Рекордный полёт

3deb516dbe00b76209c9cd17c96fe6cc_1cbbac329226e855eb74530211009762В Международный женский день давайте вспомним об отважных лётчицах, что почти восемьдесят лет назад совершили уникальный беспосадочный перелёт по маршруту «Москва – Дальний Восток» и установили  новый мировой рекорд дальности полёта. За 26 часов 29 минут на двухмоторном самолёте «Родина»  три отчаянных девушки преодолели путь в 6450 километров. Более чем на треть перекрыли предыдущий рекорд, принадлежавший француженкам. Далось, однако, такая победа очень нелегко.

Наш  ответ  чемберлену

Для чего вообще был нужен этот сложнейший (по тем временам) перелёт? Чтобы ответить на данный вопрос, следует немного углубиться в историю… Дело в том, что в момент старта «Родины» прошло чуть больше  двадцати лет, как в России впервые в мире к власти пришли коммунисты. Нашу страну  со всех сторон окружали враждебно настроенные страны, мечтавшие вооружённым путём воспользоваться её богатыми природными ресурсами. (Чего они и достигли в 1991 году с помощью доморощенных предателей «демократов»; правда, без единого выстрела).

Сразу же после  Октябрьской революции буржуазные средства массовой информации принялись  трубить о том, что нищей и голодной России, которая досталась в наследство молодой советской республике, строящей социализм, никогда не удастся преодолеть научно-технический разрыв с ведущими западными странами, измеряющийся как минимум в 100-150 лет. Руководство  СССР  понимало, что Запад не ограничится только злобной критикой новой общественно-экономической формации и при первом же удобном случае развяжет войну, направленную на полное уничтожение нашей страны. Именно тогда Сталин во всеуслышание заявил: «У нас не было своей авиации. У нас есть теперь своя авиация!» (Сейчас, когда в нынешней капиталистической России летают лишь одни американские «Боинги», впору заявить: «У нас была своя авиация. У нас нет теперь своей авиации»).

Как реальный политик, Иосиф Виссарионович понимал, —  одних только слов мало. Чтобы образумить военщину Запада, необходима открытая демонстрация советской технической мощи. И одним их эффективных примеров, как раз мог явиться перелёт самолёта отечественного(!)  производства с одного края страны на другой. Да мало того  –  двухмоторным переоборудованным бомбардировщиком  «Родиной» будут управлять представительницы прекрасной половины человечества.  Мол, у нас даже пресловутый «слабый» пол  запросто передвигается на немыслимо дальние расстояния. Если  потребуется, он через 5-10 часов – с соответствующим «гостинцем» — будет кружить над любой враждебной европейской страной, а через 20 –25 —  над злопыхающей Америкой.

Трое смелых

Командиром экипажа «Родины» назначили  28-летнюю Валентину Гризодубову.  Она влюбилась в авиацию  в раннем детстве. Её отец — талантливый инженер в области конструирования самолётов. За спиной Валентины — Харьковский  политехнический институт и авиашкола, а потом работа в гражданской авиации. До 1938 года ей удалось установить четыре международных рекорда: один – на дальность и три на скорость полёта.

Второй пилот – Полина Осипенко. Ей  31 год. Родилась в бедной крестьянской семье на берегу Азовского моря в селе Новоспасовка. Заведовала колхозной птицефермой и никогда не думала о покорении неба. Но однажды к ним в глубинку прилетел самолёт. Из него вышла девущка. Полина  была сражена увиденным и «заболела» авиацией.

И её можно понять. То далёкое время – было временем дерзновенных начинаний, не приземлённых мечтаний. Это сейчас нашему народу  кремлёвские идеологи внушают: «Главное  в жизни – деньги. Приобрети их любой ценой». Вплоть — до преступления. Ну, этого они, конечно, впрямую не говорят, но обилие книг и фильмов о кражах и убийствах, широко тиражируемых в российских СМИ, прозрачно «намекает» о пути приобретения банкнот…

Не поддавшись уговорам матери, Полина оставляет родной дом и переезжает в г. Качу, чтобы учиться в авиашколе. Увы, начального сельского образования оказалось мало. Осипенко провалилась на вступительных экзаменах. Но упрямая девушка домой возвращаться не стала, устроилась официанткой в лётную офицерскую столовую и… написала письмо наркому обороны  Ворошилову о своей мечте. И случилось чудо: Клим Ефремович обратился в Качинскую авиационную школу с просьбой принять Осипенко в виде исключения! С 1932 года она начала служить в истребительной авиации лётчиком, командиром звена. В 1936-1938 годах установила пять мировых рекордов по высоте и дальности (для женщин).  Накануне полёта имела воинское звание капитана.

