Программа Победы, принятая в ходе трёх Орловских экономических форумов, прошла проверку временем. Сама жизнь подтверждает её научную глубину и актуальность для современного этапа жизни страны.
Программа вызвала большую заинтересованность у самого широкого круга руководителей отраслей, производственных предприятий, экономистов, политиков, широкой массовой общественности. Идеи программы лежат в основе успешной, производительной работы коллективов народных предприятий. Консерватизм и осторожность в сложной политической обстановке не позволяют правительству смело использовать все предложения КПРФ в полном масштабе. Не случайно партия часто и справедливо критикует правительство за догматизм подходов к производству и экономике. Тем не менее мы видим, что целый ряд концептуальных идей, заложенных в программу, уже начинают плодотворно работать на Российское государство.
Против развала страны и политики «пятой колонны»
Безудержная приватизация, оголтелое разбазаривание под руководством ЦРУ и прочих разведок, включая Моссад, помогли ельцинской клике, несмотря на поддержку нашей борьбы народом, провести разрушительные реформы: 80 тысяч предприятий было уничтожено, лучших предприятий, в первую очередь — в наукоградах.
Продавшийся Западу Яковлев тогда вещал: «Убирайте колхозы, совхозы как рассадник общины». И разрушили на селе, пустили под нож 50 тысяч колхозов и совхозов. В одном из своих недавних интервью израильским СМИ ярый антисоветчик Чубайс цинично и откровенно признал: «Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом… Нам не важно было, за сколько мы пускали с молотка советские авианосцы и заводы. Мы решали главную задачу — остановить коммунизм». Через это откровение ельцинского поводыря становятся предельно ясны истинные задачи реформ 1990-х и далекоидущие цели гайдаро-чубайсовских реформаторов.
Цена этого страшная — в 1990-е Россия теряла в отдельные годы более миллиона человек, а за 30 лет в среднем по 500 тыс. человек ежегодно. Безработица, нищета, бандитские разборки отбросили страну на задворки мировой цивилизации. Ельцин и его подручные, запустив маховик бандитского произвола, разбазаривали собственность страны оптом и в розницу. Главное — уничтожить российскую экономику — такая тогда решалась задача. С экранов телевизоров яковлевские выкормыши, тасуя правду и вымысел, цинично глумились над великими достижениями СССР и России, пропагандируя и превознося западные ценности и насаждая в обществе культ насилия и преклонения перед Западом. Отголоски той пропаганды нередко присутствуют в эфире и сегодня, в период фактической войны с фашиствующей военщиной Запада.
Результат капиталистических реформ политики либералов
К чему власть привела нашу великую державу, показывает анализ. На 14 тыс. рублей и меньше у нас сегодня живут десять миллионов человек. Социальная пенсия 8 тыс. рублей, по инвалидности ребёнок получает в месяц пенсию или пособие 12 тыс. рублей. А если дальше смотреть, то мы увидим, что с доходами ниже 74 тыс. рублей живёт 79% населения. Эта разящая сознание статистика убедительно свидетельствует, что государству в его социальной политике требуются незамедлительные, кардинальные перемены.
Нищета населения рождает обострение демографической проблемы. За последние 30 лет мы в среднем по 500 тыс. человек ежегодно теряли и продолжаем терять. По размеру это население такого города, как Рязань, или полтора Орла. Проблема большая, и решения пока нет. Общая система настолько разбалансирована, что в итоге ничего не получается. Убыль населения продолжается. Уровень смертности превышает число родившихся. Вымирает держава — этот факт не замолчишь и не отложишь его решение на завтра. В этом мире, имея такие огромные территории, как наши, любому государству трудно выживать, если его население хронически вымирает. Искать выход в наращивании слабо регулируемых миграционных потоков — значит создавать новые, ещё большие проблемы.
Фундамент успешной демографии известен — это приоритет социальной, ориентированной на человека политики страны. Мы прожили две войны: Гражданскую и Великую Отечественную. И за все годы Советской власти, за самые тяжкие годы в среднем не меньше, чем на миллион семьсот тысяч человек ежегодно прирастало наше государство.
