Есть даты, память о которых укрепляет коммунистов, все коммунистическое движение. 5 мая 2018 года мир отмечал 200-летие со дня рождения гениального мыслителя и революционера, одного из величайших людей человечества Карла Маркса. По инициативе ЦК КПРФ в Москве была проведена международная научно-практическая конференция «Капитал» К. Маркса и его влияние на развитие мира». Ее материалы вызвали большой интерес коммунистических и рабочих партий планеты.
22 апреля этого года прогрессивный мир с глубоким уважением вспоминал еще одного гения человечества – Владимира Ильича Ленина. Основатель большевизма и Советской России внес не только неоценимый вклад в развитие теории самого справедливого и гуманного общества. Впервые в истории под его руководством наша страна приступила к воплощению научно выверенных идей в практику. Пандемия COVID-19 вынудила нас отложить ряд событий, приуроченных к 150-лению со дня рождения В.И. Ленина. Но ряд юбилейных мероприятий уже состоялся. В их числе – международная научно-практическая конференция в Ленинграде – Санкт-Петербурге.
28 ноября этого года нам предстоит еще одна особая дата. Исполняется 200 лет со дня рождения Фридриха Энгельса. Ближайший друг и соратник Карла Маркса, ставший вместе с ним основоположником научного коммунизма, он и сегодня не может не восхищать своей верой в освобождение трудящихся и несгибаемой волей добиться победы социализма. Многие идеи Энгельса поражают своей жизненностью.
Масштаб личности
О своем великом предшественнике В.И. Ленин писал: «Для того, чтобы понять, что сделал Фридрих Энгельс для пролетариата, надо ясно усвоить себе значение учения и деятельности Маркса в развитии современного рабочего движения». А поскольку без Маркса о творчестве Энгельса говорить трудно и даже невозможно, то в массовом сознании сложился стереотип об Энгельсе как втором номере при Марксе. Да Энгельс и сам в одном из писем писал: «Беда в том, что с тех пор, как мы потеряли Маркса, я должен его заменять. Всю свою жизнь я делал то, к чему был предназначен, – я играл вторую скрипку, – и думаю, что делал свое дело довольно сносно. Я был рад, что у меня такая первая скрипка, как Маркс».
И все-таки Фридрих Энгельс не был вторым номером. Он не состоял лишь второй скрипкой при Марксе. Это были две равновеликих титанических фигуры. Готовность же отдать пальму первенства Марксу – другу, соратнику, соавтору – лишь подчеркивает масштаб личности Энгельса, его человеческих качеств.
Еще не будучи знакомы, основатели марксизма одновременно пришли к единому выводу о причинах появления пролетариата и его роли в поступательном развитии общества. К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права. Введение» писал о становлении рабочего класса на примере своей родины: «Пролетариат зарождается в Германии в результате начинающего прокладывать себе путь промышленного развития; ибо не стихийно сложившаяся, а искусственно созданная бедность, не механически согнувшаяся под тяжестью общества людская масса, а масса, возникшая из стремительного процесса его разложения, главным образом из разложения среднего сословия, – вот что образует пролетариат». Далее Маркс приходит к ставшему классическим выводу об исторической роли нового класса: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
В это же время – на рубеже 1843–1844 годов – Ф. Энгельс в статье «Положение Англии. Восемнадцатый век» пишет: «Важнейшим результатом восемнадцатого века для Англии было образование пролетариата вследствие промышленной революции. Новая промышленность требовала всегда готовой массы рабочих для бесчисленных новых отраслей труда».
В «Набросках к критике политической экономии» Энгельс указывает на роль конкуренции и кризисов, которые стимулируют рост пролетарских рядов и неизбежно ведут к революции: «До тех пор, пока вы продолжаете производство нынешним несознательным, бессмысленным, предоставленным господству случая способом, до тех пор останутся и торговые кризисы; и каждый последующий кризис должен быть универсальнее, следовательно – тяжелее предыдущего, должен разорять большее число мелких капиталистов и увеличивать в возрастающей прогрессии численность класса, живущего только трудом; должен, следовательно, увеличивать массу людей, нуждающихся в получении работы… и, наконец, все это должно вызвать такую социальную революцию, какая и не снится школьной мудрости экономистов».
Пролетариат для Энгельса был не теоретической абстракцией. С ним он познакомился в центре английской промышленности Манчестере, где он работал в торговом доме, одним из пайщиков которого был его отец. Параллельно он изучил огромный массив документов и материалов. Научным и политическим плодом этой работы стала вышедшая в 1845 году обстоятельная книга «Положение рабочего класса в Англии». В ней он, как отмечал Ленин, впервые доказал, что пролетариат – это класс не только страдающий, но и борющийся.
