О путях-Дорогах

26 июля завершилась четвёртая (весенняя) сессия восьмого созыва Госдумы. Перед двухнедельной работой в регионах депутаты собрались на заключительное в этом политическом сезоне пленарное заседание, на котором обсудили в рамках «правительственного часа» реализацию государственной политики в области транспорта и транспортной инфраструктуры.

Гостем «правительственного часа» стал министр транспорта Виталий Савельев. Он доложил парламентариям о проводимой минтрансом работе. По итогам прошлого года министерством обеспечено кассовое исполнение бюджета в рекордном объёме 2 триллиона 58 миллиардов, что составляет 99,91%. Этот показатель в шесть раз больше бюджета пятнадцатилетней давности. И это — «построенные мосты, тоннели, эстакады, железные дороги, средства на субсидирование перевозок детей, молодёжи, пенсионеров, расходы на транспортную безопасность», — разложил на составляющие бюджетные расходы глава ведомства. Но депутатов интересовали, как раз наоборот, непостроенные дороги, мосты и т.д.

Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин заметил, что при тех огромных затратах в масштабах страны на развитие транспорта село, где проживают 38 миллионов человек, оказывается обделённым: здесь практически нет качественных дорог, не развита транспортная инфраструктура. Из 3,2 триллиона рублей, выделяемых правительством на финансирование дорожной сети за счёт дорожных фондов, селянам достаются крохи: на комплексную программу развития сельских территорий на 2023 год выделено всего-навсего 10 миллиардов рублей.

Депутат хотел от представителей федерального ведомства услышать предложения, как будет решаться проблема плохих сельских дорог, но из уст руководителя Росавтодора Романа Новикова, принимавшего участие в работе «правительственного часа», прозвучала лишь констатация фактов, фиксирующих данность: госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» сегодня входит в национальный проект «Безопасные качественные дороги». В 2023 году планируется ввести в эксплуатацию 350 километров сельских дорог. Исполнителем программы является минсельхоз. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) оказывает методологическую, инженерную поддержку и осуществляет софинансирование субъектов в рамках реализации программы.

«Правильно было бы выходить на предложения. Да, это в полномочиях муниципалитета или в полномочиях региона, но политика в сфере транспорта, транспортной инфраструктуры — за министерством», — поддержал депутата Владимира Кашина спикер Госдумы Вячеслав Володин. Есть регионы, которые отдали районам транспортный налог на решение проблем по ремонту и строительству дорог. Правительство вправе внести законодательную инициативу и предложить, чтобы транспортный налог повсеместно оставался на районном уровне. Некоторые регионы оказывают финансовую поддержку сельским поселениям, выделяя порядка 3 тысяч рублей на каждого жителя, чтобы привести в нормативное состояние внутрипоселковые дороги. Если федеральная дорога идёт через населённый пункт, она считается полностью федеральной. С областными дорогами всё иначе: у малых городов и сёл они обрываются. Это уже не региональная «епархия». Можно обязать регионы сделать областные дороги транзитными. Наконец, ввести норматив содержания муниципальных дорог. Например, средняя стоимость содержания федеральных дорог составляет от 1 миллиона 200 тысяч рублей и выше за километр, региональных — порядка 400 тысяч, а по муниципальным дорогам нормативов вообще нет.

Ольга Алимова выразила обеспокоенность тем, что рассматриваемый в Госдуме законопроект «О внесении изменений в статью 15 закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» выглядит как попытка создать возможность для приватизации железнодорожных путей. В законопроекте, инициированном правительством, вводится процедура перевода железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования, которые «можно закрыть, разобрать, продать рельсы или взимать плату за проезд». «Не приведёт ли это к ослаблению безопасности государства?» — спросила депутат. Глава минтранса заверил, что «ни о какой приватизации (ни скрытой, ни открытой) речи не идёт».

Пётр Аммосов затронул вопрос о строительстве в Якутии перехода через реку Лена. Все разговоры о возведении моста на протяжении долгих лет оказываются предвыборным пустозвонством очередного кандидата. Депутат поинтересовался, «есть ли в планах правительства альтернативные варианты перехода, кроме моста»?

