В последние два месяца 82% жителей страны заметили подорожание коммунальных платежей, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. Больше 70% респондентов считают, что подорожали также мясо, сахар и молоко.
Большинство жителей России обратили внимание на рост цен на основные категории товаров и услуг за последние два месяца, свидетельствуют данные проведенного в конце сентября опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По итогам исследования, в сегменте услуг наиболее ощутимым для россиян стало подорожание коммунальных платежей – среди граждан, совершающих покупки и оплачивающих квитанции, увеличение суммы оплаты за ЖКХ в последние месяцы заметили 82%. При этом почти половина респондентов – 47% – отметили, что цены выросли значительно.
Продуктовые категории, где абсолютное большинство россиян отметили рост цен, – это мясо и мясная продукция (79% респондентов), сахар (73%), молочные продукты (72%). При этом 44%, 40% и 30% респондентов сказали о существенном росте цен в соответствующих категориях. Кроме того, более 60% жителей страны отметили подорожание хлебобулочных изделий, овощей и фруктов, круп и макарон.
По итогам исследования, 67% опрошенных обратили внимание на подорожание бензина, при этом на рост стоимости проезда в общественном транспорте указали менее половины респондентов – 41% россиян. Столько же жителей страны сообщили ВЦИОМ, что, по их мнению, цены на проезд не изменились.
По словам руководителя исследовательских проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Юлии Баскаковой, хотя товары и продукты в последние месяцы продолжают дорожать, темпы роста цен замедлились. «Рост цен замечают в первую очередь малообеспеченные группы населения – те, кто уже не может переходить на более дешевые продукты питания и товары, – отмечает она. – Для них заметны даже небольшие, на первый взгляд, изменения – просто потому, что на счету каждый рубль». По словам Баскаковой, малообеспеченные слои населения составили примерно треть опрошенных.
По данным Росстата, потребительские цены на приведенные ВЦИОМ категории товаров и услуг в сентябре и августе 2015 года (по отношению к предыдущим месяцам) выросли несущественно. Наиболее высокие темпы роста цен были зафиксированы в августе на сахар (+6,9%), однако уже в сентябре они снизились до 0,8%.
Опрошенные РБК эксперты считают, что мнение россиян о росте цен на основные товары и услуги в последние два месяца связано в первую очередь с девальвацией рубля. «Сахар действительно очень чувствителен к курсу валют, так что он дорожал весь год, то же самое касается хлеба – это производная от зерна, а оптовые цены на зерно очень сильно выросли из-за изменений курса, – рассуждает заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. – Если брать сегмент овощей – летом они были относительно доступны, а сейчас мы переключаемся на остатки запасов и импортную продукцию, так что здесь логика людей тоже понятна». С ней согласен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько: «Такое восприятие цен людьми в значительной степени связано с падением рубля». Люди также остро реагируют на изменение цены сейчас, потому что у них уменьшились доходы, добавляет он.
Наиболее неожиданным для экспертов стало мнение россиян о подорожании мяса. «Основная волна удорожания была в 2014 году, а в этом году ситуацию на рынке мяса можно назвать умеренно стабильной. Цены, конечно, колебались вверх-вниз, но это были, скорее, традиционные сезонные изменения», – отмечает Снитко. На мнение россиян об увеличении стоимости коммунальных платежей, по ее словам, мог оказать влияние психологический фактор. «Если мы бы говорили конкретно о московском регионе, было бы понятно, почему люди так реагируют на рост цен на ЖКХ – из-за того, что с 1 июля в Москве добавилась плата за капремонт», – рассуждает она. Плата за капремонт стала появляться в платежных документах россиян с января 2014-го – во всех регионах в разное время. Но именно после введения платы в Москве началась новая масштабная волна общественного возмущения в России.
Как свидетельствуют данные опубликованного накануне исследования Sberbank CIB, негативное влияние новой волны девальвации рубля в июле–августе заметило подавляющее большинство россиян среднего класса. По результатам исследования, отрицательные последствия новой девальвации отметили 80% респондентов. При этом 66% участников опроса назвали следствием девальвации рост цен на некоторые продукты, 50% заявили об общем ухудшении экономической ситуации.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 26–27 сентября 2015 года. В исследовании приняли участие 1600 человек из 130 населенных пунктов в 46 субъектах страны. Статистическая погрешность, по данным ВЦИОМ, не превышает 3,5%.
Источник: [urlspan]