ТАТЬЯНА РАКУТИНА: «Потому что люблю город»

Интервью с кандидатом на должность мэра Благовещенска от КПРФ.

Rakutina-Tatjana

Татьяна Ракутина уверена — большинство проблем, которые сейчас есть у города, можно решить за 5 лет. Ее рецепт достаточно прост: нужно работать, или уйти и не мешать тем, кто хочет сделать этот город лучше. Член бюро Амурского обкома КПРФ рассказала, как можно избавиться от очередей в детсады, почему нельзя строить в зеленой зоне, и зачем городу необходимо разорвать контракт с «АКС».

 

«Это не коррупция, а банальная нехватка детсадов»

— Татьяна, вы дали согласие на выдвижение в мэры. Зачем?

— Когда я работала в законодательной власти, не менее двух раз в неделю ко мне на прием приходили люди со своими просьбами и проблемами. У оппозиционного депутата мало пространства для маневра — любой законопроект может завернуть так называемая «партия большинства». Я уверена, что избранный мэр — фигура достаточно независимая, и у него больше возможностей исполнить задуманное. Благовещенск давно стал для меня родным городом, и мне хочется его улучшить. Согласилась, потому что люблю город.

— Как улучшить?

— Мэр имеет право формировать бюджет города, предлагать депутатам эффективно и честно распределять бюджетные средства. Уверена, такие помыслы поддержит любой депутат городской думы, не взирая на политическую принадлежность. На мой взгляд, сейчас городские финансы распределяются не совсем корректно, и это подтверждается отчетами счетной палаты Благовещенска, которые я регулярно читаю. Палата находит нарушения как в расходовании средств бюджета города, так и, практически, на каждом муниципальном предприятии.

— Какие нарушения?

— Нецелевое использование средств или использование средств, которое не может обосновать городская администрация. Зачастую происходят нарушения в проведении конкурсов, глядя на которые становится понятно, что эти конкурсы проводятся под конкретных людей — когда условия прописываются под конкретную компанию. Финансовая сторона вопроса не является главным условием и компании, предлагающие более выгодные условия, не подходят по другим требованиям. А когда конкурсы проводятся под конкретных людей — закрадывается сомнение, что там всё честно. Если эти схемы прикрыть, то у нас появятся деньги на решение городских проблем.

— Какие конкретно проблемы вы имеете в виду?

— Начнем с самого затратного — социальной сферы. Нужно избавиться от очередей в детские сады…

— Городская администрация уверяет, что в Благовещенске нет очередей в детские сады…

— По отчетам нет. Но в отчетах всегда есть примечание: «Садами обеспечены дети от трех лет». А мамам дают оплачиваемый отпуск всего на полтора года, и получается, что дети от полутора до трех лет стоят в очереди. И никто не компенсирует маме этот, зачастую вынужденный, отпуск. По оценкам специалистов, сейчас в очереди в детский сад стоит более 4 000 детей от полутора до трех лет. У меня есть конкретный пример — моему сыну уже два года, а из управления образования говорят: «В этом году в детский сад пойдут дети, рожденные в 2011 и льготники, рожденные в 2012 году». Для остальных места нет. И я не думаю, что здесь коррупционная схема, это банальная нехватка детских садов. Выход один — нужно открывать ясельные группы. Исходя из такого количества неохваченных детей, городу необходимо около 200 ясельных групп. Эту проблему можно решить несколькими путями: открытие ранее закрытых групп при имеющихся детских садах, реконструкция имеющихся зданий и пристроек к ним, возвращение помещений детским садам и строительство новых. Этот вопрос не решить за один год. И пока ребенок до трех лет не обеспечен местом в детском саду, его мама должна получать социальное пособие. И я найду для этого деньги в городском бюджете.

Хотя и коррупционная составляющая в детских садах присутствует. Ко мне лично, как к бывшему депутату, часто обращаются с жалобами на то, что в некоторые детские сады можно попасть, только дав денег заведующей. И заплатить нужно не меньше 70 тысяч рублей.

— Сколько? Семьдесят тысяч?

— Да, семьдесят тысяч. Или больше. Эту проблему очень просто решить — необходимо проверить в детском саду, на чьи имена выданы путевки, сколько детей под какими фамилиями ходит в этот детский сад. И убедить родителей не бояться обращаться в правоохранительные органы, если с них требуют взятку. И когда мы избавимся от коррупции, бесплатная очередь будет двигаться быстрее.

 

«В городском управлении образования знают о «поборах»

— Какие еще проблемы в сфере образования, на ваш взгляд, необходимо решать в первую очередь?

