В Думе «слаживания» нет

Сейчас, когда многие наши сограждане вынуждены надеть военную форму и взять в руки оружие для защиты Русского мира, вопросы соблюдения социальных гарантий и прав самих военнослужащих приобрели особую остроту.

15 декабря Госдума приняла в окончательном чтении законопроект о восстановлении выплаты пенсии военнослужащим. Если по каким-либо причинам выплата пенсии была приостановлена, а право на неё человек не утратил, то в последующем перерасчёт должен быть произведён за весь пропущенный период. Ныне действующий закон о пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, и их семей допускал выплату неполученной военным пенсионером пенсии лишь за три года, предшествующих его обращению. В апреле Конституционный суд признал это положение, закреплённое в статье 58 этого закона, несоответствующим Конституции. После чего правительство вынуждено было заняться исправлением ошибки. Госдума единодушно поддержала поправку правительства. Однако фракция КПРФ настаивала на устранении и другой несправедливости в отношении военных пенсионеров.

Алексей Куринный внёс поправку, которая сохраняет пенсию тем военным, кто ранее получал её, но после призыва по мобилизации или поступления на службу для участия в боевых действиях утратил право на её получение. Комитет по обороне поправку отклонил, заметив, что «работает над этой проблемой и в ближайшее время что-то получится». Видимо, пройдут месяцы, пока законодатели найдут нужную формулировку для того, чтобы восстановить справедливость. За этой казуистикой кроется элементарное желание сэкономить на гражданах. Иной причины отклонения поправки коммунистов просто нет.

Кому должна быть предоставлена отсрочка от мобилизации? — утихшая было тема вновь вызвала горячее обсуждение среди депутатов при рассмотрении законопроекта о расширении категорий граждан, которые могут добровольно войти в мобилизационный резерв и получать за это деньги. В поле зрения авторов законопроекта во главе с председателем комитета по обороне «единороссом» А. Картаполовым оказались те, у кого трое и более детей. По данным министерства обороны, среди многодетных отцов желающих стать резервистами насчитывается порядка 1 тысячи человек.

Мобилизационный резерв необходим для того, чтобы готовить кадры для нужд министерства обороны и других силовых структур, пояснил один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя комитета по обороне «единоросс» Л. Красов. Ежемесячная денежная выплата резервистам, без учёта военных сборов, составляет: офицерам — до 5 тысяч рублей, солдатам и сержантам — до 2 тысяч рублей. За трое суток пребывания на тренировочных занятиях офицеры получают — до 10 тысяч рублей, солдаты и сержанты — до 5 тысяч рублей. За 30 суток военных сборов офицерам выплачивается в зависимости от районного коэффициента от 30 до 75 тысяч рублей, а солдатам и сержантам — до 25 тысяч рублей. За подписание нового контракта офицерам полагается выплата в 34 тысячи — 66 тысяч рублей, в зависимости от срока заключения контракта, а солдатам и сержантам — от 18 тысяч до 36 тысяч рублей.

Став резервистом, человек уже не сможет воспользоваться никакими отсрочками от мобилизации. Что касается многодетных родителей, право на отсрочку для них в разных документах решается по-разному. По закону о мобилизационной подготовке и мобилизации таким правом обладают только родители четверых и более детей до 16 лет, а согласно директиве Генерального штаба, достаточно иметь на иждивении троих детей.

«Давайте же норму закона приведём в соответствие с рекомендациями Генштаба», — предложили коммунисты. В комитете по обороне лежат 14 законопроектов по этой проблеме, но ни одному комитет не даёт ходу. К тому же детьми по российскому законодательству считаются граждане до 18 лет, а закон о мобилизации берёт в расчёт лишь детей до 16 лет. Нелогично. Коммунисты вносили поправку, устраняющую эту путаницу, предлагая и в законе о мобилизации написать: «…до 18 лет». Правительство поддержало. Другие малые фракции тоже внесли свои законопроекты по этой проблеме. Но фракция «Единой России» эту поправку блокирует. «Ну нельзя же так, у нас же не однопартийный парламент… Есть такое понятие, как боевое слаживание, а в Думе, к сожалению, слаживания нет», — с упрёком заметила председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина.

Законопроект, открывающий приватизационные «шлюзы» на объектах речных портов, также не стал примером политического слаживания. С 2012 года «Единая Россия» пытается отдать речной транспорт в частные руки. Сначала были внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта, позволяющие приватизировать объекты имущества речных портов. Потом, в 2016-м, была сделана поправка о возможности отчуждения из федеральной собственности объектов инфраструктуры речного порта. Но большими деньгами тут не пахло, и капиталисты не спешили делить портовое имущество. Теперь правительство пытается спустить всё за бесценок, лишь бы реанимировать разрушенный речной транспорт. При том, что 80% населения живёт вблизи водных путей и там выпускается 90% ВВП, на долю внутреннего водного транспорта приходится примерно лишь 1—2% общего объёма грузовых перевозок в стране. На реках России функционируют 127 портов. 60% из них находится в государственной собственности. Государству пока ещё принадлежит и большая часть портовых гидротехнических сооружений. Но это пока.

Законопроект устанавливает для объектов речных портов, включённых в программу приватизации, сокращённую процедуру торгов, позволяя продавать их за символическую стоимость при условии, что новый собственник приведёт их в рабочее состояние в течение двух лет. Если инвестор не справится с этой задачей, Росморречфлот вернёт проданный объект в казну. Со своей стороны, государство обещает выделять деньги на поддержание судоходства, содержание гидротехнических сооружений и развитие флота.

«Предлагаемая схема приватизации объектов речных портов является продолжением коррупционных схем по отчуждению государственного имущества в пользу заинтересованных сторон», — полагает Вячеслав Мархаев. Здесь мы имеем один вариант из двух: либо неэффективное управление со стороны региональных начальников, либо сговор и мошеннические действия с целью отчуждения госсобственности. Сначала объекты речного порта признаются невостребованными или находящимися в неудовлетворительном состоянии, потом они отдаются частнику за бесценок, а после этого снова оказываются востребованными и готовыми для дальнейшей эксплуатации. Если уж порт признан невостребованным, то его нужно закрыть, зачистить инфраструктуру в рамках программы рекультивации и больше никогда не поднимать вопрос о возобновлении его работы, считает депутат. В случае с объектами востребованными, но находящимися в неудовлетворительном состоянии условия привлечения частных инвестиций должны быть иными.

Татьяна ОФИЦЕРОВА,

Газета «Правда» №142 (31345) 20—21 декабря 2022 года