Карета продана?

Медицинские работники «скорой помощи» в Благовещенске бьют тревогу ‒ автопарк муниципального учреждения отдают в частные руки. В июле по социальным сетям и мессенджерам разлетелись обращения врачей «скорой», из которых город узнал об очередной афере действующей власти.

Как утверждают представители коллектива «скорой помощи», в феврале губернатор подписал соглашение об экономии бюджетных средств путем передачи автопарка станции сторонней организации. На современном языке это называется аутсорсинг. После реформы станция скорой помощи будет арендовать спецавтомобили у коммерческой организации и оплачивать услуги по транспортировке бригады врачей или больного согласно установленному тарифу.

Как рассказала в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Благовещенске» фельдшер выездной бригады Ольга Колесникова, контракт предполагается на пять лет ‒ до 31 декабря 2024 года. По новым расценкам один машиночас будет обходиться городу в 550 рублей. С учетом, что сейчас часовая работа кареты «скорой помощи» стоит 418 рублей, переплата за первый срок контракта составит 104 миллиона 182 тысячи рублей. Согласитесь, неплохой бонус за бизнес с гарантированным финансированием из фонда медицинского страхования.

При этом, деньги ‒ далеко не единственная проблема, о которой пытаются докричаться врачи. Водитель в «скорой» ‒ это особая профессия; сюда не возьмешь любого вчерашнего таксиста. Водителей учат оказывать первую медицинскую помощь, часто они помогают вынести на носилках пациента с пятого этажа, бывает, и защищают фельдшера от наркоманов, желающих поживиться медикаментами. Будет ли водитель сторонней организации заниматься такой непрофильной работой?

Водитель «скорой» ‒ это спец высокого класса, знающий наизусть перегороженные городские дворы и умеющий максимально быстро в городском потоке доставить в стационар больного, которого в кабине пытаются вытащить с того света.

А выездная бригада ‒ это сплоченный экипаж, способный работать в экстремальных ситуациях, когда нет времени делить обязанности и вспоминать о переработке. Экипаж притирается друг к другу годами. В нем друг другу доверяют. И это тоже не простой каприз сотрудников скорой. Морально-этический аспект их тоже волнует. Работа с пациентом предполагает сохранение врачебной тайны. В машинах возят разных людей, с разными болезнями, например, не всегда можно успеть довезти беременную женщину до роддома. Врач всегда должен быть уверен в своем водителе, как и пациент во враче. А кто теперь будет крутить баранку «газели», владельцу частной конторы все равно, лишь бы лишних денег не просил.

Понимая все это, работники красного креста начали требовать от чиновников не ставить крест на скорой. Обращения в областное министерство здравоохранения, региональное правительство, губернатору, дальневосточному полпреду, президенту РФ, результата не принесли. Тогда медики решили достучаться до каждого жителя. В СМИ таким материалам дорога заказана, поэтому решили действовать единственным возможным способом ‒ через соцсети. Надо отдать должное решительности медиков, без их сознательности дело по уничтожению «скорой помощи» власти провернули бы по-тихому, а амурчан бы уже поставили перед фактом.

Когда информация о реформах стала общедоступной, и запахло жареным, власти нас начали убеждать, что автомобили «скорой помощи» в Благовещенске безнадежно устарели и требуют срочной замены. Хотя, существующие сегодня машины, после передачи парка новому владельцу, почему-то не спишут, а отправят в другие районы области… Типа, «пойдет для сельской местности». Почему у властей такое отношение к остальным жителям Приамурья, которые оказались достойны только устаревшей техники?

По планам чиновников, именно частник будет покупать новые автомобили с самым современным оборудованием. Государству такая ноша, дескать, не под силу. Но мы еще помним статьи в газетах и сюжеты по телевидению, как автомобили «скорой помощи», купленные за бюджетные деньги и, почему-то, украшенные флагами «партии власти», с помпой вручали городам и районам Приамурья. Что же изменилось? Для чего понадобился частник? Может быть действительно такое решение будет более эффективным и принесет пользу?

Давайте сразу поставим точку над мифом об «эффективности частника». Примеров хватает. Тот же «АКС» («Амурские коммунальные системы»). Напомним, в начале 2000-х годов власти Благовещенска сдали в долгосрочную аренду коммунальные сети города этой компании. Когда городское ЖКХ отдавали частной лавочке, тоже много пели о инвестициях, эффективности и прочем. О том, во что превратился такой «аутсорсинг», мы писали неоднократно: город в буквальном смысле стоит на мине замедленного действия под названием «изношенные трубы».

Надзорные ведомства неоднократно устанавливали, что аренду «АКС» платит не в полном объеме, а обещанные инвестиции оказались обманом. Такая же ситуация с «мусорной реформой» и работой региональных операторов. Но в этих случаях речь идет всего лишь о тепле, воде и мусоре. «Скорая помощь» ‒ это наша с вами жизнь, которая может стать разменной монетой в руках коммерсанта, наращивающего собственную прибыль.

Первым в поддержку реформы выстрелил местный «народный фронт», который сам народ чаще называет «антинародным». Тут же в СМИ начали рассказывать, что автопарк, якобы передадут не в частные руки, «экспериментом» займется «Ростех» ‒ госкорпорация. А тех, кто «народ баламутит», в ОНФ упрекнули в финансовой или политической заинтересованности. Удивительно, что не назвали агентами Госдепа.