Таким образом, Ф. Энгельс не вслед за К. Марксом, а одновременно с ним пришел к выводу о ведущей роли пролетариата в преодолении капитализма. Того самого капитализма, для которого неизбежны: социальная несправедливость, угнетение труда капиталом, эксплуатация человека человеком. Практически одновременно и независимо друг от друга, в процессе познания законов общественного развития оба исследователя установили, что на смену капитализму придет социализм.
Энгельс был не только теоретиком революционного преобразования общества частной собственности в общество социальной справедливости и общественной собственности. Он принимал участие в Эльберфельдском вооруженном восстании 1849 года. В его основных сражениях и мелких стычках он проявил себя бесстрашным и умелым бойцом.
Впрочем, быть смелым ему пришлось не только на поле брани. Не меньшая отвага требовалась в борьбе с национализмом и шовинизмом. Их опасность в пролетарской борьбе с капиталом Энгельс установил еще до революционных баррикад 1948 года – до этой первой гражданской войны пролетариата с буржуазией. В 1845 году он писал: «Пролетарии всех наций без шума и громких фраз начинают действительно брататься под знаменем коммунистической демократии… Пролетарии во всех странах имеют одни и те же интересы, одного и того же врага, им предстоит одна и та же борьба; пролетарии в массе своей свободны от национальных предрассудков, и все их духовное развитие и движение по существу гуманистично и антинационалистично».
Ко времени постоянного сотрудничества с Карлом Марксом Фридрих Энгельс уже был вполне сложившимся материалистом-диалектиком. Этот метод познания действительности он стремился применить как к обществу, так и к природе. Есть все основания утверждать, что сотрудничество двух титанов началось на том этапе теоретического и политического развития Энгельса, когда он был уже готов к революционному перевороту в осмыслении общества, природы и мышления на фундаменте диалектического материализма. Он был готов и к разработке теории научного коммунизма, и к практической деятельности, нацеленной на сплочение рабочего класса, на овладение им методами борьбы с эксплуататорами за революционное преобразование общества.
Тот факт, что созданное двумя теоретиками учение получило имя Маркса, вовсе не означает, что роль Фридриха Энгельса была второстепенной. Такому ходу событий способствовал ряд факторов. Не в последнюю очередь это сложившееся между теоретиками разделение труда. Ведь их главной бомбой, заложенной под фундамент капитализма, был все-таки «Капитал». А на титульном листе этого великого произведения значится фамилия К. Маркса.
Стоит привести один примечательный фрагмент из ленинского очерка «Фридрих Энгельс». Владимир Ильич писал: «Маркс умер, не успев окончательно обработать свой огромный труд о капитале. Вчерне, однако, он был уже готов, и вот Энгельс после смерти друга принялся за тяжелый труд обработки и издания II и III томов «Капитала». В 1885 г. он издал II, в 1894 г. III том (IV том он не успел обработать). Работы над этими двумя томами потребовалось очень много. Австрийский социал-демократ Адлер верно заметил, что изданием II и III томов «Капитала» Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя. Действительно, эти два тома «Капитала» – труд двоих: Маркса и Энгельса… Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».
Ради дела освобождения человечества
Постоянное развитие, напряженное внимание ко всему новому, готовность расширять свой кругозор, признавать неизбежные ошибки и идти вперед – эти черты гениальных, внутренне богатых личностей были характерны для Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Но основные принципы мировоззрения каждый из них выработал еще в ранней молодости.
Маркс нашел свой символ в Прометее, пожертвовавшим собой ради любви к людям. В диссертации, защищенной в 1841 году, он назвал этого героя древнегреческой мифологии «самым благородным святым и мучеником в философском календаре».
Схожий поступок задолго до знакомства с Марксом совершил Энгельс. Его собственный «символ веры», изложенный в работе «Шеллинг и откровение», имел в своей основе торжество идеи свободы. «И эта вера во всемогущество идеи, в победу вечной истины, эта твердая уверенность, что она никогда не поколеблется, никогда не сойдет со своей дороги, хотя бы весь мир обратился против нее, – вот истинная религия каждого подлинного философа, вот основа подлинной позитивной философии, философии всемирной истории», – писал двадцатидвухлетний автор.