Марина Раскова, лётчик-штурман, пришла в авиацию благодаря знаменитому лётчику А.В.Белякову, обратившему внимание на тогда ещё 20-летнюю чертёжницу Военно-Воздушной академии им.Н.Е. Жуковского, прекрасно исполнявшую чертежи устройства самолётных приборов для его лекций и практических занятий слушателей. Марина родилась в 1912 году в Москве в семье известного музыканта, хорошо играла на рояле и вовсе не собиралась быть лётчицей. В её планах было поступление в консерваторию по классу вокала. С подачи Белякова или нет, но вскоре Раскова передумала насчёт консерватории и экстерном сдала экзамены на штурмана. В 1935 году закончила Центральный аэроклуб, получив звание пилота. В 1937 году вместе с Гризодубовой Раскова участвовала в перелёте  Москва-Актюбинск, а с Осипенко и Верой Ломако — из Севастополя в Архангельск.

Сталин горячо поддержал проект Гризодубовой о перелёте на Дальний Восток и для страховки предложил создать в районе озера Байкал дополнительный радиомаяк.

Амурчане увидели  первыми

24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут самолёт «Родина» взлетел со Щёлковского аэродрома под Москвой и взял курс на восток. Сложности начались почти сразу же. Через 150 километров самолёт вошёл в  сплошную облачность и, как потом оказалось, до конца полёта, экипаж более не видел земли. Пришлось подняться на незапланированную высоту – на 7,5 километров, но  в этом случае появился новый коварный враг – обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера,  лётчики  до предела увеличили обороты винта. Донимала болтанка.  В самолёте стало очень холодно, но  хуже всех досталось штурману Марине. Она находилась в носовой части самолёта, сделанной из стекла. Эта кабина была явно не приспособлена под низкую температуру.

А самое неприятное заключалось в том, что после Урала связь с землёй прервалась. Все попытки отремонтировать радиоаппаратуру оказались тщетными. Пытаясь определить местонахождение по звёздам, Раскова открыло окно  кабины, и с порывом ветра все полётные карты улетели за борт.

Следует отдать должное самообладанию лётчиц. Далее они двигались строго по компасу. У Полины Осипенко был большой опыт вождения самолёта и ночью, и за облаками… Фактически двигались вслепую. Впоследствии Гризодубова вспоминала: «Определяли своё местонахождение следующим образом: подсчитывали, сколько уходит горючего на определённое количество километров. Сколько его истратили – значит, там и летим».

На земле волновались. Никаких радиосигналов «Родина»  не подавала.  С земли самолёт не видно. Но и не поступало вестей  о катастрофе воздушного лайнера. Наконец пришло радостное сообщение из Амурской области: жители  таёжных селений Экимчана и Стойбы видели, как над ними в разрыве облаков пролетел большой серебристый самолёт, и  вновь скрылся в пелене дождя и тумана.

Приземление

Когда, наконец, прервалась сплошная облачность, лётчицы увидели как на ладони …Охотское море и Шантарские острова.  Стало понятно, что они ушли далеко и в сторону от конечной цели маршрута: должны были приземлиться в городе Юности – в Комсомольске на Амуре.  Развернулись к югу, но землю вновь стали затягивать облака. Позади – 26 часов 29 минут полёта. Волнение всё возрастало. За полтора суток никто даже на минуту не сомкнул глаз. Тревожно вспыхнула  лампочка, сигнализируя, что бензина осталась на полчаса. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Опасаясь за сохранность носовой части  Валентина приказала  Марине выпрыгнуть с парашютом. Приказала выпрыгнуть и Осипенко, но та наотрез отказалась: «Я сижу на хвосте, он всегда остаётся цел, тайги же я боюсь». (Подобный вариант действий экипажа вообще не был предусмотрен и был слишком рискованным, прыгать на деревья в тайгу, без продуктов).

Самолёт удалось посадить на замёрзшее болото  в верховьях таёжной реки Амгунь. (Лётчицы вначале решили, что это Амур, но он был гораздо южнее).  Сели удачно, только  лопасти винта слегка погнулись. Расчёт и посадка на «таёжный пятачок» свидетельствовали о прекрасном лётном мастерстве.

Сразу стало понятно, что самим отсюда не выбраться. Надо ждать помощи.  На самолёте имелся неплохой запас продуктов… Прошло несколько дней с разными происшествиями: то медведь приходил в гости, то рысь. Девушкам пришлось прибегнуть к оружию, пугнуть нежданных гостей…

Труднее всего было Расковой. Приземлилась неудачно – повредила ногу. Кроме того, лётчица не успела взять запас еды – выпрыгнула с одной плиткой шоколада в кармане. Десять суток, хромая, умирая от голода, продираясь сквозь непроходимую тайгу, Марина Раскова искала свою «Родину». На десятые сутки на неё наткнулся местный охотник.

Более пятидесяти воздушных машин искали «Родину», десятки отрядов охотников и местных жителей прочёсывали предполагаемые районы тайги.

Вся страна с тревогой и надеждой следила за судьбой трёх лётчиц. Третьего октября лётчику Михаилу Сахарову, наконец,  удалось  обнаружить  пропавший самолёт. Новость, что лётчицы найдены и живы, заняли первые полосы газет.

Потом было триумфальное шествие в Москву. Поезд шёл через всю страну, и на каждой остановке собирались тысячи людей, чтобы приветствовать своих героинь. Горячо аплодировали им и амурчане. Их с особой теплотой в ответ приветствовали славные авиаторы. Всё-таки, жители нашей области были одними из первых, кто обнаружил в небе их многострадальный самолёт.