Традиция многодетной семьи была всегда сильна в русской деревне. Но сегодня сельское население находится в состоянии крайней бедности. Года два-три назад среди семей, которые имели больше трёх детей, в состоянии крайней бедности было 50%. Да, изменения в лучшую сторону стали проявляться, но стабильной системы не выстроено и корни проблемы не устранены. Положительную робкую тенденцию надо, безусловно, продолжать, переводя локальный успех в стабильную системную политику государства. Только государственная политика, формирующая у народа доверие, социальное благополучие и уверенность в завтрашнем дне, позволяет молодым семьям смело принимать решение о рождении детей.
Проблема низкого уровня жизни людей, нищета, безработица, обременение непомерными платежами за ЖКУ плюс вынужденная закредитованность населения контрастируют, вступая в открытое противоречие с неправедно нажитым богатством олигархата и коррупционного чиновничества. Мы видим, насколько тяжко сегодня живёт наш народ. Но российская олигархия даже сегодня, когда страна и государство сражаются, остаётся в стороне пассивным наблюдателем, богатеет и наполняет баснословной прибылью свои карманы.
Если посмотреть на цифры, видно, что 38 миллиардов долларов получили олигархи за 2023 год. Появились даже 22 новых миллиардера. Получили, но не вложили в Россию, а наоборот, за 2022 год 240 миллиардов долларов вывезли из страны. Умножьте на сегодняшний курс, сколько это будет триллионов. И это происходит во время войны. Вопрос, какая партия, имея парламентское большинство, в первую очередь несёт ответственность за то, что происходит?
Куда смотрят сегодня Народный фронт и прочие структуры правящей партии ЕР? Почему в условиях войны и санкций возами вывозятся за кордон деньги и куда они вкладываются? Почему во время специальной военной операции принимаются одиозные законы, один из которых, к примеру, разрешает оставлять за рубежом валюту от продаж, включая продажу нашего зерна, металла, золота и так далее. Коррупция по всей вертикали, как ржа, разъедает здоровые начала.
Хочется думать, что многие факты злоупотребления властью, мошенничества и воровства чиновников, вскрытые в последнее время в силовых структурах, корпусе губернаторов, являются свидетельством не столько традиционной страшной болезни власти — мздоимства, этим нас не удивишь, сколько возникшей нетерпимости к этому пороку и намерения положить конец казнокрадству. Все эти факты, как и ключевая ставка ЦБ, говорят, на наш взгляд, не об ошибках экономического планирования, а о спланированной диверсии, осуществляемой против России.
Реальную экономику России сегодня вынуждают работать и развиваться в условиях 18-процентной ключевой банковской ставки, которая превышает уровень инфляции в 3 раза. Но по законам практической экономики это невозможно. Непомерно высокие банковские проценты останавливают начавшийся процесс развития, тормозят модернизацию производства и ввод новых мощностей. Ключевая ставка, устанавливаемая ЦБ сегодня, убийственна для производящих предприятий. Во всём мире основу развития формируют кредиты банков, ключевая ставка в которых устанавливается на уровне 2—3% (выше или ниже уровня инфляции), чтобы обеспечить доходность и банков, и их клиентов. Сегодня она не только охладила экономику, заморозив инвестиции на начальном этапе, но вредит проектам в стадии осуществления.
Нынешние теоретики-бюрократы экономического блока правительства и ЦБ из классической формулы Маркса «деньги — товар — деньги» решили убрать главное составляющее — товар, а из денег вновь делать деньги. Прежде, в начале 1990-х, когда в подобной схеме лопался мыльный пузырь американских компаний, мы уже предупреждали власть о недопустимости подобного, о том, что, если мы пойдём по этому пути Запада, такие же проблемы возникнут и у нас. Непомерно возросла ключевая ставка — тут же поднялись кредиты и депозиты. Можно и дальше раскручивать цепочку анализа и видеть в итоге, что этой схемой мы лишь порождаем инфляцию, а не боремся с ней. И главное здесь то, что так просто-напросто гробится наша экономика, рушатся предприятия.
Взаимосвязанная проблема при этой ситуации возникает и в другом. Кредиты банков в инвестициях в экономику у нас крайне низки, составили лишь 8,7%, хотя в развитых странах они составляют более 50%. Частный бизнес, напуганный уровнем банковской ставки, остаётся в стороне от решения актуальных государственных задач. Инвестиции частного капитала составили 6,3 триллиона рублей — лишь четвёртую часть от всех инвестиций.