К сказанному Энгельс образно добавлял: «Пусть не будет для нас любви, выгоды, богатства, которые мы с радостью не принесли бы в жертву идее, – она воздаст нам сторицей! Будем бороться и проливать свою кровь, будем бестрепетно смотреть врагу в его гневные глаза и сражаться до последнего издыхания! Разве вы не видите, как знамена наши развеваются на вершинах гор? Как сверкают мечи наших товарищей, как колышутся перья на их шлемах? Со всех сторон надвигается их рать, они спешат к нам из долин, они спускаются с гор с песнями при звуках рогов. День великого решения, день битвы народов приближается, и победа будет за нами!»
Это страстное желание бороться за освобождение человечества сопровождало Энгельса всю жизнь. Оно двигало им в юности, когда он только нащупывал свой путь. Оно сблизило Энгельса с Карлом Марксом, который стал его ближайшим другом и соратником. Оно придавало ему бесстрашия в сражениях революции 1848 года. Оно позволило Энгельсу написать тысячи страниц, изменивших мир и не потерявших своего значения вплоть до сегодняшнего дня.
Социальная среда, в которой 28 ноября 1820 года родился Фридрих Энгельс, казалось, меньше всего благоприятствовала появлению революционера и мыслителя-коммуниста. Его отцом был преданный прусской монархии богатый текстильный фабрикант. Но наблюдательный Энгельс рано разглядел противоречия окружающей жизни.
Способность подняться над классовой ограниченностью – это то, что Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов в своей недавней статье «Три подвига Энгельса» назвал его первым подвигом. Лидер российских коммунистов пишет: «Первый среди важнейших нравственных и гражданских подвигов Энгельса – то, что он, от рождения имевший все возможности преуспевать в мире капиталистической эксплуатации и строить за ее счет свое личное благополучие, переступил через интересы и стереотипы своего класса, перерос их интеллектуально и духовно, предпочел им высшие гуманистические ценности – справедливость, равенство, солидарность, практическая реализуемость которых в государстве социализма получила в трудах Маркса и Энгельса программное обоснование».
Жадно впитывая в себя впечатления, юный Фридрих увлеченно изучал естественные науки, историю, литературу, иностранные языки, пробовал себя в поэзии и живописи, любил физические упражнения. Этой разносторонности не смогла помешать даже воля строгого отца, который, не дав сыну окончить гимназию, отправил его в Бремен для службы в торговой фирме. Вместо изучения премудростей коммерции Энгельс увлекается философией, начинает задумываться над политическими вопросами.
Именно в Бремене молодой революционер примыкает к литературной группе «Молодая Германия», основанной Генрихом Гейне и Людвигом Берне. Среди ее идей были требования равенства, свободы и республиканского правления. Энгельс начинает сотрудничать в журнале «Молодой Германии» и публикует первое публицистическое произведение – «Письма из Вупперталя».
Уже в раннем литературном опыте хорошо виден будущий Энгельс – отважный борец и глубокий исследователь. Он страстно обличал сословный строй, монархию, религиозные предрассудки, с гневом обрушивался на тяжелое положение фабричных рабочих: «Работа в низких помещениях, где люди вдыхают больше угольного чада и пыли, чем кислорода, и в большинстве случаев начиная уже с шестилетнего возраста, – прямо предназначена для того, чтобы лишить их всякой силы и жизнерадостности».
Знакомство с философией Гегеля позволило молодому Энгельсу систематизировать свои стихийные революционные настроения. В диалектике он находит путь от отвлеченного мышления к действию, политической борьбе. «От государя я жду чего-либо хорошего только тогда, когда у него гудит в голове от пощечин, которые он получил от народа, и когда стекла в его дворце выбиты революцией», – писал он друзьям.
Важным этапом в эволюции взглядов Энгельса стала жизнь в Берлине, куда он приехал в 1841 году для отбытия воинской повинности. В свободное время Фридрих посещает лекции в Берлинском университете, сближается с младогегельянцами, которые использовали идеи Гегеля для обоснования радикальной политической программы. Большой резонанс имели статьи и памфлеты Энгельса с критикой взглядов Фридриха Шеллинга с революционно-демократических позиций. Этому способствовало увлечение материалистическим учением Людвига Фейербаха.
В следующем году состоялась первая встреча Энгельса с Карлом Марксом. Тот работал главным редактором «Рейнской газеты», а Энгельс стал печатать в ней свои статьи. Правда, полноценное складывание беспримерного дружеского и творческого союза произошло несколько позже.