— Есть проблема так называемых «поборов». Да, сейчас говорят, что администрации школ уже ничего не требуют, это решает родительский комитет. Но зачастую эти решения принимают руководители образовательных учреждений, которые потом спускают их в родительские комитеты. Есть нашумевшая история, когда в этом году последний этап «Учителя года» проходил в четвертой школе. И, якобы родительский комитет, собирал деньги на ремонт кабинета, в котором конкурс проводился. Я уверена, что родители не сами узнали, что нужен ремонт и что на него требуются деньги. И в городском управлении образования знают об этих «поборах», но ничего с этим не делают.

Зарплата учителей состоит из оклада и стимулирующего фонда, который распределяется администрацией школы, и который составляет большую часть дохода. Стимулирующий фонд распределяют, в том числе, исходя из показателя «Работа с родителями». А зачастую работа с родителями означает, сколько денег собрал педагог. Денег мало — работаешь с родителями плохо. Друзья-учителя мне так и говорят: «Нас за это финансово наказывают». Проблема заложена в администрации, если перестать финансово наказывать за плохую работу с родителями — ситуация с поборами в корне изменится. А главное, администрация города своим бездействием сама провоцирует школы и детские сады просить деньги у родителей. Именно поэтому, в моей программе есть конкретные пункты:

  •  Провести капитальный ремонт всех образовательных учреждений.
  • Улучшить материальную базу
  • Оснастить учебные кабинеты высокотехнологичным оборудованием.
  • Оснастить детские сады

Понимаете, мы не говорим образовательным учреждениям, выживайте, как можете. Мы обеспечим их всем необходимым.

 

 «ЖКХ – без АКС»

— Еще одна больная тема — ЖКХ.

— Благовещенский горком КПРФ собирал комиссию, которая изучала проблемы ЖКХ в Амурской области и Благовещенске в том числе. Особое внимание было уделено обоснованности существующих тарифов. Целый год высококвалифицированные специалисты — опытные юристы, экономисты и инженеры — анализировали, как работает сфера ЖКХ, и пришли к выводу, что нужно избавиться от «Амурских коммунальных систем». Раньше было три муниципальных предприятия: «Горэлектросети», «Гортеплосети» и «Водоканал». Они занимались городским хозяйством. Потом передали все имущество «АКС», которые теперь просто выступает как посредник между городом и жителями. При этом их годовой объем продаж — более 2,2 миллиарда рублей, это почти четверть городского бюджета. По расчетам независимых экспертов, на содержание АКС каждый житель Благовещенска ежемесячно переплачивает 613 рублей. По информации Контрольно-счетной палаты Благовещенска в результате того, что «АКС» не платит арендную плату, потери городского бюджета только за 2012 год составили около 81 миллиона рублей. Кроме того, по данным прокурорской проверки, за последние три года «АКС» не выполняют ремонтные работы по модернизации оборудования, замене сетей, реконструкции котельных и т.д. Хотя средства на эти цели, уже были заложены в тарифы для горожан. Так по данным прокуратуры, в 2010 году выполнено всего 20% от запланированных работ, в 2011 – 70%, а в 2012 – всего 40%.

— И что вы предлагаете?

— Нужно разорвать с ними договор, возродить муниципальные предприятия «Водоканал», «Гортеплосети» и «Горэлектроскте»,а на базе АКС создать муниципальную управляющую компанию. Во-первых, это позволит сохранить рабочие места специалистам коммунальных сетей. Во-вторых, услуги муниципальной управляющей компании будут дешевле. Это поможет снизить плату за ЖКХ.

 

«Недобросовестным управляющим компаниям не место в нашем городе»

Не подумайте, я не только критикую. Мне есть, что сравнивать. Когда мы жили в другом районе города, нас обслуживала «Городская управляющая компания», теперь обслуживает «Евросервис». Эти две компании за одинаковые, примерно тарифы, предоставляют разный объем услуг и к качеству своей работы подходят по-разному.Многие проблемы сейчас из-за того, что администрация города оценивает работу управляющих компаний по их отчетам, вместо того, чтобы послушать жителей. Я уверена, что муниципальная управляющая компания снизит тариф как минимум на 10% за счет бюджетного финансирования, как любое муниципальное предприятие. К тому же анализ составляющих коммунальных тарифов, который провела комиссия по ЖКХ, созданная при благовещенском горкоме КПРФ, показывает, что существующий тариф завышен. В него входит содержание АКС, его сотрудников. Не будет АКС, не будет завышения тарифов.

