«Космодром как предчувствие»

 

Главная стройка страны

Первый пуск ракеты-носителя с космодрома «Восточный» планируется в 2015 году, первый запуск пилотируемого космического корабля — в 2018 году.

DSC03646Возведение первой в России космической гавани уже несколько лет чередуется с обещанием заоблачных перспектив и скандалами планетарного масштаба. Космодром в Амурской области начали возводить в 2012 году. Тогда нам с изрядной долей патетики внушали мысль о том, как несказанно повезло амурчанам в соседстве с такой космической перспективой. Многих удалось убедить в открытии новой вселенной для жителей региона, втором рождении умирающего городка расформированных ракетчиков Углегорска, в скорых финансовых потоках на стройку и обслуживание неведомой ранее у нас отрасли. Даже в Амурском университете всерьез задумались о подготовке людей новой профессии. В прошлом аграрная провинция грезила мечтами стать космическим центром страны. Перспективы, надо сказать душе захватывающие, привлекли многих. Что поделаешь, любит у нас народ верить в сказки и чудеса. Однако вскоре жители Приамурья узнали, что платой за объект повышенной престижности станет гептиловая прививка от звездной болезни. То, что над головами сотен тысяч людей будут летать тонны смертельно опасного ракетного топлива, понравилось не многим.

Первым о сомнительной экологичности космодрома в 2012 году в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Благовещенске» рассказал депутат Госдумы, заместитель председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. Новость вызвала сильный общественный резонанс, начались сборы подписей против гептила, акции протеста. Властям такое положение дел очень не понравилось. Утечка информации о ядовитой начинке всероссийской стройки накануне выборов могла отравить жизнь любого кандидата-единоросса. Амурское отделение КПРФ тогда обвинили, ни много ни мало, в подрыве экономической безопасности страны, а в СМИ информацию о планах Роскосмоса стали усердно затирать. Позже из уст губернатора Кожемяко амурчане услышали о преувеличенной опасности гептила, начали говорить о чуть ли не полезности этого вещества в разумных дозах. Теперь губернатор-гептиломан перебрался подальше от источника потенциальной опасности, поближе к рыбным интересам.

В итоге все поняли – строить космодром будут, гептил использовать будут, и от этого уже никуда не денешься. Оставалось извлечь обещанную пользу от строительства гигантского объекта. Строителям предстояло возвести небывалый для области комплекс. В довесок к нему должен был вырасти новый город. Не закрытый городок ракетчиков с путающим вражескую разведку названием Углегорск, а космическая столица России названная в честь основоположника отечественной космонавтики Циолковским. Название, кстати, посоветовал сам Путин. Несмотря на сомнительное благозвучие будущего населенного пункта и яростный спор по этому поводу в просторах интернета, противиться «предложению от которого нельзя отказаться» никто не осмелился.

Но, чаяниям амурчан заработать свой рубль сбыться было не суждено. Впрочем, как и всем, кто поддался растиражированной романтике и рванул на заработки. В вахтовые поселки потянулись сотни людей из разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья. Благо, в обещаниях зарплат работягам наниматели не скупились. Рядовые бетонщики да сварщики могли уехать, пополнив семейный бюджет на 40, а то и 70 тысяч рублей.

Однако время шло, а поставленные на самых верхах задачи были далеки от выполнения. Сроки сдачи грандиозного объекта начали переносить. Появились сообщения о проблемах с зарплатами. Еще в 2013 году полпред президента в ДВФО Виктор Ишаев во время совещания по развитию космической отрасли под председательством президента упомянул денежный вопрос. По его словам, уровень зарплаты у строителей на этом стратегическом объекте оказался ниже, чем в среднем в строительной отрасли региона, что негативно отражается на найме персонала.

И уже тогда финансовые нестыковки трат и запросов на космодроме были очевидны. Как заявил первый секретарь Амурского обкома КПРФ, депутат заксобрания Роман Кобызов, «есть вопросы, о которых не принято говорить. Например, есть такой показатель, как расчет количества осваиваемых средств на одного строителя. В сильных, стабильных компаниях строитель может освоить 500-700 тыс. руб. На строительстве космодрома этот коэффициент превышает 1 млн. руб. – одного этого достаточно, чтобы Следственный комитет и другие органы начали расследование».

Но тогда это мало кого интересовало, деньги лились рекой, стройка вроде бы шла. Ну, были недовольные, где их нет. Если и были разбирательства, то все проходило тихим сапом, без лишних глаз и ушей.

Несмотря на колоссальный бюджет стройки, а согласно данным из открытых источников, он изначально планировался на уровне 300 млрд. руб., эти вливания фактически никак не отразились на экономике региона. По словам Кобызова, правительство рапортовало от дополнительных 20 млн. руб. налоговых поступлений, но это лишь «капля в море» для регионального бюджета. Программу подготовки кадров тоже сложно назвать «прорывом».