Пока же по настоянию отца Энгельс едет в Англию. Но и здесь коммерческие обязанности занимают его меньше, чем научная и общественная деятельность. Познакомившись с жизнью английских рабочих, сблизившись с руководителями чартистов, Энгельс окончательно приходит к материализму и становится социалистом. Начало систематического изучения им политэкономии отмечено работой «Наброски к критике политической экономии». «Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс… Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса», – писал В.И. Ленин.
Статья Энгельса была с восторгом встречена Марксом. Вскоре начинается их тесное сотрудничество. Будучи едины в теоретических воззрениях, они пишут в 1845 году первую совместную работу «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Б. Бауэра и компании».
Собранный за границей материал лег в основу книги Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». На фактах он показал, что причиной лишений рабочих является не жестокость отдельных буржуа, а капиталистический способ производства. Выход из этих кругов Дантова ада был один: слияние рабочего движения с социализмом и ниспровержение буржуазии.
Начинается глубокая проработка Марксом и Энгельсом идей исторического материализма. Они изложили их в совместном труде «Немецкая идеология», обосновывая всемирно-историческую роль пролетариата и неизбежность установления коммунистического строя.
Сила класса
В.И. Ленин писал, что на каждом этапе развития общества условия требуют, чтобы на первое место выходила та или иная сторона марксистской теории. Так, во время Первой русской революции первостепенное внимание уделялось тактике классовой борьбы. После поражения революции наступили годы реакции. В обществе, не исключая ряды социал-демократов, начался идейный разброд, и на первый план вышли вопросы защиты диалектико-материалистической философии от попыток подменить ее идеализмом в форме позитивизма, богоискательства и богостроительства. А, например, в период между Февралем и Октябрем 1917 года и особенно после окончания Гражданской войны в центре внимания большевиков неизбежно оказались проблемы политической экономии.
В современных реалиях приоритет для коммунистов – субъективные факторы общественно-исторического процесса. Еще до сотрудничества с Марксом молодой Энгельс убедительно доказывал, что главным субъектом исторического прогресса в пору победившего капитализма становится рабочий класс. Вопросы классовой борьбы стали ключевыми в «Манифесте Коммунистической партии», который явился плодом содружества К. Маркса и Ф. Энгельса. Уже две первые главы этого исторического документа назывались: «Буржуа и пролетарии», «Пролетарии и коммунисты». Во всех последующих работах все социально-экономические и общественно-политические явления рассматриваются с позиций рабочего класса.
Начиная с «Набросков критики политической экономии» и «Положения рабочего класса в Англии», Энгельс в большинстве работ исследовал сущность пролетариата, его основные качества, источники его формирования. Он изучал механизмы эксплуатации рабочей силы, обосновывал неизбежность классовой борьбы пролетариата против буржуазии, высшей точкой которой становится социалистическая революция. Теоретический анализ Энгельса постоянно перемежался с практикой убежденного революционера, которая включала и выступления на занятиях рабочих, и участие в вооруженной борьбе с капиталом.
Первым этапом подготовки «Манифеста Коммунистической партии» стал катехизис «Проект коммунистического символа веры». Уже в этом документе Энгельс дает определение пролетариата, сохранившее свою актуальность до наших дней, несмотря на то, что в XXI веке в состав пролетариата, наряду с рабочим классом, входит многомиллионная армия наемных работников умственного труда. На вопрос: «Что такое пролетариат?» – Ф. Энгельс давал ответ: «Пролетариат – это тот класс общества, который живет исключительно за счет своего труда, а не за счет прибыли с какого-нибудь капитала; тот класс, счастье и горе, жизнь и смерть которого зависят поэтому от смены хорошего или плохого состояния дел, одним словом –от колебаний конкуренции».
В этой же работе обращает на себя внимание вопрос: «Если вы намерены подготовить общность путем просвещения и объединения пролетариата, то вы, следовательно, отвергаете революцию?» Энгельс отвечает так: «Мы убеждены в том, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Мы знаем также, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции везде и всегда являются необходимым следствием обстоятельств, которые вовсе не зависят от воли и руководства отдельных партий, равно как и целых классов. Но вместе с тем мы видим, что развитие пролетариата почти во всех странах мира насильственно подавляется и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на революцию, то мы будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом».
Если мы обратимся к Программе КПРФ, то в качестве приоритета и в ней провозглашается курс на мирное взятие власти. Наше стремление к мирному переходу от капитализма к социализму вполне естественно. Однако оно не означает, что мы откажемся от поддержки пролетариата, если правящий класс доведет его до революции. Вот почему Программа партии утверждает: «КПРФ выступает за мирный переход к социализму. Вместе с тем, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, власть обязана заботиться о нуждах народа, чтобы он “не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения”. Сложившийся в стране режим, проводя антинародную политику, сам роет себе могилу».