– Хорошо. А как заставить Управляющую компанию (не муниципальную) снизить тариф, а не обогащаться самим?

 – Ответ и на этот вопрос есть в нашей предвыборной программе. С помощью общественного совета при Управлении ЖКХ и экспертного совета мы оценим качество предоставляемых услуг, информируем население о результатах проверки. С учетом изменений в жилищном кодексе, при выявлении нарушений инициируем собрание собственников по вопросу изменения способа управления или смены управляющей компании. Для облегчения контроля сделаем обязательной прозрачность работы Управляющих компаний. Обяжем их представить на своих сайтах технический паспорт каждого дома, находящегося в ведении, а также подробную информацию: сколько средств внесли жильцы, сколько еще требуется, какова история ремонта дома, какие работы необходимы, планы ремонтов. Также надо указать ответственных, чтобы все знали, с кого что спрашивать. И, что не мало важно, отработаем четкий порядок перехода собственников от обслуживания одной управляющей компании к другой.

 

«Муниципальную собственность – под жесткий контроль»

— Сейчас государство наоборот активно продает свои активы: Почта России, Ростелеком. А вы говорите, что нужно сделать компанию муниципальной. Почему?

— Не только компанию. Нужно раз и навсегда прекратить разбазаривание собственности. В Благовещенске недавно закрыли очередной муниципальный магазин «Овощи-фрукты», говорят «невыгодно». Если невыгодно торговать овощами, нужно было сдать помещение в аренду или найти ему другое применение Только за последние пять лет кроме него городские власти передали в частные руки еще три крупных магазина: «Детский мир», «Спутник» и «Книжный мир». По самым грубым подсчетам, каждое из этих помещений просто от сдачи их в аренду приносило бы в городской бюджет не менее пяти миллионов рублей в год. Муниципальную собственность нужно не разбазаривать, а ставить под жесткий контроль! Бизнесмен покупает у города помещение, работает , возвращает потраченные на приобретение деньги и получает прибыль. Ему это выгодно. А городу делать то же самое — невыгодно?

— Потому что государственная машина неповоротлива, а бизнесмен быстро принимает решения. Может, действительно, лучше всё имущество продать частным лицам, чтобы оно пользу приносило?

— Пользу кому? Если ты управленец-лентяй, то конечно лучше всё раздать и ничего не делать, только налоги собирать. Но вообще — просто работать надо. Да, муниципальные предприятия — это много работы, но они приносят прибыль в городской бюджет, которые потом можно направить на решение обозначенных проблем. А если сложно управлять — не управляй, вот и всё.

— К слову, о решении проблем — где деньги на всё это взять?

— Я всегда говорю, главное — ревизия. Деньги есть, но их неэффективно распределяют. Например, есть 350 миллионов, выделенных на дороги. Зачем на эти деньги закатывать весь город в асфальт? Потому что это популярная мера перед выборами? Так проще выстлать дорогу денежными купюрами. А правильнее было бы отремонтировать в два раза меньше улиц, но: Во-первых,  начать с ремонта коммуникаций (и это, кстати, еще один повод избавиться от АКС). У нас сегодня дороги принадлежат городу, а коммуникациями под ними занимается АКС. Несогласованность действий двух хозяев приводит к бесконечному перестиланию асфальта. Во-вторых, под дорогой нужно подразумевать не только проезжую часть. Стоит комплексно отремонтировать, а где и проложить, ливневые канализации, сделать тротуары. Качественно сделанный ремонт позволит лет 10 не возвращаться к отремонтированному участку.

В городе сегодня многие проблемы решаются за счет федерального финансирования, в том числе и через целевые программы. А это означает только одно – высвобождение собственных средств на решение других городских проблем.

 

«Пять лет достаточно, чтобы решить проблемы»

— Как вы думаете, нужно ли менять что-то в сфере строительства?

– Наш подход к градостроительству в целом, и строительству жилья принципиально отличается от существующего. Первое, что мы сделаем — в короткие сроки завершим создание электронной карты города. Это позволит перейти к внедрению полномасштабной карты цифровой модели Благовещенска, которая будет включать в себя инженерные коммуникации, и использовать ее для оперативного управления городскими системами и контроля за реализацией Генерального плана развития города.

