональный опыт. При этом 68% респондентов сообщили, что работают не по своей будущей специальности.

На вопросе о том, как работа или подработка влияет на качество обучения, мнения разделились. 45% ответили, что влияет позитивно и помогает на практике закрепить материал. 35% не согласны и считают, что дополнительная занятость только отвлекает от учёбы. 20% — не замечают какого-либо влияния в принципе.

В целом-то студенты идут работать на первом-втором курсах обучения не от хорошей жизни, а потому что им не хватает денег. Причём это касается не только иногородних студентов, проживающих в общежитии. Проблема тут заключается и в том, что зачастую студентам на ранних этапах обучения сложно устроиться работать по профессии из-за недостатка опыта. В лучшем случае следует искать себе такую работу на четвёртом курсе, а ещё лучше на третьем, чтобы было больше времени на стажировку. Ведь если студент себя отлично проявит за оставшиеся два года обучения на месте подработки, то в будущем его могут взять в штат. Однако тут есть другая сложность: как правило, за подработки по специальности и стажировки не платят, а деньги нужны. Потому студенты встают перед тяжёлым выбором: жить в нищете и голодать, но стать квалифицированным специалистом, или же жить в достатке, но не стать им.

Рано или поздно совмещение работы с учёбой ведёт к тому, что студенту приходится делать выбор. Проще тут тем, кто обучается в заочной форме, но как быть тем, кто делает это очно? Им совмещать сложнее всего, но кто будет платить за обучение, за жильё, за покупку продуктов питания на каждый день и другие нужды?

Поэтому работающих студентов можно сравнить с белками, бегающими в колесе.

Владислав ГОНЧАРОВ,
газета «Правда»

Изображение сгенерировано нейросетью «Шедеврум«