Тему «эксперимента», который над благовещенцами будет ставить якобы «Ростех», продолжил и губернатор Василий Орлов. Кстати, ответ на возмущения врачей он дал не на профильном совещании, не на круглом столе в присутствии всех заинтересованных лиц, а в виде обращения на своей странице в социальной сети «Инстаграм». Так вот по-свойски «запилил видосик», где в качестве аргумента в пользу передачи парка «скорой», привел пример с медицинским вертолетом, который область «получила по аналогичной программе». Медики назвали такое сравнение некорректным, это все равно, что поставить знак равенства между маршрутными автобусами и арендой лимузина. Более того, они уверены, что ни о каких «ростехах» в деле спешивания «скорой» речи не идет. Наверняка победитель будущего конкурса или аукциона уже кулуарно установлен.

Скорее всего это будет очередная ООО-шка с копеечным уставным капиталом и возглавляемая «очень уважаемым» человеком, вхожим в круги политической элиты. Сценарий таких «аукционов» давно всем известен и работает с 90-х годов. Случайные люди такие тендеры не выигрывают. А история с госкорпорацией наверняка просто попытка властей временно прикрыться, слишком сильный резонанс получился. Ведь, как было губернатором дополнено, «Ростех» еще определяется», а окончательно все решится в сентябре. Ну кто бы сомневался, только нужно было добавить уточнение ‒ после выборов.

Что касается «эксперимента или пилотного проекта», о котором нам рассказывал губернатор, то этот эксперимент начался еще в 2013 году. Тогда по инициативе Министерства здравоохранения частные «скорые» начали работать сначала в трех регионах, а потом в шести. В планах властей передать на аутсорсинг услуги «скорых» повсеместно. Естественно, никакой «Ростех» тут не участвует. К транспортному аутсорсингу везде привлекаются предприниматели. В итоге «эксперимент», как и большинство реформ наших властей, оказался провалом. Частный бизнес начал заниматься тем, чем и должен ‒ извлечением из ситуации максимальной прибыли и войной за доступ к средствам фонда медицинского страхования. Одни компании начали выдавливать другие ‒ более влиятельные и аффилированные к власти.

Как сообщает ИА «Накануне.RU», в Пермском крае министерство заключило контракт на аутсорсинг с двумя новыми московскими подрядчиками, обе компании возглавляет предприниматель Данил Барышников (сын члена правления «Газпром нефти»). Именно его компания является основным аутсорсером во всех пилотных регионах, хотя на рынок он пришел не первым. Но Барышникову удалось забрать договоры на работу «скорых». Закончилась победа москвичей тем, что машины не смогли приступить к работе. Фирмы не успели нанять водителей и поставить на учет транспорт.

В каком бы регионе не внедряли власти «эксперимент» с частными «скорыми», результат получен негативный. После ценового демпинга, частники ожидаемо начинают повышать тарифы, ссылаясь на рентабельность. Средняя себестоимость одного вызова колеблется от 700 до 1100 рублей. А это уже не 550, которыми обещают ограничиться в Благовещенске. Несмотря на повышенные тарифы, в регионах возникают трудности при проведении конкурсов: надёжных поставщиков транспортных услуг выбрать невозможно. Есть дополнительные социальные факторы риска — увольнения водителей. Кроме того, работники государственной «скорой помощи» по закону не имеют права на забастовку, а частник может забастовать очень легко. Такой случай был в той же Перми.

Частные компании могут содержать более скромные автопарки, нежели государственные. Так, в Волгограде вместо 80 санитарных автомобилей фирма предоставила городу всего 10. Но и эти десять не вышли на линию, а из оборудования в них присутствовали только носилки.

Еще одна проблема частников, о которой говорят уже сами медики – недостаточный контроль за водителями. По правилам, водителю не разрешается работать больше 12 часов, но зачастую нет возможности проконтролировать, сколько часов работал сотрудник аутсорсинговой компании.

В большинстве регионов против передачи в частные руки скорых выступает общественность и профессиональные объединения медиков. Врачи полагают, что транспортный аутсорсинг появился не из-за желания властей обновить парк, а только благодаря усилиям лоббистов, мечтающих заработать, осваивая бюджетные деньги. Обращаться за помощью к губернаторам, правительствам и президентам нет никакого смысла. Эта реформа проводится не просто с их согласия, а ими самими. Их родственники и друзья с удовольствием продолжат потрошить фонд медицинского страхования, а жители будут и дальше собирать деньги на операцию детям смс-ками. Задача системы ‒ не услышать недовольных. Задача системы – реформы и аутсорсинг. Только смена власти, смена самой политической системы может изменить ситуацию.

Семён ВЕРЕЩАГИН

По материалам газеты «Коммунисты Амура»

P.S.
4 августа, в воскресенье на Доме молодежи (Красноармейская, 124) состоится МИТИНГ работников Благовещенской станции скорой медицинской помощи против передачи транспортных функций «скорой» сторонней организации.

Мы призываем всех жителей города присоединиться к акции протеста, поддержать медиков и отстоять право на получение экстренной помощи. Отстоять право на жизнь свою и своих детей.

Начало акции в 12:00.