3 ноября 1938 года за проявленное мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой присвоили звание Героев Советского Союза. Они первыми среди советских женщин получили это звание.

Невесёлое послесловие

Здесь бы следовало поставить точку. Но мы этого делать не будем, и вот по какой причине. Сегодняшние, так называемые «демократы» любят переписывать историю, изменять по своему усмотрению. И хотя они заявляют, что после 1991 года в России нет официальной идеологии, они беспардонно лгут. Потому что идеология есть и называется она антисоветизм. Любимый конёк «демократов»: обозначить какой-либо памятный факт из истории социализма,  упомянуть достижение советского народа. И тут же обмазать его грязью, принизить успехи социализма.

Так же вышло и с перелётом женского экипажа из Москвы на Дальний Восток. (Не будем перечислять  конкретные публикации с указанием их авторов – это займёт слишком много газетной площади).

Причину полёта либерал-демократы подают таким образом: «Весьма важно, что географическая направленность полёта вполне соответствовала реалиям того времени. В стране велась активная агитация заселения районов Дальнего Востока. Рекордный полёт женского экипажа являлся самой эффектной рекламной акцией».

Видите, ни одним словом они не отзываются о враждебном Западе, желающим разграбить наши природные богатства и которому следовало продемонстрировать советскую военную силу. А как они будут об этом писать, если эти «демократы» сейчас жируют за счёт того, что разрушен Советский Союз и Запад свободно пользуется нашим достоянием?

А ещё, уважаемый читатель, чувствуете ехидную ухмылочку «демократов» насчёт освоения Дальнего Востока. Не нужен он им сегодня. Они всё делают для того, чтобы он опустел, как можно быстрее. Если в 1989 году в Амурской области проживало более миллиона человек, то по последним данным – менее 800 тысяч. Идёт массовый отток населения  из Приамурья на Запад. Столичные чиновники  с удовольствием продали бы наш Дальний Восток кому-нибудь, как некогда их собратья-жулики Аляску американцам. Впрочем, когда появляется возможность на Дальнем Востоке отхватить жирный кусок, чиновники оживляются, приезжают к нам, говорят красивые слова об эффектном развитии  глубинки, активно субсидируют Русский остров во Владивостоке или космодром в Приамурье, а потом воруют эти субсидии. И там, и там обнаружены факты разграбления в громадных суммах. Но скажите, разве наказан кто-нибудь за это?

Любители покопаться в чужом белье, «демократические» журналисты в каждой статье обязательно упоминают следующее: «очень немногие знали, что Раскова являлась сотрудником  НКВД».  Но, уважаемый читатель, а почему множество людей должно знать, что человек контактирует с разведывательным органом, который отвечает за безопасность своего государства? В любой стране мира есть подобная организация. И разве  факт нахождения Марины в НКВД  как-то очерняет её личность и перечёркивает все её достижения? Разве есть сведения, что по вине Расковой безвинно пострадали люди? А если нет, зачем вообще упоминать об этом?

О сущности перелёта «Родины» представители продажной прессы  пишут следующим образом: «События тех дней, которые обычно преподносятся, как  достижение социалистического государства, на практике явились…трагическими». Потому-то и названия статей соответствуют заданной теме: «Злополучный рекордный перелёт»; «Победа с привкусом»; «Родина» летела вслепую»; «Правда» врала, «Родина» пропала, а что стало с экипажем?»; «Тайна гибели спасателей» и т.д. Видите, акцент сделан не на успехе отважных лётчиц, а на ошибках, недочётах и прочем, что повлекло к человеческим жертвам.

Да, к сожалению, они были. После обнаружения М.Сахаровым пропавшего самолёта к «Родине» направились два самолёта спасателей. Руководство экипажей  подвела излишняя торопливость и желание поскорее отрапортовать высокому начальству  о находке московских лётчиц. В условиях плохой видимости  они столкнулись друг с другом, врезались в сопки и взорвались. Только четыре человека успели выпрыгнуть с парашютом. Остальные 16 погибли. …В Москве разобрались с этим трагическим инцидентом, дали ему суровую объективную оценку. А чтобы не омрачать всесоюзные торжества по поводу успешного спасения лётчиц о катастрофе  самолётов решили не сообщать.

Но сегодняшние писаки, обливающие нечистотами советское прошлое, дали свою оценку трагедии над дальневосточной тайгой: «По мнению некоторых исследователей, катастрофа 1938 года – прямое следствие сталинских чисток, во время которых комначсостав ВВС подвергся беспримерным по масштабу репрессиям. Результат – падение уровня подготовки лётного состава, рост аварийности».

Ну что можно сказать о тех, кто пишет согласно идеологическому заказу? Создаётся впечатление, что если бы рекордный полёт трёх героических лётчиц окончился абсолютно благополучно, то современные «демократические» СМИ не вспомнили бы о нём вообще. А ведь то, что Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова сделали для нашей страны, вынесли на своих хрупких плечах, достойно памяти, уважения и гордости за наших женщин на все времена.

Александр Бобошко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.