Мы прекратим хаотичную застройку в Благовещенске. Все построенный здания должны вписываться в единый архитектурный ансамбль. Совместно с общественным экспертным советом при управлении ЖКХ, управлении градостроительства мы пересмотрим генеральный план застройки города, которым сегодня предусмотрено развитие города до 2025г. Необходимо проверить, насколько соответствует нынешняя застройка генеральному плану города. Сам генплан нужно опубликовать на сайте городской администрации и скорректировать его, с учетом предложений общественности. Главной своей задачей считаю переход к территориальной застройке кварталов.

– А подробнее?

— При планировании строительства квартала будут квотироваться строительство торговых и офисных площадей, обустройство зеленых зон и общественных мест отдыха, стоянки для личного транспорта и система парковок. К слову, это касается не только нового строительства. Будем искать возможность обустройства мест отдыха и в уже построенных отдаленных районах.

Сейчас зачастую зеленые зоны города переводятся в другую категорию и застраиваются. Мы пересмотрим правила землепользования и застройки, всем рекреационным зонам, переведенным в другую категорию земель, вернем былой статус. Ни одна строительная компания не получит разрешения строить в зеленой зоне.

— Где они, по-вашему, должны строить?

— Прежде всего, за счет сноса частного сектора. Сейчас компании стараются получить такую площадку, где ничего не нужно сносить, аргументируя это тем, что «жители частного сектора просят за свои дома по две-три квартиры, невыгодно». Невыгодно построить на месте трех частных домов девятиэтажку с 300 квартирами? Наверное, у нас, жителей города, и строительных компаний разные понятия о выгоде. Между тем такой подход к строительству, который предлагаем мы, поможет решить и другую проблему — переселение горожан из ветхого и аварийного жилья. Только не подумайте, что мы хотим на строительные организации сложить все проблемы. В нашей программе прописан четкий, вполне приемлемый и выполнимый механизм: городские службы будут готовить площадку для строительства, подводить все необходимые коммуникации, что сократит значительную часть расходов строителей. А те, в свою очередь, будут передавать городу 5% — 10% квартир в новом доме. Это позволит переселять жителей ветхих домов. Сейчас в городе 80 аварийных многоквартирных домов, в которых проживает 785 человек. Кроме этого из предоставленных квартир мы сможем сформировать муниципальный маневренный фонд и фонд муниципального служебного жилья для педагогов, врачей, спортивных тренеров и работников культуры.

— Еще одна проблема: на общественном транспорте по Благовещенску не всегда можно добраться с одного района до другого напрямую.

— Решение этой проблемы мы начнем с проведения системного мониторинга пассажиропотока и проведем оптимизацию маршрутов на основании его результатов. Пересмотрим необходимость дублирующих маршрутов, проанализируем интенсивность в разные часы дня. Опираясь на мнение жителей, разработаем дополнительные маршруты. Например, я считаю, что каждый человек должен иметь возможность из своего района добираться до обслуживающей его поликлиники без пересадок. Какие еще маршруты нам нужны, могут рассказать сами благовещенцы. Нам нужно лишь спросить.

И раз уж мы заговорили о транспортной ситуации — сейчас в городе мало муниципальных автобусов, а обычные маршрутчики не обслуживают льготников. Необходимо провести ревизию в «Автоколонне 1275», где Контрольно-счетная палата также нашла немало нарушений. Есть нарушения — скорее всего, есть средства, которые уходят не по назначению. Если пресечь это, будут деньги и на новые автобусы, и на удешевление проезда. Я вообще намерена положить начало увеличению троллейбусных линий. Этот вид транспорта и экологичнее, и экономичнее. Что касается убыточных, но социально значимых маршрутов, затраты на них мы однозначно будем компенсировать. Что касается частных перевозчиков, проведем открытые, прозрачные конкурсы на организацию пассажирских перевозок на новых маршрутах, усовершенствуем договоры с ними. В требованиях изложим все необходимые детали, включая стоимость проезда, обеспечим соблюдение всех договорных обязательств.

Это все, конечно, наступит не завтра. Средства нужно будет аккумулировать, посмотреть, на что хватает. Но я считаю, что пять лет — это достаточный срок, чтобы решить обозначенные проблемы.

Нужно понимать, что есть вещи, которые мэр не в силах изменить. Поднять пенсию или студенческую стипендию он неможет. Недавно ко мне во двор приходил один молодой человек, просил за него голосовать на выборах депутатов в городскую думу. Обещал взамен договориться, чтобы у нас открыли недавно закрытое детского отделение института патологии дыхания. Сомневаюсь, что городскому депутату это по силам. Я не обещаю невозможного. Я лишь говорю, что можно и нужно сделать.

 Роман Самойлов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.