Интервью заместителя Председателя ЦК КПРФ Д.Г.Новикова газете «Правда»
— Дмитрий Георгиевич, вы недавно вернулись из Китая, где были как раз перед III пленумом Центрального Комитета КПК. Главная цель вашей поездки — участие в научных дискуссиях, посвящённых проблемам социализма и международного коммунистического движения. Вероятно, в ходе этих мероприятий витала атмосфера ожидания решений предстоящего партийного пленума. Затрагивались ли в выступлениях ведущих китайских обществоведов те основные проблемы, что чуть позже рассмотрели члены ЦК КПК?
— Атмосфера ожидания пленума действительно чувствовалась и в официальных контактах, и в неофициальном общении с товарищами. Не только учёные-обществоведы, но и всё китайское общество, насколько я могу судить, с большим интересом ожидало решений Центрального Комитета. Ведь на его ноябрьском пленуме предстояло определить пути развития Китая на ближайшее десятилетие.
На данный момент коммюнике о III пленуме ЦК КПК опубликовано. И можно утверждать: многие доклады китайских учёных касались тех самых вопросов, по которым приняты принципиальные партийные решения. Это свидетельствует о том, что китайское руководство определяет политику партии и государства, опираясь на научно-теоретические разработки исследовательских центров страны. Таких, например, как Академия общественных наук.
Большинство китайских учёных уверенно утверждали в своих докладах, что как концептуальной основой политики КПК и правительства КНР, так и методологической основой их научных исследований являются марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, концепция социализма с китайской спецификой и решения XVIII съезда Коммунистической партии Китая. III пленум ЦК КПК также подчеркнул, что партия в своих решениях исходит из этих фундаментальных научных положений.
Конечно, и для учёных, и для всего китайского общества имеет принципиальное значение, что прошедший пленум подтвердил преемственность политического курса. Не забудем: год назад в Китае к власти пришло пятое поколение руководителей. Поэтому верность фундаментальным основам политики партии и государства означает многое и для самого Китая, и для международных процессов. Когда и на научных конференциях, и на пленуме ЦК КПК их участники руководствуются единой идеологией, то это убеждает, что общественная ситуация в КНР стабильна.
Представители КПК постоянно подчёркивают, что партия при выработке своей политики руководствуется Научной концепцией развития, придерживается курса на реформирование социалистической рыночной экономики. Достижение социальной справедливости и укрепление благосостояния народа рассматриваются при этом в качестве исходной точки и конечной цели проводимой политики. На научных конференциях, в которых мы участвовали, китайские товарищи отмечали важное значение решений XVIII съезда КПК о необходимости раскрепощать мышление, развивать социальные производительные силы и жизнеспособность общества.
Всё это свидетельствует о том, что социально-экономическая политика руководства КПК и КНР носит научно обоснованный характер, а ведущие китайские учёные чутко держат руку на пульсе общественной жизни.
— Давайте объясним читателю, о каких научных конференциях мы говорим.
— Речь идёт сразу о трёх международных научных мероприятиях. Во время недавней поездки в КНР мы участвовали в них вместе с членом ЦК, первым секретарём Амурского обкома КПРФ, доцентом Амурского университета Романом Александровичем Кобызовым. На каждом из трёх форумов мы представляли в своих выступлениях позицию КПРФ и её оценки актуальных проблем.
Первой была международная научная конференция «Современное состояние и перспективы мирового социализма и левых идей». Её организаторами выступали Центр изучения мирового социализма, действующий при Китайской академии общественных наук (КАОН), и Центр изучения современного мира, работающий при международном отделе ЦК КПК. На этой конференции выступали исследователи, представляющие КАОН, а также профессура из многих университетов КНР. Иностранные гости кроме нас были приглашены из Австралии, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Вьетнама, Египта, Индии, Испании, Италии, КНДР, Колумбии, Кубы, Португалии, США, Франции, Японии. Это были как чисто научные работники, так и представители коммунистических и левых партий. Из Греции, например, участвовал член ПАСОК.
Двухдневная конференция в Пекине обсуждала проблемы и характеристики современной эпохи, стратегию и тактику развития мирового социализма, новые тенденции в условиях кризиса капитализма, взаимосвязь «китайской мечты» и мирового социализма, социалистические движения и теории в Латинской Америке XXI века, современное положение и задачи, стоящие перед коммунистическими партиями.
