О том, зачем депутаты из «Единой России» и ЛДПР решили скрыть сведения об имуществе и доходах, можно только догадываться. Но тот факт, что они сначала инициировали, а потом и дружно поддержали поправки в закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», закрывающие от глаз общественности декларации парламентариев всех уровней, говорит сам за себя. 24 января законопроект был принят во втором чтении.
Новые правила декларирования депутатами своих доходов вступят в силу с 1 марта, то есть как раз за месяц до того, как эти сведения будут обновлены. Один из ведущих авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, «единоросс» Павел Крашенинников объяснил эту законодательную инициативу необходимостью защиты персональных данных. Мол, зачем гражданам знать, сколько у депутата квартир, и считать деньги в его кошельке?! Если кто-то что-то украл, на это есть Уголовный кодекс.
Андрей Алехин полагает, что если кого и надо освобождать от публикации деклараций, так это депутатов Советов сельских поселений. Для всех остальных не должно быть никаких поблажек. Не секрет, что значительная часть представителей бизнеса идёт в законодательные органы власти для лоббирования интересов своих предприятий, и институт деклараций является здесь, по мнению Алехина, сдерживающим фактором для возможных нарушений.
На это замечание депутата-коммуниста бывший министр юстиции Павел Крашенинников дал впечатляющий комментарий: «…У нас достаточно много бизнеса, в том числе малого и среднего, который ведёт себя весьма ответственно. И я вас уверяю: они идут не только для того, чтобы там что-то украсть». Павел Владимирович даже посетовал, что люди бизнеса из-за сложностей с декларированием доходов недостаточно активно идут во власть, и это, считает он, надо как-то исправлять.
Теперь, по новым правилам, обнародоваться будут обобщённые сведения об имуществе и доходах депутатов. Как это должно выглядеть, даже сами депутаты не поняли.
Время, отведённое для выступлений фракций по актуальным вопросам, фракция КПРФ посвятила проблеме «паровозов» и «прицепных вагонов» в законодательном процессе, когда законопроект в ходе доработки ко второму чтению меняется так, что от первоначального варианта остаётся только оболочка, в которую ушлые законотворцы запихивают всё, что заблагорассудится, и законопроект разрастается подобно расширяющейся Вселенной. Был случай, когда законопроект распух в 30 раз, превратившись из одностраничного документа в 30-страничный.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков как учёный и юрист-практик детально проанализировал эту сложившуюся в Государственной думе порочную практику изменения первоначальной концепции, то есть «идейной» модели, законопроектов. Ещё в 2001 году Конституционный суд в своём постановлении указывал, что «нарушение требований к чтениям в законодательной процедуре, приводящее к искажению изначального волеизъявления… в целом свидетельствует о неконституционности такого акта». Но парламентское большинство это обстоятельство нисколько не смущает, и оно лепит законы, как пирожки. 2022 год стал самым ударным. Было принято 653 закона — это абсолютный рекорд за всю историю российского парламента. Из них 20 законов — с изменением или расширением концепции. Поправки, меняющие концепции законопроектов, исходят преимущественно от правительства РФ или от фракции «Единой России».
Отчасти поспешность в принятии законов объяснялась специальной военной операцией или необходимостью выполнить тот или иной указ президента, а порой просто желанием авторов избавиться от ненужной, по их мнению, гласности при прохождении законопроекта, заметил Ю. Синельщиков.
Но никакие, даже благие, побуждения не должны превращать депутатский корпус в бездумную штамповочную машину. «Комитеты зачастую рассматривали законопроекты при отсутствии полного пакета необходимых документов, о повестке пленарного заседания депутаты узнавали лишь утром в день пленарного заседания, на подготовку поправок ко второму чтению представлялось лишь несколько часов, во втором и третьем чтении законопроекты рассматривались на одном заседании», — перечислил Юрий Синельщиков методы, с помощью которых достигаются законодательные рекорды последних лет.
«Изменение законодательства путём массовых поправок при манипулировании чтениями — теперь уже отработанная технология, которая позволяет принимать, оставляя без внимания общественности, практически любые правила, — подчеркнул Юрий Синельщиков. И подытожил: — Нарушение регламента Государственной думы следует считать безусловным основанием для отмены закона. А это может привести нашу правоохранительную систему и судопроизводство к катастрофическим последствиям».
Татьяна ОФИЦЕРОВА,
газета «