Инвестиции резко сократились даже в импортозамещающих системах. При острейшей необходимости в развитии и обновлении производящих отраслей инвестиции в основной капитал выросли только на 9,4% и составили 26 триллионов рублей, из которых сельское хозяйство получило лишь 698 миллиардов рублей, что на 5,4% меньше предыдущего года. При этом за импорт продовольствия страна заплатила в 2023 году 35 миллиардов долларов, или 3,2 триллиона рублей. Мы 144 миллиарда долларов потратили в том году на закупку техники и технических средств, в инвестициях получили 103 миллиарда, в 9 раз меньше, чем сырьевые структуры. Крайне мало выделяется инвестиционных бюджетных средств на развитие сельского хозяйства и в общем на всё, что связано с технологической независимостью и импортозамещением.
Ситуация такова, что только благодаря государственному сектору экономики мы имеем возможность влиять на экономику и решать самые важные вопросы, которые позволяют нам бить фашистов, бороться с нашими недругами, справляться с санкциями, которыми нас окружил Запад. Вот почему мы продолжаем настаивать на безусловной необходимости национализации базовых отраслей. Сейчас это главная задача и насущная необходимость. В инвестициях доля частного бизнеса сегодня только 25%, а 75% вкладывает бюджет, само государство.
Мы видим рост 103% к 2014 году в доходах, но следует понимать, что цена на товары народного потребления за это время поднялась на 235%. Президент сегодня говорит о необходимости всем действовать решительно, умело. И многие предприятия показывают это умение и эту смелость. Наши губернаторы — Андрей Клычков в Орле и Алексей Русских в Ульяновске — имеют одни из лучших темпов роста ВВП, более 10% по области. Но если оценить экономику по стране в целом, то видим, что далеко мы с вами не убежали. Значительно ниже, если сравнивать с 1990 годом, идёт развитие авиастроения: выпуск гражданских самолётов, вертолётов и т.д.
Серьёзной проблемой развития и современной научно-технической модернизации производства является технологическая отсталость. Если посмотреть ВВП, то мы увидим, что в его структуре всего 13% наукоёмкой промышленности. Будущее экономики страны — в развитии производств и вводе новых современных наукоёмких мощностей.
Технологическая отсталость является бичом даже в передовой на сегодня отрасли — агропромышленном комплексе. Уровень энерговооружённости АПК не позволяет селянам убирать урожай в сроки, рекомендуемые наукой. А в каждый дополнительный день уборки теряется 1% выращенного урожая. В наших погодных условиях, если за две недели не убрал, теряешь 20—30%, а в период интенсивных осадков можно потерять весь урожай. Мы видели это в прошлом году в Оренбурге, где 300 тыс. гектаров потеряли, поскольку зерно проросло на корню. В тех же Соединённых Штатах на 1000 га пашни приходится по 26 тракторов и 18 комбайнов, а у нас соответственно лишь 3 и 2.
И вот с такими показателями по обеспечению энерговооружённостью, с низкой зарплатой наши селяне получают рекордные сборы зерна. И сейчас вышли стабильно на 140—150 миллионов тонн по зернобобовым. Многое, как говорится, у нас получается, но наша программа как раз и предусматривает формирование и реализацию пяти новых государственных программ, которые дали бы возможность получить деревне второе дыхание и удвоить стабильное продовольственное накопление и производственный потенциал. Для этого наша партия предложила алгоритм действий, позволяющий получать с каждой единицы площади по два урожая в год. Это даёт нам возможность полностью обеспечить продовольственную безопасность страны и твёрдо занять место безусловного мирового лидера в поставках зернового сегмента продукции.
Принципы формирования государственного бюджета развития от КПРФ
Не только высокая ключевая ставка является причиной экономических проблем. В равной степени это зависит и от наполненности и направленности расходования бюджета государственной поддержки. Любые планы могут остаться прожектами, если не будут обеспечены достаточным финансированием. Без бюджета развития нам невозможно обойтись. Надо принимать решительные меры по вопросу его наполнения. За счёт нищего народа это сделать невозможно. Обстановка требует сегодня от всех государственных структур выхода из зоны комфорта установленных правил и принятия экстренных мер для интенсификации экономического развития. Только решение этого вопроса фракция «Единой России» видит в законодательной системе ограбления народа, а КПРФ разработала стабильный бюджет развития, который, во-первых, не зависит от внешних и внутренних факторов, а, во-вторых, доходная часть бюджета необременительна для населения и мелких предприятий. Фракция КПРФ со своей стороны предлагает введение ряда новых налогов, но они ориентированы на изъятие сверхдоходов и снижение цен на отечественные товары и не будут касаться основного населения.
Это вторая ключевая задача, которая содержится в нашей программе. Чем больше будет бюджет, тем больше будет возможность решать институциональные проблемы. Я хочу прежде всего обозначить, за счёт чего мы формируем этот бюджет развития. В нашей программе выходит 58—60 триллионов рублей вместо тридцати двух триллионов в существующем сегодня федеральном бюджете. За счёт чего мы видим его увеличение? В первую очередь за счёт открытия кубышки доходов теневой экономики.
Только по данным Счётной палаты РФ и ряда других структур, в теневом секторе скрыто от 28 до 40% от экономики страны. Та же олигархия засунула свои загребущие руки в жилищно-коммунальный блок, в строительство и многие другие сферы. Там крутятся огромные неучтённые деньги. Теневой сектор не платит налоги, скрывает их в офшорах. Наши предложения включают государственную монополию на спиртосодержащую продукцию, отмену возврата НДС экспортёрам нефти, использование золотовалютных и банковских резервов для стратегических инвестиционных проектов. Некоторые из наших предложений уже находят поддержку в Госдуме и правительстве. Принят закон о прогрессивном подоходном налоге на сверхбогатых. И хотя он не в полной мере вобрал в себя наши предложения (мы обосновываем необходимость установления 30% на сверхдоходы), но первый шаг уже сделан. После изменения законодательства в логике наших предложений инвестиционные возможности государства возрастут до 141,5 триллиона рублей.
Да, частично наше предложение о прогрессивном налоге заработало, и государство дополнительно за счёт этого сейчас получило более 500 миллиардов средств. Эти деньги уже вложены и работают на страну в правильном направлении. Да, мы увеличили налог на прибыль, и все вновь полученные средства, а там почти триллион, направили на развитие. Но, подходя принципиально, мы обязаны рассчитывать совсем на другие деньги от сверхдоходов богатых граждан.
Возвратный НДС, который платится сегодня сырьевикам-нефтяникам, потенциально тоже должен быть направлен в бюджет развития государства. В целом, учитывая фонд национального благополучия и банковские ресурсы, мы получаем уникальный, полноценный бюджет, с помощью которого можно полностью решить институциональные проблемы, накопившиеся в образовании, здравоохранении, в развитии конкретного реального производства, в сельском хозяйстве, в промышленности, особенно в электронной, в заботе о детях, о стариках.
Формируя этот закон, большое внимание мы уделяли не только защите нашего государственного сектора, но и борьбе с той дикой приватизацией, которая и сегодня продолжается. Принципиальным положением сегодняшней программы является требование остановить оголтелую приватизацию важнейших государственных предприятий. Результат подобного бездумного или даже преступного решения мы все видели прошлой зимой на примере размороженного отопления городов Подмосковья. Сегодня, как и всегда, именно государственный сектор в основном в полной мере откликается на запросы государства, вытягивает страну из трудной ситуации. Крупный частный бизнес живёт своими интересами, вывозя капиталы за границу, вкладывая их в элитные дворцы и спонсируя экономику Запада. Половина ФНБ потрачена на развитие экономики. Если государство продолжит продажу стратегических доходных предприятий, оно потеряет нити управления экономикой и не сможет формировать средства для её подъёма и развития.