Затем там же, в Пекине, прошёл международный форум «Научный социализм и социализм с китайской спецификой». Его организатором была Китайская академия общественных наук. Обсуждались такие вопросы, как основы научного социализма, социалистический прогресс и его опыт, социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм, научный социализм и современные тенденции в развитии капитализма. И, конечно, во многих докладах присутствовала тема научного социализма и социализма с китайской спецификой.
После завершения форума часть его участников направились в провинцию Хунань, в город Чжучжоу. Здесь, на родине Мао Цзэдуна, мы приняли участие в международном семинаре по проблемам развития мирового социализма. Также в программу поездки входило знакомство с городом и посещение мемориального комплекса в Шаошане. Здесь действует дом-музей, в котором родился и провёл детство Мао Цзэдун. В 1993 году недалеко от музея основателю современного Китая установлен памятник.
— Не было ли доминирования китайских товарищей в научных дискуссиях? Или своё гостеприимство хозяева проявили в полной мере?
— Возможность выступить была предоставлена всем гостям, но и круг докладов китайских учёных не был сужен. Позиция китайских исследователей была представлена широко и полно. Судя по выступлениям, среди учёных Китая идут активные научные дискуссии. Китайская академия общественных наук считается центром левого направления в теории. При этом позиция отдельных обществоведов из некоторых университетов страны оценивается как либеральная.
На конференциях было выделено время для обсуждения научных докладов. Вьетнамские учёные, например, в ходе дискуссий особо интересовались тем, проверены ли на практике те тезисы и идеи, которые предлагаются исследователями Китая для внедрения в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны. Спрашивали они и о том, работают ли китайские обществоведы на селе, изучают ли социально-экономические реалии современной китайской деревни.
— Можно ли рассматривать научные конференции, в которых вы участвовали, как новую для Китая тенденцию открытости при осмыслении общественно-политических и социально-экономических процессов, происходящих внутри китайского общества?
— Прошедшие научные встречи продемонстрировали готовность ведущих научно-исследовательских организаций Китая к сотрудничеству с учёными-марксистами других стран. Очевиден настрой на серьёзное теоретическое осмысление проблем современного мира, социализма и самого Китая.
Думаю, что это полностью согласуется и с постоянно расширяющимися связями КПК по партийной линии. Так, уже четвёртый год успешно работает программа сотрудничества, направленная на ознакомление с китайским опытом представителей молодого поколения партийных работников КПРФ. Первые две группы было поручено возглавлять мне. Летом текущего года в КНР побывала третья такая группа под руководством секретаря ЦК Алексея Корниенко. Во время этих десятидневных поездок изучается опыт китайских реформ на местах, много внимания уделяется осмыслению деятельности КПК в условиях политики реформ и открытости.
В конце прошлого года Китай посетила большая группа наших партийных журналистов, которая также впитывала опыт китайских товарищей. «Правда» подробно рассказывала и об этой поездке, и о достижениях в строительстве социализма с китайской спецификой.
Сложилась практика сотрудничества и по научной линии. В мае 2011 года мы были приглашены Китайской академией общественных наук на международную конференцию, которая обсуждала причины разрушения СССР. Именно там я познакомился, например, с Эгоном Кренцем. После той конференции научный диалог между нашими партиями активизировался.
— Какое место на этих мероприятиях занимает осмысление проблемы реставрации капитализма в России?
— На первых порах эта тема в нашем диалоге была, пожалуй, главной. Теперь тематика встреч и обсуждений трансформируется. Она всё больше концентрируется вокруг проблем строительства социалистического общества.
Важно отметить, что нас не только регулярно приглашают в Китай. Руководство КПК положительно реагирует и на наши предложения принять участие в «круглых столах», посвящённых теоретическим и практическим вопросам современного коммунистического движения и социализма.
— Да, в декабре 2012-го и феврале 2013 года китайские товарищи выступили на таких «круглых столах» с содержательными докладами. Последний из них был организован сразу после XV съезда КПРФ. Для сравнения: на информационных обменах мнениями, которые проходили в Москве после очередных съездов КПРФ, состоявшихся в 1997, 2000, 2008 годах, китайские представители не выступали. Это ещё раз подтверждает вывод о существенном повышении активности КПК в международном коммунистическом движении.
