Демократическое устройство сегодняшней политической системы в стране все больше скатывается на формальный уровень. Граждане страны с названием Российская Федерация — уже не источник власти. Большую часть россиян технично отодвинули от реальных рычагов участия в государственном управлении. Это стало возможно благодаря отмене прямых выборов ‒ одного из основных признаков демократии. Что же происходит в нашем государстве, и кому такие перемены выгодны?
В феврале 2015 года Государственная Дума внесла очередные изменения в известный закон №131-ФЗ, или как его в народе называют «Закон о местном самоуправлении». Поправки касались системы выборов глав муниципалитетов. Было предложено три варианта.
Первый: избрание власти на местах путем прямого народного голосования ‒ самый демократичный способ наделения властными полномочиями. Напомню, именно под лозунгом введения системы повсеместных прямых выборов в нашей стране проходили известные печальные события 25-летней давности.
Второй: выборы глав из числа депутатов местных Советов.
Третий: конкурс. Депутаты местных Советов выбирают главу из отобранных конкурсной комиссией кандидатов (не менее двух ‒ всё-таки демократия).
В итоге, сельские Советы, в том числе Завитинского района, выбрали третий — самый не демократичный вариант. Не исключено, что такой выбор стал результатом чьей-то очень настойчивой «рекомендации».
В Завитинске подмена прямых выборов конкурсом не прошла благодаря принципиальной позиции депутатов, избранных от КПРФ. Все коммунисты (четверо) проголосовали против лишения завитинцев конституционного права выбирать и быть избранными. «Единой России» не хватило всего одного голоса, чтобы антинародное положение о конкурсе было утверждено.
В Завитинском районе уже имеется опыт выборов глав по конкурсному варианту ‒ досрочные выборы главы Успеновского сельсовета и выборы главы Иннокентьевского сельсовета, назначенные на март. И в обоих случаях в составе конкурсной комиссии, которая наверняка создавалась при непосредственном участии главы района, оказались служащие районной администрации! Кстати, в положении о проведении конкурса есть требования и к кандидатам в главы. Среди прочих, они должны иметь стаж муниципальной или государственной службы. Можно ли такой фильтр отнести к демократическим принципам, предоставляющим равные права всем гражданам РФ?
Почему же все-таки власти решили отказаться от прямых выборов и остановиться на конкурсном варианте? Выдвигаются несколько аргументов:
Выборы штука дорогая, сейчас мы в режиме строгой экономии, и лишних денег нет;
Избиратели всё равно не ходят на выборы, нет смысла их проводить;
Кадровый голод ‒ толковых управленцев все меньше и выбирать особо не из кого.
На первый взгляд, всё логично. Но это только на первый взгляд, при более детальном рассмотрении проблемы начинают появляться новые вопросы.
Начну с третьего пункта. Так называемый «кадровый голод» — в большей степени навязанный стереотип. Достойных людей, способных взять в руки власть и работать на благо людей у нас достаточно. Вопрос в другом. Пресловутая вертикаль власти больше нуждается не в грамотных управленцах на местах, а в пронырливых дельцах, способных «правильно попилить» бюджет, своевременно занести «откаты» и т.п.
Второй аргумент ‒ избиратели не ходят на выборы. Здесь важна причина, почему не ходят. Всегда существует часть избирателей, которая при любой власти игнорирует выборы как таковые. Есть люди, которые больше не доверяют власти, они убеждены, что их участие в голосовании на конечный результат не повлияет. Они смирились с тем, что их судьбу будет решать кто-то другой. Есть и те, кто обижен на власть после негативного опыта общения с чиновниками. Такие люди в отказе идти на выборы видят своеобразный ответный удар из серии «пойду назло наемся мухоморов». Отмена графы «против всех» тоже внесла немалую лепту в снижение интереса к выборам. Так что падение интереса к выборам ‒ в большей степени прямая «заслуга» властей, результат постоянной дискредитации избирательного процесса. Но ведь ещё есть и те, кто ходит на выборы и не желает отдавать свои права другому.
Так что же делать, выбирать или назначать? Отвечая на этот вопрос, я хочу еще раз напомнить, что признак демократического устройства государства ‒ это право выбирать и быть избранными. Только это обеспечивает или хотя бы даёт надежду на то, чтобы источником власти оставался народ. Мы с вами должны иметь право для самостоятельного принятия решения по важным вопросам. Что скажут депутаты самым активным избирателям, всегда участвующим в выборах, когда лишат их такого права?
К тому же вариант с наделением полномочиями по конкурсу сам по себе очень спорный и сомнительный. Кто даст гарантию, что при голосовании за поставленного сверху кандидата будет учитываться именно свободное волеизъявление депутатов? Где проще смошенничать: при всенародном голосовании или в выборе нескольких человек? Ведь депутаты — такие же люди. Их можно обмануть, подкупить или запугать. В конце концов, многие депутаты – члены партии и руководствуются в принятии решений партийными, а не народными интересами. Учитывая, что большинство в Советах сегодня за «Единой Россией», решения её членов и сторонников будут очевидны.
Как известно, всё великое начинается с малого. Сначала нас лишат права голосовать на муниципальном уровне, потом дело дойдет до уровня областного масштаба (назначение губернаторов мы уже проходили), после логично будет отменить выборы и в Государственную Думу, а там и до президента рукой подать. А что, в США вон выбирают президентов специальные выборщики, и это им не мешает называть себя самой демократичной страной. Вот и у нас всё идет к тому, что власть сама себя будет выбирать и переизбирать. Мнение простых людей уже будет никому не интересно. Мы и в этом случае будем называть себя демократическим государством?
А насчёт экономии средств скажу следующее: стоимость выборов ‒ это зарплата одного начальника отдела администрации, полученная им за 5 лет. Не такая уж большая цена за торжество демократии. И напоследок ещё раз о деньгах. Один, безусловно, умный человек сказал: «Если вы сегодня поменяете еду на свободу, то очень скоро у вас не будет ни того, ни другого». Надеюсь, депутаты сделают правильный выбор.
Депутат Завитинского городского Совета народных депутатов Владимир Салов
Райчихинские депутаты от КПРФ по ряду причин согласились с отменой прямых выборов и поведением выборов по третьему варианту ,а теперь горько сожалеют об этом.
в райчихинске был и третий вариант просто не голосовать. как поступает единая россия в гос думе найди нашего депутата от забайкалья пожднякова выйдешь на деп -вертикаль там есть таблица голосований где указано едро нигде не голосует всё по нолям и союзнички типа ЛДПРи СР тоже не надёжные потому в думе от КПРФ надо 250-300 коммунистов в чистом виде только тогда будет что то меняться