Но в 2024 году под приватизацию вновь предполагаются: Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), «РусГидро», Новороссийский морской торговый флот, «Совкомфлот», на частичную продажу выставят «Алросу», «Аэрофлот» и «Почту России» — крупные, стратегические государственные компании. Результат таких действий известен. Перейдя в частную собственность, скоро и эти компании перестанут быть подконтрольны государственному управлению и федеральному бюджету. Вместо нашего закона о госмонополии на спиртосодержащие напитки, даже в этот период времени, нашлись новые чубайсы-приватизаторы. Мы их должны знать в лицо и не стесняться говорить правду об уроне, который они наносят нашему делу. По нашему мнению, сегодня важно также серьёзно скорректировать приоритеты и направления расходования бюджетных средств, уйти от пустых бездумных трат, потакающих запросам сырьевого олигархата, и прочее. Все эти идеи заложены в расходный блок нашего бюджета развития. Мы удвоили все те цифры, которые есть сегодня в официальном бюджете, исходя из формирования доходной части и на образование, и на культуру, и на спорт, и всё, что связано с развитием промышленности, сельского хозяйства, наших программ комплексного развития сельских территорий, вовлечения в севооборот неиспользуемых, брошенных земель.
Мы много денег давали на оборонку. Все фракции в этом проявили единодушие. Выделили 10,8 триллиона, достаточную сумму для построения мощной обороны, а посмотрите, что получилось. Халатность, коррупция, отсутствие должного контроля — и огромные суммы бюджетных средств разворованы. А ведь ещё свежа в памяти сердюковщина, при которой ещё больше было «отмыто» средств. Посмотрите, губернаторов и их заместителей через одного сажают.
Ключевые элементы социально-экономической программы
Хотел бы ещё раз продемонстрировать ключевые направления нашей социально-экономической программы. В центр всего в ней, конечно, поставлен человек-творец, его благополучие и условия жизни.
А дальше, конечно, всё решают кадры. Сталинская формулировка не изжита, а наоборот, сегодня показывает свою острейшую актуальность. Понятно, что во главе всего реального в нашей программе стоит конкретное производство. Это — промышленность, развитие сельского хозяйства. Не случайно в расходной части проекта бюджета мы удваиваем все расходы в реальный сектор экономики. Контроль, борьба с коррупцией, возрождение народного контроля стучится в дверь, причём на всех этапах прохождения бюджетных средств.
Развитие науки — это базовая составляющая экономического развития. Был период, когда Дума принимала закон, согласно которому РАН превращалась в пустую, никому не нужную структуру. Всё шло к тому, чтобы уничтожить академию, выхолостить содержание её работы, сделав каким-то клубом по интересам. И если бы не поправки в законодательство, которые мы провели с академиком Борисом Кашиным, академия не была бы тем, кем она являлась ранее и готовится стать сегодня, возрождаясь и организуясь. Наши партия и её депутатская фракция тогда добились принятия этих поправок. В этом нас хорошо поддержали Геннадий Андреевич Зюганов и депутаты — даже из «Единой России». Но сегодня аспирантура в вузах продолжает стремительно сокращаться. За последние 10 лет сокращение более чем на 30%. В НИИ то же самое. Когда мы смотрим на заработную плату педагогов, заработную плату в научно-исследовательских институтах, волосы встают дыбом. Доктора наук, заведующие кафедрой получали около 500 рублей в советское время. Для сравнения: секретарь Московского обкома получал 500 рублей, академик — 800 рублей, Генеральный секретарь ЦК Горбачёв получал 1100. А сегодня — 25—30 тыс., доктор наук — 50 тыс. Мы же этим обесцениваем и выхолащиваем науку, лишая страну перспективы будущего прогресса! В той же Америке на учёного в 10 раз больше тратится. В Китае — почти в 3,5 раза больше тратят средств на подготовку учёного, специалиста.
Цели и задачи Программы развития от КПРФ
Наша программа предполагает высокий уровень заработной платы, удвоение её к сегодняшнему, это не меньше 40, а от 40 и выше пенсия для работающего; 5 лет дополнительно к продолжительности жизни — и мы выходим уже на 78—79 лет.
Программа решает задачи возрождения промышленности, сельского хозяйства, возрождения науки, бесплатного образования, здравоохранения. В центр нашей программы мы ставим интересы человека труда и задачу добиться решения ключевых факторов, обеспечивающих развитие экономики и подъём уровня жизни народа.
Эту экономическую, социальную модель мы предлагаем для внедрения в практику большой работы. На первом этапе внедрения у нас с вами прекрасные возможности по отработке нашей программы не только в подмосковном совхозе имени Ленина, но и в Орле, в Усолье-Сибирском, в Хакасии у В.О. Коновалова, в Ульяновске, да в любом другом трудовом, научном коллективе, где есть наши сподвижники, где у коллектива и руководства есть желание роста производства и уровня доходов работников. Уникальную работу и результаты показывал С.Г. Левченко, исходя как раз из плотной работы с налоговой базой, записанной в нашей программе, и не только из бюджета стратегического, но и текущего планирования. Мы внесли в проект экономического развития государства, необходимый сегодня, алгоритм программных решений, экспертный анализ, расчёты и готовую законодательную базу.
Отраслевые целевые программы КПРФ и законодательная база их реализации
Отраслевые программы КПРФ в комплексе предусматривают решение базовых вопросов жизни государства и гражданского общества.
Напряжённо и творчески работая, мы фактически подвели под реализацию каждой из наших отраслевых программ систему законодательного обеспечения. Мы сотни законов не только внесли, но и приняли: и по экономической политике, и по промышленности, по аграрной политике, по экологической повестке, по образованию, по русскому языку.
Уже работают наши законы о продовольственной безопасности, промышленной политике, по стратегическому планированию, бесплатному горячему детскому питанию и так далее. Всё это реальность.
Целевые программы КПРФ по развитию АПК
Концентрация внимания партии на развитии именно агропромышленной отрасли понятна и закономерна, поскольку именно эта отрасль создаёт продовольственную безопасность государства как важнейший, определяющий фактор. Также необходимо понимать, что по своим корням, историческим истокам Россия — аграрная страна. Сегодня только в личном подсобном хозяйстве агропромышленного комплекса страны занято более 16 миллионов человек. Кроме того, 6,9 миллиона человек занято в крупном, среднем и малом бизнесе. При этом, если учитывать и дачные участки, где летом по 7—8 месяцев живут 90 миллионов человек, то важность и глобальность стоящей задачи трудно переоценить.
В системе АПК, производстве продукции земледелия, животноводства и её переработке, в аграрной науке заключены огромные резервы. Поэтому содержанием этой большой работы стал большой ряд государственных целевых программ, в проекте получивших бюджетное обеспечение. Среди них: «Комплексное развитие сельских территорий», «Вторая Целина», программы развития сельского хозяйства и продовольственных рынков и всё, что связано с научно-технической проблематикой и добычей водно-биологических ресурсов. Эти наши программы работают, даже несмотря на существующие проблемы и явное недофинансирование их со стороны финансового блока правительства. Результат этой работы позволяет сельскохозяйственному производству по праву считаться драйвером развития экономики страны, движущей силой созидания, ведущей нашу Родину к вершинам.
Уже сегодня Россия становится кормилицей не только своих людей, она потенциальная житница для многих стран зарубежья. Ни Азия, ни Африка, ни Америка для человечества не смогут заменить возможности российского агропромышленного потенциала. Любовь и тяга к земле-матушке заложены в душе каждого человека природой. Можно сказать, что просторы России, её земля являются основой для сплочения, единства всех социальных слоёв нашего народа. А это — перспектива сотрудничества, это рабочие места, это демография, это доходы государственной казны, экономика, политика…
Вот эти пять целевых программ АПК, которые мы сделали, в которые вложились, они дают возможность в перспективе получать в год по 180—200 миллионов тонн зернобобовых, 45—47 миллионов тонн молока, 7 миллионов тонн рыбы и всё, что связано с техническими, маслосеменными культурами. Всё это для того, чтобы дальше вести расширенное производство, построить на селе нормальные условия для жизни, чтобы селяне имели зарплату выше средней по экономике (сегодня она гораздо ниже), — это цель и задача нашей программы.
Ясно понимая исключительную важность для продовольственной безопасности государства результатов работы агропромышленного комплекса страны, партия уже много лет системно и последовательно занимается развитием этой отрасли. Мы бьёмся над этим, заставляем работать другие сферы и органы власти. На последнем большом экономическом форуме с участием всех депутатов страны по нашей инициативе в резолюции особо записали, чтобы наши программы финансировались ритмично и полноценно по первому базовому паспорту. Но исполнение программ по-прежнему принудительно секвестрируется, они финансируются с огромными долгами. Только по комплексу программ развития сельских территорий недофинансирование с 2022 года составляет 800 миллиардов рублей. Сколько бы мы имели сегодня новых деревень, новых спортзалов, новых школ! Уже президент в ручном режиме сейчас даёт указания: дополнительно в год открыть 350 спортзалов на селе, решить дополнительно вопросы здравоохранения, поставить школьные автобусы. Начинает ноги передвигать некоторым губернаторам, которые не крестьянство обирать должны, а решать многие важные назревшие вопросы регионов.