— И это вполне логично на фоне возрождения самого коммунистического движения. Кризис, охвативший его на рубеже 1980—1990-х годов, сегодня во многом преодолён. Возросло стремление компартий разных стран к совместному и основательному теоретическому осмыслению основных противоречий нынешней эпохи, выявлению диалектики общего и особенного в социалистических революциях и строительстве социализма в разных странах.
Бытовавшие в конце 1990-х рассуждения, будто социализм утратил историческую перспективу, выглядят теперь детским лепетом. Но это не означает, что перед нами не стоят вопросы, на которые нужно находить убедительные ответы. В поиске этих ответов наша партия ведёт систематическую аналитическую работу. В частности, исследуются особенности мирового развития в условиях глобализации. Ещё в 2002 году Г.А. Зюганов опубликовал свою книгу «Глобализация и судьба человечества». В дальнейшем она была переведена на целый ряд иностранных языков.
Растёт потребность компартий и в том, чтобы «сверять часы», проводя исследовательскую деятельность. Вспомним ещё раз «круглый стол», проведённый нами в декабре 2012 года, при подготовке к XV съезду КПРФ. В межпартийном обмене мнениями тогда приняли участие представители компартий Бразилии, Вьетнама, Греции, Индии, Китая, Кубы, Ливана, Португалии, Украины, Чехии и Моравии. Обстоятельно, без спешки были обсуждены актуальные проблемы. Имелась возможность сосредоточиться на дискуссионных моментах. Эту практику КПРФ намерена развивать. И мы надеемся, что наши китайские товарищи продолжат участвовать в таких дискуссиях.
— Вы назвали очень интересный вопрос из программы прошедших конференций: научный социализм и социализм с китайской спецификой. Как объясняли теоретики эту связь?
— Самое важное, на мой взгляд, состоит в том, что у китайцев в оценках уровня развитости социализма в их стране нет признаков забегания вперёд. Надо признать, что мы в советское время порой страдали таким недостатком.
Социализм с китайской спецификой — это социализм, который строится в условиях, когда необходимые материальные предпосылки общества справедливости ещё только предстоит создать. Такова важная особенность опыта КНР.
— В стремлении не забегать вперёд китайские товарищи, безусловно, молодцы. В 1992 году, выступая на XIV съезде Коммунистической партии Китая с отчётным докладом, генеральный секретарь ЦК Цзян Цзэминь указал, что стране на начальную стадию построения социализма потребуется примерно столетие. В коммюнике о III пленуме ЦК КПК вновь особо подчёркнута необходимость «учитывать, что Китай будет долгое время находиться на начальной стадии построения социализма».
— Китайцы продолжают относить себя к числу развивающихся государств. Партия по-прежнему считает актуальной задачей ликвидацию бедности в стране. По размеру ВВП на душу населения КНР всё ещё находится, по мнению её руководителей, «на относительно низком уровне». XVIII съезд КПК, состоявшийся год назад, поставил задачу построить «среднезажиточное общество» к 100-летию Коммунистической партии, то есть к 2021 году. Сегодня в КНР много делается для преодоления разрыва в уровне экономического развития разных регионов страны, для ликвидации отставания национальных окраин, для подъёма села.
Таким образом, используя термин «социализм с китайской спецификой», многие китайские обществоведы подчёркивают, что речь идёт о строительстве социализма в обществе с изначально недостаточными для этого предпосылками. Китайская революция свершилась в стране, в которой капитализм свою работу ещё не выполнил и не исчерпал возможностей для развития.
— Когда мне доводилось встречаться с китайскими товарищами, бросалось в глаза их стремление объяснить суть китайской специфики строительства социализма. Но в тени оставалось выяснение социалистической сущности происходящих процессов. Прояснялись ли на научных конференциях в Китае те коренные признаки социализма, которые становятся сущностью современного китайского общества?
— В докладах и выступлениях китайских исследователей постоянно подчёркивалось, что забота о благосостоянии народных масс напрямую связана с социалистической природой власти в КНР. Отражением этого стала и установка XVIII съезда КПК обеспечить достижение страной среднего уровня зажиточности.
В качестве важного признака социализма учёные отмечали и ведущую роль Коммунистической партии. В докладах на конференции, как и в последних документах КПК, подчёркивается, что для китайского общества крайне важно отстаивать руководящую роль партии, претворять в жизнь её основную линию. Причём отказ от старого пути, с элементами замкнутости и косности, никоим образом не означает смены своего знамени.