«10 ребят поступают учиться в вуз. Учатся по этому профилю два года, потом уезжают в самарский вуз, – замечает первый секретарь Амурского обкома КПРФ Роман Кобызов. – Если это прорыв, тогда мы очень далеко упали от уровня космической державы, нам другими вещами надо заниматься. Благодаря Восточному выросли отчисления в местные бюджеты, а также в дорожный фонд. Это, по большому счету, всё, что регион получил помимо космической гордости». Как депутат Законодательного Собрания области, Роман Кобызов получал жалобы от работников космодрома с самого начала его строительства. С 2014 года обращения стали массовыми. При этом в самой Амурской области почти ничего сделать с этим все равно нельзя: когда речь заходит о космических миллиардах, все дороги ведут в Москву.

Разочарование космического масштаба

DSC03621Масштаб проблемы обозначился только весной этого года. Недавно стало известно об украденных 16 миллиардах рублей.

По данным издания «Коммерсант», правоохранительные органы установили, что 3,3 миллиарда были потрачены не на космодром, а на погашение кредитов, а экс-глава «Дальспецстроя» Юрий Хризман отдал 500 миллионов, предназначенных для Восточного, на строительство торгового центра в Хабаровске. Около 400 миллионов оказались на счетах фирм-однодневок и впоследствии были успешно обналичены. Фигурантом ещё одного уголовного дела о хищении денег, выделенных на строительство космодрома Восточный, стал экс-глава ФГУП «Спецстройсервис» при Спецстрое России Андрей Ярцев. По данным следствия, он похитил 132 миллиона рублей, выделенные для закупки металлоконструкций.

Нужно иметь ввиду, что это только та информация, которую «разрешили» сообщить. Но о масштабах коррупционного айсберга можно предположить и по его верхушке. Большую роль в возможности воровать такими масштабами сыграла запутанная многоуровневая схема, разделяющая заказчика работ и непосредственного исполнителя. Структура генподрядчик – подрядчики – субподрядчики – рабочие, оказалась идеальной для отечественных спецов по разного рода «отмывам» и «распилам». Десятки миллиардов бюджетных денег, которые поступают на счета генподрядчиков, впоследствии утекают сквозь пальцы и до субподрядчиков, не говоря уже о рабочих, не доходят. Всероссийская стройка с космическими перспективами превратилась во вселенскую  кормушку для разного рода прохиндеев.

Следом за информацией о хищениях таких сумм вскрылась информация о массовом обмане рабочих, которым не считали нужным платить обещанные деньги. Закрытость объекта от общественности, масштабы стройки, сыграли на руку недобросовестным работодателям. Обманы на «Восточном» начались практически с первого дня работ.

Массовому обману способствовал и контингент рабочих. Большое количество людей из разных регионов, разных менталитетов, национальностей, разрозненность коллектива не давали сплотиться вокруг одной проблемы. Каждый приехал индивидуально заколымить свой рубль и уехать обратно. Кто из Узбекистана или Молдавии, да даже из рядом находящегося Свободного, будет отстаивать «белую» зарплату, человеческие условия труда? Заплатили бы, и то хорошо. Когда рабочим перестали платить совсем, некоторым деньги на билет до дому высылали родственники. Сегодня класс эксплуататоров умело пользуется этой возможностью безнаказанно грабить рабочих. Людям стало проще смириться и уехать, чем добиваться своих денег. Одним словом – вахта. Тот рабочий класс, который с кайлом в руках может не только пахать на дядю, но и защищать свои права, сменили вахтовики. Правда, терпение кончается даже у них.

24 марта забастовку начали работники компании «Стройиндустрия-С». Только эта фирма не доплатила своим работникам, как минимум, 14 миллионов рублей. Зато руководитель «Дальспецстроя» назвал законные требования рабочих саботажем. Кстати говоря, за ФГУП «Дальспецстрой», через которое также проходили испарившиеся миллионы, тянется длинный шлейф тёмных финансовых историй. Бывшего руководителя компании Дмитрия Савина, жена которого «вкалывала» на строке века за 800 тысяч рублей в месяц, недавно уволили по требованию Рогозина. Почему не привлекли и не посадили – вопрос к существующей системе, которая позволяет отдельным личностям воровать миллиардами.

На космодроме дело дошло даже до крайне меры – голодовки. 3 апреля часть рабочих компании «Стройиндустрия-С» сделала такое заявление. Крайняя мера длилась недолго. С рабочими провели воспитательные беседы с обнадеживающими обещаниями. Рогозин лично позвонил «бунтарям» по телефону и сообщил, что уже вылетает на место решать их проблему. Уж что что, а пускать пыль в глаза вице-премьер умеет. 4 апреля голодовка, успешно завершилась. Деньги рабочим действительно начали выдавать накануне приезда Рогозина. Кассы космической гавани открылись заполночь, и долгожданная наличка расходилась, как превентивное успокоительное. По данным прокуратуры, рабочим тогда выплатили порядка 10 миллионов рублей.

Уже 6 апреля вице-премьер на космодроме «сыпал громогласными заявлениями», «стучал кулаком» и всячески «внушал доверие». Более того, Дмитрий Рогозин по-отечески похлопывая одного из рабочих по плечу, даже оставил якобы свой номер телефона, на который могли бы звонить строители в случае невыплат зарплаты. Жест, конечно широкий, но по сути своей лицемерный. Кто будет разговаривать по телефону, с каким-то там вахтовиком?

Дальнейший сценарий на «Восточном» предсказать несложно. В СМИ прошла информация, что деньги рабочим платят, все довольны. А на следующий день после убытия Рогозина выплаты долгов по зарплатам приостановились. Пока шли громкие разбирательства, лишенные финансирования субподрядчики начали появляться как грибы после дождя. Стало очевидно, что таких безденежных работяг на стройке века далеко не 40-50, а в разы больше.

«Не хватает Лукашенко»

Вахтовый поселок компании «Амурдорснаб» расположен в стороне от центра внимания больших чиновников. Сюда по лесной дороге не приезжают вереницы проверяющих. Увидев съёмочную группу ТК «Красная линия», обитатели тесных строительных вагончиков сильно удивились. С привычным для многих журналистов приветствием «где ваше разрешение на съёмку» нас встретил молодой человек, обозначивший тем самым свой статус локального начальника. Но разговорившись, инженер по ТО Андрей Сапёров стал сетовать на проблемы с генподрядчиком уже на камеру.

ОАО «Амурдорснаб» приступило к работам на космодроме «Восточный» осенью прошлого года. Предприятие выиграло тендер и заключило контракты на очистку полосы отвода, устройство автомобильных дорог и строительных площадок. Андрей на этой стройке год. Утверждает, что проблемы с финансированием начались с самого начала. Причём за некоторые работы предприятие денег так и не получило. Причины, чтобы не платить, можно найти всегда, в том числе, формальные.

Сейчас на вахте от «Амурдорснаба» работает около 50 человек. Люди в основном из Амурской области: Благовещенск, Шимановск, Свободный. О работе этой компании информации мало, они не объявляют забастовки и голодовки, к ним не приезжают трудовые инспекции. Здесь молча терпят и ждут перемен к лучшему.

Андрей Сапёров: «После визита Рогозина у нас мало что изменилось. Выплаты идут генподрядным организациям, да подрядным организациям, а до субподрядчиков деньги не доходят. И в принципе, я думаю, что Рогозин на это тоже не смотрит. Они деньги выделили, генподрядчик заказ оплатил, а дальше деньги идут в свой оборот. В итоге всё это, в первую очередь, на людях сказывается, ну и на сроках, конечно. У нас иногда даже ГСМ купить не на что, чтобы на объект выйти».

Несмотря на письма и жалобы, субподрядчики рассчитываться не спешат. Компания «ВИП-СтройИнжиниринг» задерживает оплату работ около 3 месяцев. OOO «ВИП-СтройИнжиниринг» – дочка ООО «ВВСК», кстати, и за этой компанией тянется шлейф темных историй с 2011 года. На сайте Infox.ru в рубрике, посвящённой борьбе с коррупцией, можно найти данные о рейдерских захватах, сомнительной реконструкции московского АЗЛК, махинациях с векселями компании ООО «Финиста».

Еще один заказчик работ – ООО «Стройтрансгаз-М». Один из совладельцев головной компании корпорации STG Holdings Ltd бизнесмен Геннадий Тимченко, часто его называют другом Владимира Путина. Будут они бояться задерживать деньги работягам из тайги?

Без-имени-1К разговору подключился водитель грузовика Михаил Иванов. Бывший военный, служил в Белоруссии в ракетных войсках. После расформирования части остался в этой стране. С 4 сентября 2014 года работает на космодроме. С каким настроением работаете? Есть ощущение причастности к великой стройке?

(тяжело вздыхает)

– Когда всё только начиналось, все с энтузиазмом бросились сюда – такие перспективы, такие дороги открываются. Оказалось, это всего лишь слова были. Как получилось в реале – ничего… На деле получился пшик. Поэтому у всех сейчас настроения никакого нет.