Создание законодательной базы экологического каркаса
Мы много лет создавали законодательный экологический каркас из законов, направленных на защиту природы и окружающей среды: и по экологическому нормированию, и по обращению твёрдых бытовых, промышленных отходов, водных, лесных, аграрных законов. Его правоприменение даётся непросто: тут нужна настойчивость и возврат к Сталинскому плану преобразования природы. Несмотря на законодательную базу, по факту сегодня у нас идёт опустынивание земель, повсеместно проявляется варварское отношение к лесным и водным ресурсам. У нас в стране много чего начато, но не доделано. Чтобы наш лес приносил доход, чтобы на прилавках магазинов не иссякали его дары, чтобы не пропадала его способность оставаться здоровыми лёгкими страны, местом биологического разнообразия жизни и благодатного озона, нужна принципиальная политическая воля. Над этим мы сейчас работаем.
Народные предприятия — эффективный путь развития экономики и социального благополучия трудящихся
Нашей особой гордостью являются, конечно же, народные предприятия. Они пример и реальный движитель развития экономики, современных форм и методов хозяйственной деятельности, позволяющих наиболее эффективно обеспечить вовлечённость коллектива в управление и достижение высоких результатов производственной деятельности. Своим вниманием к развитию этой формы хозяйствования, признанием возможности участия всех имеющихся на сегодня форм хозяйствования и собственности партия создаёт условия для вливания в это движение широкого круга новых предприятий, в любой точке страны.
Высший приоритет, безусловно, принадлежит крупным коллективным хозяйствам, стратегическим компаниям, но в равном соотношении поддерживаем и личные подсобные хозяйства, и малый бизнес. Сегодня много примеров, когда государственные предприятия в промышленности и на селе работают уникально. Известна системная работа РусГидро и «Росатома» по вводу новых мощностей. Особо хотел бы отметить работу сельхозмашиностроения: Петербургского тракторного завода и «Ростсельмаша». И конечно же, нужно сказать об эффективной работе наших народных предприятий. Сегодня в России работают 150 народных предприятий.
Особого уважения заслуживают результаты деятельности коллективов народных предприятий: «Красный Октябрь», племзавод «Красная Пойма», комбинат «Звениговский», СПК «Усольский», концерн «Калашников» и, конечно же, совхоз имени Ленина. Эта форма хозяйствования даёт хорошие результаты, поскольку вовлекает в управление предприятием весь трудовой коллектив и с каждым годом находит новых сторонников.
В борьбе с фашизмом КПРФ едина со всеми патриотами страны. Война сегодня ясно высветила, кто свой, кто чужой, остро обозначила целый ряд негативных реалий российской действительности, исправлять которые правительству и министерствам приходится без промедления, в жёстких условиях боевых действий. России, особенно в условиях военного времени, необходимо вернуться к системе мобилизационной экономики на основе стратегического планирования и жёсткого контроля исполнения производственных планов. Мы продолжим настаивать на национализации базовых отраслей и крупнейших стратегических градообразующих предприятий, избавляясь от разрушительного наследия чубайсовской приватизации и восстанавливая плановую экономику.
Партия сегодня имеет программу, содержание и цели которой внушают оптимизм, она сумела развернуть влево и побудила принять нашу позицию даже Кремль.
Наша Программа Победы предполагает вывод страны на рельсы уверенного движения по пути развития, пути напряжённого творческого труда, подвижничества и успеха. Это нужно Отечеству и народу России.
В то время как весь русофобский мир сегодня ополчился против нас, мы обязаны быть сильными, чтобы побеждать своих врагов. Победа на фронте и левый поворот государственной политики — основополагающие факторы возрождения величия России. Имея Программу развития и поддержку народа, мы берём на себя ответственность за будущее Отечества.
В.И. КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета ГД по аграрным вопросам, академик РАН.