Участники только что состоявшегося пленума ЦК КПК отметили, что для всестороннего углубления реформ необходимо усилить и улучшить руководство со стороны партии, в полной мере выявить её руководящую роль в контроле и координировании действий разных общественных сил. Для повышения управленческих способностей партии будет создана Центральная руководящая группа по всестороннему углублению реформ. Её задача — отвечать за общую структуру реформ, стимулировать, координировать и контролировать их ход. Парткомы всех уровней нацеливаются на то, чтобы на практике взять на себя ответственность за руководство процессом реформирования. На пленуме особо подчёркивалось, что вся партия должна добиться единства идей и действий по исполнению установок ЦК КПК.
— Повышение уровня зажиточности не противоречит и обществу потребления. Поэтому едва ли решение этой задачи характеризует сущность социализма. Вероятно, продуктивнее искать ответ на этот вопрос в характере производственных отношений.
С точки зрения научного социализма Китай — это общество переходного периода от капитализма к социализму. В таком обществе естественны экономическая многоукладность и, следовательно, рыночные отношения. Вот и в коммюнике о III пленуме ЦК КПК отмечается, что «основная экономическая система с доминирующим положением общественной собственности, обеспечивающая совместное развитие разных форм собственности, является важной опорой социалистического строя с китайской спецификой и фундаментом системы социалистической рыночной экономики. И общественный, и негосударственный сектор является важной составной частью социалистической рыночной экономики и важной основой социально-экономического развития страны. Необходимо непрерывно усиливать жизнеспособность, господствующую силу и влияние госсектора и непоколебимо поощрять и поддерживать развитие негосударственного сектора».
Но степень социалистических достижений в соответствии с марксистско-ленинской теорией определяется возрастанием роли социалистического уклада в обществе. Только растёт ли он? Понятно, что в обществе, находящемся на ранней стадии строительства социализма, такие противоречия носят объективный характер. Обсуждались ли на конференциях вопросы места и роли буржуазии в современном китайском обществе?
— Китайские товарищи всё смелее обращают внимание на то, что в стране растёт социальная поляризация. И, между прочим, связанная с нею тема борьбы с коррупцией широко обсуждается в партии и в обществе. Обратил на себя внимание и такой тезис, озвученный одним из китайских учёных: «В период Мао Цзэдуна мы решали проблему социальной справедливости, и нередко это делалось в ущерб экономической эффективности. В последний период своей истории мы решали проблему экономической эффективности, но одновременно актуальнее стал вопрос социальной справедливости. Наступает время, когда крайне важно найти необходимый баланс между общественной справедливостью и эффективным экономическим развитием».
Самое главное состоит в том, что Коммунистическая партия Китая уделяет большое внимание разрешению социальных противоречий, присущих ранней стадии строительства социализма. Я тоже сошлюсь на положение из коммюнике о III пленуме ЦК КПК XVIII созыва: «На пленуме было отмечено, что дуальная структура между городом и селом является главным препятствием, сдерживающим их интеграцию. Необходимо усовершенствовать институты и механизмы, сформировать рабоче-крестьянские отношения нового типа между городом и селом, позволяющие широким слоям крестьян равноправно участвовать в процессе модернизации и совместно пользоваться её плодами».
— После XVIII съезда КПК делегация наших партийных журналистов встречалась в Пекине с официальными китайскими товарищами. Там довелось услышать о том, что предстоит работа по китаизации марксизма-ленинизма. Затем этот тезис прозвучал в выступлении сотрудника международного отдела ЦК КПК на «круглом столе» в Москве. Были ли на конференциях выступления на эту тему?
— Основной акцент в выступлениях китайских учёных был сделан на «научной концепции развития». После XVIII съезда КПК этот термин используется всё активнее. Научная концепция развития рассматривается как результат соединения марксизма-ленинизма с реалиями Китая и особенностями современной эпохи. В её основу положена необходимость рассматривать человека как главную социальную ценность. При этом подчёркивалось, что всестороннее, гармоническое и устойчивое развитие личности способствует комплексному развитию экономики и общества. Докладчики отмечали её важность для решения таких проблем, как несбалансированность, несогласованность и неустойчивость в конкретных сферах развития страны.