Люди-то хотят работать. Но если они видят, что идет сплошное нарушение закона и их прав, с каким энтузиазмом они будут работать? За туманом и запахом тайги сейчас никто не едет. Люди едут на заработки со всей страны. А тут ещё хуже, чем в центральных районах. Просто разворачиваются и уезжают. На вокзале каждый день человек по 50 стоят с сумками. В Циолковском вон молдаван понабрали за 15 тысяч в месяц, а толку. Мне зарплату обещали в 50 тысяч рублей. Я сначала посмотрел – хорошо. Но потом сделали такую поправку: зарплата будет делиться на белую и чёрную. Я говорю как это так? Меня очень удивило, почему в открытую такие вещи говорят, не боятся ничего. Когда я приехал сюда работать, посмотрел, что творится и говорю: «мужики, здесь не хватает одного человека – Лукашенко, он бы порядок навел за неделю. Не знаю какими средствами, но всю верхушку, наверное, бы расстрелял, а всех сочувствующих посадил. И работа бы пошла сразу же». Со мной все согласились, кстати. А пока будет так продолжаться, так и будет всё стоять.

Как оказалось, за такой вынужденный простой тоже должны расплачиваться рабочие. Работодатель отказывается начислять им зарплату за два зимних месяца, когда по его вине работы на объектах почти не шли. Но люди находились на рабочих местах, занимались обслуживанием техники и т.д. Михаил Иванов тоже остался без основной работы – нет запчастей. Генеральный директор заявил, что за то время, пока машина в ремонте он платить не будет. На замечание, что это не законно, водитель обреченно разводит руками:  «А что делать? Он царь, бог и воинский начальник». Кстати генеральный директор ОАО «Амурдорснаб» Алексей Спиридонов, депутат Амурского Законодательного собрания, член фракции «Единая Россия». В политических кругах он известен своей тесной дружбой с членом Совета Федерации, главным Амурским единороссом Николаем Савельевым. Так что, тоже бояться нечего. Хотя, вскоре после нашего визита в этот вахтовый посёлок, на мой мобильный дозвонился человек, приближенный к руководству «Амурдорснаба». Просил «лишнее» не рассказывать, не писать. «Лишнее» в понимании руководства компании — это задержки по зарплате рабочим.

Последние дни в информационном поле космодром «Восточный» в ротации. В День космонавтики 12 апреля на территории космической гавани обнаружили повесившегося рабочего. Подробности дела пока не разглашаются, но есть все основания предполагать, что происшествие стало следствием задержки зарплаты.

Пока многие СМИ увещевали, что ситуация с зарплатами на космодроме решается, сотрудники «Тихоокеанской мостостроительной компании» на крышах своих вагончиков написали послание Путину о том, что четыре месяца сидят без зарплаты и хотят работать. Как выяснилось, деньги работяг пошли на покупку дорогих яхт, возведение базы отдыха, дарение квартир и строительство трёхэтажного особняка руководителю компании Виктору Гребневу.

Тему невыплат зарплат на космодроме подняли и в ходе прямой линии  с президентом. Проблема была озвучена в «правильном» контексте – выплаты идут, и ситуация не критичная. Периодически мы слышим, что отставания по стройке уже нет, и первый запуск с космодрома состоится в срок. Какой ценой произойдет это ускорение при таких масштабах воровства – вопрос риторический. Можно, конечно, предположить, что бетон в пусковом ложе по команде президента будет застывать быстрее, но всё-таки в это мало верится. Будет ли с таким строительством космодром безопасным? Или эта космическая «Одиссея» для Амурской области только начинается?

Максим РАКУТИН

 

 

2 Comments

  1. Андрей

    Очень печально за то что сами рабочие это терпят, ссылаясь на бесполезность активных возмущений.

  2. Владимир

    Космическая «Одиссея» для Амурской области только начинается. Наблюдая, как падают ракеты, сделанные по советским чертежам но деградирующими производительными силами на изношенном советском оборудовании, сам запуск представляет опасность не только для нашей области, но и для соседнего Китая. Советский космос начинался с качественного школьного образования и развитой промышленности, с высокообразованных инженерно-технических кадров всех уровней от производства ракет до их пуска.Сейчас просто есть госзаказ и есть, те кто подрядился этот заказ исполнить Исполнить для получения прибыли. Престиж и могущество Родины ушли на второй-третий и т.д. план. Грабеж рабочих, невыплата зарплат-это проблема не только космодрома и «плохих» руководителей компаний-подрядчиков , это сущность российского капитализма. Путин на последней пресс-конференции заявил:»Я им (олигархам) говорю, нельзя отжимать рабочих досуха…».
    Досуха нельзя, но «отжимать» можно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.