НАСТУПЯТ ЛИ В ШКОЛАХ ПРИАМУРЬЯ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ?

За пять лет правления Василия Орлова система образования Амурской области пришла в упадок

Приближается первое сентября — День знаний. Но какая действительность встретит школьников и учителей? За пять лет губернаторства Василия Орлова система образования Амурской области ещё больше деградировала и перестала отвечать современным требованиям. Злободневность темы не раз поднималась жителями области, недовольных происходящим. Именно поэтому за анализ проблемы решили взяться амурские общественники. Итог — подготовленный ими под руководством общественного уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Белобородова и фракции КПРФ в Законодательном Собрании Амурской области (руководитель Роман Кобызов) обзор актуальных вопросов образования, часть которых представляем в публикации.

Финансы поют романсы

Как выяснили общественники, учебным заведениям Приамурья систематически не выделяют бюджетных средств не только на капитальный, но даже на текущий ремонт. Как правило, школа не имеет возможности установить сигнализацию, купить новую мебель, компьютеры и другое оборудование. Роспотребнадзор и другие официальные проверяющие после проверок и выявления нарушений выписывают немало предписаний и замечаний, но как их выполнять, если нет финансирования, не поясняют…

Например, школе Х (назовём её так) требуется капитальный ремонт. Только за разработку проектно-сметной документации нужно заплатить больше трёх миллионов рублей, но их никто не выделяет. А сам ремонт тянет на десятки миллионов рублей, но средства на его проведение отсутствуют. В подавляющем большинстве школ Приамурья капитальных ремонтов не проводилось десятилетиями. Приходится как-то выкручиваться, чтобы замаскировать разруху. Окна в школах обновляют своими силами сотрудники учебных заведений, косметический ремонт и другие финансовые вопросы решаются в основном за счёт родителей и учителей. Ни о какой безопасности при такой «самодеятельности» говорить не приходится.

Оставляет желать лучшего и состояние учебного оборудования, которое в массе своей физически и морально устарело. Школьникам не интересно усваивать учебный материал с использованием допотопных приборов, механизмов, персональных компьютеров, а средств на обновление инвентаря в учебных заведениях нет.

В тесноте, да не в обиде?

Обоснованную тревогу общественности вызывает переполненность классов многих школ Амурской области. Согласно законодательству, если в одном классе обучается 26 и более учеников, он является классом с превышением комплектации учащимися. В настоящее время практически все школы Благовещенска переполнены — в классах обучается до 40 учеников.

Средь бела дня нарушаются действующие нормативы, согласно которым на одного учащегося должно приходиться не меньше 2,5 квадратных метров. К примеру, благовещенские школы № 1, 4, 11, 16, 17, 27 работают на пределе своих возможностей, имеют большое количество «параллелей». При такой переполненности классов составить расписание занятий становится сложнейшей задачей для педагогических коллективов, а о психоэмоциональном состоянии учащихся, которых набивается в одном помещении едва ли не столько, как сельдей в бочке, остаётся только догадываться…

При этом массовое строительство новых школ в Амурской области не планируется. Несмотря на очевидную проблему, областное правительство и губернатор Василий Орлов считают нерентабельным строить новые школы, особенно в сельской местности. Мол, бюджетные средства лучше пустить на другие цели. При таком подходе вполне возможно появление в школах Приамурья в недалёком будущем многоярусной мебели — как в казарме или в тюрьме. Как говорится, в тесноте, да не в обиде!

Как «закрепить» молодежь?

При переполненности классов в учебных заведениях Приамурья наблюдается хронический дефицит кадров – выпускники педагогических университетов и училищ, как правило, не задерживаются в школах. Проработав непродолжительный период, молодые преподаватели увольняются, что создаёт «головную боль» для директоров учебных заведений и затрудняет образовательный процесс.

Основная причина увольнений – низкий уровень зарплат. Чтобы получать достойную заработную плату, при которой не придётся ложить зубы на полку, учителя-предметники вынуждены брать нагрузку, зачастую превышающую нормативную в два раза и более. При установленной 18-часовой нагрузке учитель работает по 40-42 часа в неделю. При таком интенсивном режиме работы практически не остаётся времени для личных дел, саморазвития, воспитательной и внеучебной деятельности. Многих учителей это приводит к эмоциональному и профессиональному выгоранию, педагоги начинают некачественно выполнять свои обязанности или увольняются.

В настоящее время в школах региона основной преподавательский состав — предпенсионного и пенсионного возраста. Из-за отсутствия «молодой смены» возникает серьёзный поколенческий разрыв, негативно влияющий на взаимопонимание между учителями и учениками, ухудшающий психологический климат в классах. Данная проблема наиболее остро стоит в районах области. Нахватает более трехсот педагогов. В Благовещенске и других городах области ситуация не столь напряжённая, как в отдалённых сёлах, но тревожная тенденция набирает силу.

Кто в лес, кто по дрова

Как показывает исследование общественников, в системе образования Амурской области отсутствует целостность процесса воспитания, что ведёт к хаосу и неразберихе. Участники педагогического процесса разобщены по различным направлениям — правовому, духовному, патриотическому, экологическому и другим. За реализацию этих направлений отвечают различные организации (прокуратура, МЧС и другие), которые «обрушивают» на головы педагогов массу задач – провести, реализовать, организовать профилактику и т.п. После каждого мероприятия требуется предоставить отчёт в письменной форме. Педагогам приходится тратить немало времени и сил на этот «головняк».

«Оперативные поручения» зачастую дублируются и по несколько раз приходят из одной и той же организации. При этом всю информацию, включая отчёты о проведённых мероприятиях, учебные заведения выкладывают на своих сайтах. Учителя задаются естественным вопросом: «Почему заинтересованные организации не могут брать необходимую им информацию с официальных сайтов школ?».

От доносов до кибербуллинга

Хронические проблемы в учебных заведениях Приамурья негативно влияют на внутришкольную атмосферу, создают почву для различных конфликтов, инцидентов, нештатных ситуаций. Вместо идей гуманизма и просветительства торжествует средневековый принцип «человек человеку – волк».

В частности, педагоги пожаловались общественникам на «беспредел в школах» со стороны некоторых родителей и детей. Мол, зачастую учащиеся ведутся себя нагло, агрессивно, а учитель, подвергаясь оскорблениям, не имеет права на ответную защитную реакцию – даже сделать замечание. Родители могут по поводу и без всякого повода хамить, писать «кляузы» на учителей в муниципальное управление образования, в министерство, в прокуратуру или даже настрочить донос самому губернатору. А потом доказывай, что ты – не верблюд…

Чиновники из городских и областных органов образования оказывают слабую правовую и социально-психологическую защиту учителям и преподавателям, которые вынуждены самостоятельно бороться за своё честное имя, авторитет и достоинство. Поддержки государства не ощущается, зато всевозможных проверок по поводу и без повода — с избытком. А у школьных психологов отсутствуют качественные индикаторы измерения комфортности социального климата в школе. В ситуации буллинга и кибербуллинга (целенаправленной травли) у психологов и педагогов нет эффективного инструментария для решения подобных ситуаций. В том числе и из-за этого, кроме низких зарплат, мало кто из молодых педагогов задерживается в «гиблых заведениях» Приамурья.

Объёма одной газетной публикации недостаточно для детального анализа и подробного описания всех проблем региональной системы образования. Но приведённых фактов вполне достаточно, чтобы составить общее представление о политике губернатора Орлова и его команды в данной сфере. Переполненные школы с допотопным оборудованием не сменяются современными аналогами, учителя бегут из учебных заведений, где нужно работать с утроенной нагрузкой, чтобы не положить зубы на полку, а поддержки со стороны чиновников не дождешься – таковы факты последних лет. Выводы делайте сами…

Сергей ВЕРЕЩАГИН