На III пленуме ЦК КПК поставлена задача к 2020 году сформировать совершенную, научно проработанную и эффективную институциональную систему: «Для развития социалистической политической демократии надо обеспечить коренное право народа быть хозяином своей страны, отстаивать и совершенствовать институт собрания народных представителей». В то же время подчёркивается, что ключевой вопрос заключается в надлежащем соотношении между административным регулированием и рынком. Китайское руководство убеждено, что роль рынка должна стать решающей в размещении ресурсов, но одновременно государственное управление должно функционировать более эффективно.
Совершенствование государственных институтов, как указал пленум, обеспечит научный макроконтроль и эффективное правительственное управление, поможет выявить преимущества социалистической рыночной экономики. Поставлена задача на практике трансформировать правительственные функции, обновить формы административного управления, создать правительство правового и обслуживающего типа.
— Получается, что новые понятия, которые были введены решениями XVIII партсъезда китайских коммунистов, оказались работающими. Теперь появился ещё один термин — «китайская мечта». Это что — аналог «американской мечты»?
— Выступая недавно на Всекитайском собрании народных представителей, генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин изложил концепцию «китайской мечты». Это достижение великого возрождения китайской нации, могущества государства и счастья народа. Судя по выступлениям китайских учёных, концепция привлекла внимание всего мира, так как стала ключом для понимания направления развития Китая. Учёные отмечали, что «китайская мечта» предполагает конкретные достижимые цели». Партией определён важный ориентир: к 100-летию Китайской Народной Республики превратить страну «в богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное, гармоничное и современное социалистическое государство». По мнению китайских товарищей, составлен своеобразный график работ, выполнение которого позволит Китаю стать более мощным, а народу — более счастливым. Таким должно стать воплощение «китайской мечты».
— Что и говорить, мечта привлекательная. Однако не станут ли силы капитализма в современном мире использовать слова о «могуществе государства» для обвинений в стремлении к гегемонизму и для борьбы против КНР? Особенно если кризис капиталистической экономики будет углубляться и империалистам потребуется «образ врага». Эту сторону проблемы китайские учёные исследуют?
— И учёные, и политики. Они утверждают, что «китайская мечта» принесёт пользу народам других стран. Интеграция КНР в мир, не без оснований заявляют они, создаёт всё больше шансов для развития Китая, а развитие Китая обеспечивает новые возможности для всего мира. Этот тезис они подтверждают цифрами. В последнее десятилетие, несмотря на то, что мир вошёл в экономический кризис, Китай ежегодно импортирует товары стоимостью до 750 миллиардов долларов. Благодаря этому в экспортирующих странах создаётся более 14 миллионов рабочих мест.
Одновременно товарищи из КПК заявляют, что «китайская мечта» может быть достигнута только при помощи всего человечества. Поэтому Китай готов со всеми странами укреплять контакты, наращивать взаимовыгодное сотрудничество и учиться друг у друга. Уже сегодня, считают учёные КНР, динамичное развитие Китая способствует и развитию сопредельных с ним государств.
— В коммюнике о III пленуме ЦК КПК я обнаружил ещё одно необычное понятие — экоцивилизация. В частности, на пленуме отмечалось, что «для строительства экоцивилизации необходимо… стремиться к охране экологической среды». Вероятно, и об этом шёл разговор на научных конференциях в Пекине и Чжучжоу?
— Тема экологии очень популярна в современном Китае. И в Чжучжоу, кстати, нас знакомили с конкретными наработками городских властей в решении экологических проблем.
Китайские исследователи постоянно подчёркивают стремление к «устойчивому и здоровому развитию» страны. Они отмечают: чтобы народ построил «прекрасный Китай», необходимо утверждать понятия «экологическая культура» и «уважение к природе». Ставится задача формировать у населения развитое экологическое сознание. Подчёркивается, что Китай раньше всех развивающихся стран разработал и осуществил «Государственную программу по адаптации к изменениям климата». Среди задач по достижению народом благополучной жизни предусматривается не только увеличение доходов населения, но и стремление к тому, чтобы все дышали чистым воздухом, пили безопасную воду и ели безопасные продукты питания. Всё это вместе китайцы называют экоцивилизацией.
Что же касается общего вывода из нашей поездки, то современное обществоведение не может недооценивать китайский опыт. Этот опыт весьма разнообразен. Он связан с большими успехами и закономерно наполнен диалектическими противоречиями. Только через их осмысление можно правильно понять международное значение процессов, происходящих в КНР.
Источник: