Креативная болванка с прицелом

28 ноября Госдума осчастливила страну намерением развивать «креативные (творческие) индустрии». Во всяком случае так заявлено в названии законопроекта, над которым депутаты трудились аж целый год и битый час обсуждали в первом чтении эту законодательную инициативу, вдохновлённую парламентским большинством.

Но и столь пристальное рассмотрение очередного озарения законотворцев, оформленного в виде 16-страничного документа, так и не прояснило, что изменится в экономике страны, в её духовной сфере с принятием этого правового опуса. Неудивительно, что парламентарии, тщетно надеясь постигнуть, возможно, скрытый глубокий смысл данной новации, закидали докладчика-«единоросса» Дениса Кравченко вопросами, но так и не докопались до сакральных идейных глубин полёта законотворческой мысли.

«Понятие креативных индустрий появилось ещё в далёкие 1990-е годы и уже является устойчивым для характеристики определённых видов деятельности, — сообщил докладчик, прибавив для вескости: — 2021 год был объявлен ООН «Годом креативных индустрий». Вот и Россия, чтобы, как говорится, «быть в тренде», бросилась, по выражению поэта, «задрав штаны», догонять упущенное.

Для начала авторы законопроекта продекларировали его цели: «создание условий», «стимулирование», «обеспечение равных возможностей», «совершенствование» — словом, развитие всего интеллектуального, творческого, нестандартного, но в пределах обозначенных видов креативных индустрий (а это использование историко-культурного наследия, создание произведений литературы и искусства, а также разработка компьютерных игр, реклама, издательское дело, деятельность СМИ, прикладное творчество и «иные виды, определённые правительством»).

«Регулированием креативных индустрий сегодня в правительстве занимаются как минимум пять ведомств», — подсчитали законотворцы и предложили поручить минэкономразвития вести реестр «субъектов креативных» индустрий, которые сами пожелают заявить о себе.

Текст законопроекта представляет собой своеобразный свод возможностей. Например, органы госвласти «могут оказывать меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий», а могут и не оказывать. Депутат-коммунист Нина Останина попыталась подвигнуть коллег к более конкретным формулировкам, предложив «в императивной форме обязать органы госвласти поддерживать тех, кто создаёт продукт с помощью своего таланта и мастерства». Но авторы законопроекта, настаивая на том, что их «правовая конструкция» представляет собой некую «рамку», создающую возможность поддержки тех творцов, «которые способствуют укреплению общероссийской гражданской идентичности, в том числе на основе региональных особенностей и народных традиций», «популяризации российской науки и культуры в мире», «продвижению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», какую-либо конкретику сочли излишней.

Регионам предоставляется право самостоятельно решать, какие виды «креативных индустрий» будут на их территории в приоритете. Например, в Красноярском крае, предположил докладчик, это может быть гастрономия, в Калининграде и Москве — кинематография, а в Якутии — IT-индустрия. По его словам, «сегодня в федеральном перечне около 16 видов креативных индустрий». Вячеслав Мархаев заметил, что «существенную роль в производстве таких товаров, услуг или продуктов играет развитие новых технологий, инноваций», при этом инновационная деятельность, которая «предполагает креативность и новизну», уже законодательно поддерживается. Так зачем под каждое новое и модное слово вносить отдельный законопроект? — выразил недоумение депутат.

По мнению Рената Сулейманова, авторы законопроекта, рассуждая о противодействии западному влиянию, в то же время навязывают нашей стране «западные клише», пытаясь объединить гастрономию с литературой, народно-художественные промыслы с программированием и т.д. Товарищей по фракции КПРФ поддержал и Олег Смолин. Он тоже убеждён, что это «худшая калька с Запада». Было бы хорошо позаимствовать «у них» прогрессивную налоговую систему или, скажем, высокий уровень минимальной заработной платы, но зачем нам, выражаясь языком французского культуролога и философа Жана Бодрийяра, «производство симулякров», усугубляющих «попсаризацию» искусства.

Анжелика Глазкова поинтересовалась прогнозом вклада креативной экономики в ВВП страны. По расчётам правительства, доля вклада креативных индустрий в общий ВВП до 2030 года составит приблизительно 6—6,5%, сейчас он 2—2,5%. Как считать будут? — спросил Николай Арефьев, ведь показатели тех сфер, которые окрестили «креативными», уже учитываются статистикой, а значит, «отдача креативной индустрии пойдёт по тройному счёту». Как первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, он полагает, что законопроект сейчас «никакой», но он написан с прицелом на будущее и может стать основой «создания корпорации, которая будет потом служить какому-то лицу». Не случайно в него замешены и видеоигры, и реклама, и масс-медиа. «Наверняка после этого определится государственный орган, который сколотит эту индустрию, а затем она будет приватизирована и отдана очередному олигарху», — подвёл черту депутат-коммунист.

«Единороссы» высказывались не так категорично, но и они не исключают того, что «придётся, наверное, создавать министерство креативной экономики либо очередное агентство». «У нас сейчас больше 15 агентств, которые помогают бизнесу, а до бизнеса деньги мало где доходят, пожалуй, только через фонд промышленности», — признавали они. Что это, как не разбазаривание государственных средств?

Крамольная мысль о неэффективности управленческих решений, а возможно, и об умышленном запутывании денежных схем закралась в депутатские головы и при обсуждении законопроекта о закупке данных дистанционного зондирования Земли из космоса. По замыслу правительства теперь эти данные для всех, в том числе и для органов госвласти и органов местного самоуправления, будут платными, в роли «продавца» выступит госкорпорация «Роскосмос». Исключение планируется сделать для отдельных пользователей, которых определит опять же правительство. «В большинстве своём это федеральные органы, обеспечивающие функции обороны и безопасности государства», — пояснил заместитель гендиректора «Роскосмоса» Валерий Шерин. Кабмин всё ещё грезит мечтой о рынке как в глобальном смысле, так и в узком, предполагая создание рынка данных дистанционного зондирования Земли и надеясь на привлечение частных инвестиций в этот сегмент космической деятельности.

«По сути дела бюджет будет перегоняться из одного института в другой, для того чтобы потом потерять эти деньги где-то на пути их следования», — заметила Нина Останина. В комитете Госдумы по экономической политике находится законопроект, по которому «Роскосмос» будет финансировать дефицит федерального бюджета. Госдума рассмотрит его в ближайшие дни. Николай Арефьев считает, что это взаимосвязанные законопроекты. Речь идёт о десятках миллиардов рублей. Таким образом, «Роскосмос» «превращается в дойную корову для министерства финансов», что ведёт госкорпорацию к гибели.

Татьяна ОФИЦЕРОВА,
газета «Правда» №131 (31480) 30 ноября 2023 года

.