Министр сделал акцент на мосте, который, как предполагается, будет строиться по концессионному соглашению. На 2025—2027 годы запланировано 15,3 миллиарда рублей: треть должен выделить федеральный бюджет и по столько же местный бюджет и подрядчик. Сегодня проходит согласование по экспертизе концессионного соглашения. «Мы надеемся, что всё-таки сможем в каком-то определённом промежутке времени реализовать этот проект», — туманно посулил министр.

Взгляд фракции КПРФ на то, как реализуется государственная политика в области транспорта, изложил в своём выступлении первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев.

«К сожалению, я не услышал, какова будет политика министерства», — заявил парламентарий. Будет ли министерство транспорта отвечать за весь транспорт, а не только за федеральный? На развитие транспорта у муниципалитетов денег нет. Поэтому о переносе бюджетирования на местный уровень надо подумать и минфину, и минтрансу.

«Министерство транспорта 30 лет шло в фарватере бизнеса, который был заражён импортом, и вся политика направлялась на то, чтобы удовлетворить импортными товарами наш бизнес, а своё забросить», — заметил Н. Арефьев. Насколько ошибочна была эта политика, сегодня очевидно для всех. Транспорта чужого не стало, запчасти к нему тоже не поставляются, и надо начинать с нуля, чтобы поднять отечественное самолёто- и кораблестроение.

«Ещё перед санкциями в рейтинге Всемирного банка Россия находилась где-то на 30-м месте по качеству железнодорожной инфраструктуры, по автодорожной — на 111-м месте, воздушных и водных портов на — 80-х местах», — сообщил Николай Арефьев. Это говорит о том, что реформы, которые проводились в этих отраслях, ничего хорошего не дали, считает он. К этим рейтингам уместно добавить ещё одну цифру: 40% дорог России не соответствуют транспортно-эксплуатационным нормам.

«Главенствующую роль в транспортной инфраструктуре всегда играл железнодорожный транспорт, — продолжил парламентарий. — Приватизация МПС в своё время привела к тому, что были отменены около 300 поездов дальнего следования и около 600 электричек. По сравнению с 1990 годом перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась в 2022 году почти в 2 раза, пассажирские перевозки — в 3 раза, морским транспортом сокращение в 4 раза, внутренним водным — в 5 раз, воздушным — в 4 раза, трубопроводным — осталась на том же уровне, и вот только автомобильным, самым дорогим, — повысилась в 2 раза, что вместе с системой «Платон» послужило росту розничных цен на нашем внутреннем рынке».

«Огромные территории требуют особого отношения к развитию авиационного транспорта», — перешёл к ещё одной составляющей обсуждаемого вопроса Николай Арефьев. Но и авиационный транспорт все эти годы сокращался: из 1 тысячи 302 аэропортов, имевшихся на начало 1992 года, сегодня осталось 227, хотя буквально пять лет назад их было 329, то есть даже последние годы наблюдалось сокращение.

Объёмы пассажирских перевозок на лёгких самолётах сократились в 40 раз, на самолётах вместимостью 12 мест — более чем в 50 раз. Были ликвидированы местные авиалинии. В 2022 году в стране эксплуатировались 1 тысяча 290 самолётов, из которых 70% иностранного производства, обеспечивавших 95% трафика. «Даже в «Аэрофлоте» нет ни одного отечественного самолёта. Только в компаниях «Победа» и «Россия» есть 78 «Суперджетов», — заявил депутат.

До 2030 года предусматривается построить 1036 самолётов. Но если учесть, что в прошлом году было изготовлено всего 12 самолётов, в эти планы верится с трудом.

Не лучше дела и на речном транспорте: пропали суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, речные трамвайчики.

Городской транспорт тоже в упадке. «Вчера только мне позвонили из Костромы, где решением губернатора исключается даже троллейбусное сообщение», — сказал депутат Арефьев.

Поэтому если говорить о политике в области транспорта, то минтранс должен заботиться не только о федеральном, но и о региональном транспорте, ни в коем случае не допускать приватизацию в этой сфере и переориентироваться с импортных на отечественные машины, подытожил Николай Арефьев.

Приняв 17 законопроектов в третьем чтении и один — во втором, а также заслушав руководителей фракций и председателя палаты с подведением итогов, депутаты под Гимн России завершили ещё одну парламентскую сессию, за которую всего было принято 500 законов.

Татьяна ОФИЦЕРОВА,

газета «Правда» №79 (31428) 28—31 июля 2023 года