Спустя много лет после появления «Манифеста» Энгельсу довелось отреагировать на острое противостояние марксистов и сторонников Бакунина. После поражения Парижской коммуны на конгрессе Международного товарищества рабочих последние пропагандировали «абсолютное воздержание от всякой политической деятельности, в особенности от выборов». В корреспонденции «О Гаагском конгрессе Интернационала», описывая ход событий, Энгельс непреклонно утверждал, что Интернационал должен следовать своему Уставу, в котором записано, что «в своей борьбе против объединенной власти имущих классов рабочий класс может действовать как класс, только организовавшись в особую политическую партию, противостоящую всем старым партиям, созданным имущими классами. Эта организация рабочего класса в политическую партию необходима для того, чтобы обеспечить победу социальной революции».
Теория и практика борьбы
Деятельность Маркса и Энгельса не ограничивалась разработкой теории. Доказав важность революционной партии пролетариата для освобождения от оков капитала, они приступили к ее созданию. В 1846 году был организован Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет, ставший ядром международного союза.
Следующим шагом стало вступление Маркса и Энгельса в Союз справедливых – тайную революционную организацию с центром в Лондоне. Под их влиянием она была переименована в Союз коммунистов, с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». По поручению Союза Маркс и Энгельс пишут в феврале 1848 года его программу – «Манифест Коммунистической партии».
В емкой и яркой форме «Манифест» излагал основные идеи научного коммунизма, провозглашал конечные цели борьбы рабочего класса. «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир», – этим словам предстояло отозваться в сердцах миллионов трудящихся по всему миру.
Выход в свет «Манифеста» совпал с началом революционной волны в Европе. Маркс и Энгельс деятельно включаются в события на своей родине. Они выступают как против реакционного правительства, так и против авантюристических призывов к неподготовленному восстанию. В «Требованиях Коммунистической партии в Германии» ими сформулирована цель революции – единая демократическая республика с созданием наиболее благоприятных условий для дальнейшей борьбы пролетариата.
По решению Союза коммунистов Маркс и Энгельс основывают «Новую Рейнскую газету». Ее задача – сплотить здоровые революционные силы. Перу Энгельса принадлежит большинство передовых статей, посвященных тактике пролетариата, предательству буржуазии и шараханьям мелкобуржуазных слоев. Кроме того, единомышленники активно участвуют в народных выступлениях. Энгельс присоединяется к Эльберфельдскому восстанию, отважно сражается в боях. Это дало ему бесценный опыт, позволив на практике применить познания в военной науке, интерес к которой сохранялся всю жизнь.
Поражение революции не обескуражило Маркса и Энгельса. Они тщательно анализируют события 1848–1849 годов, работают над единством Союза коммунистов, развивают его теоретическую базу. Поселившись в Великобритании, соратники продолжают сотрудничество. Начатую Марксом работу над «Капиталом» сопровождает их активнейшая переписка. Подписав последний лист корректуры первого тома, Маркс написал другу: «Только тебе обязан я тем, что это стало возможным!» Помощь Энгельса не ограничивалась теоретическим содействием. Он оказывает Марксу постоянную материальную помощь, которая буквально спасала семью друга от голодной смерти.
Сам Энгельс в эти годы активно работает над военной теорией. Он изучает национально-освободительную борьбу народов Китая и Индии. Одновременно приступает к исследованию философских проблем естествознания. Его мысли были обобщены в работе «Диалектика природы», над которой Энгельс трудился в течение десяти лет.
Огромное значение для борьбы пролетариата имело создание в 1864 году Международного товарищества рабочих – Первого Интернационала. Энгельс становится одним из его руководителей, разрабатывает вместе с Марксом тактическую платформу объединения.
В должности члена Генерального совета Интернационала Фридрих Энгельс горячо поддержал и защищал Парижскую коммуну. Ее кровавое подавление подчеркнуло необходимость создания революционной рабочей партии и установления диктатуры пролетариата. Благодаря стараниям Энгельса были созданы и укрепились социалистические партии в Германии, Франции, США и других странах.
Одновременно продолжается напряженная работа над теоретическими вопросами. В книге «Анти-Дюринг» Энгельс отстаивает материалистическую диалектику как базу всего коммунистического мировоззрения. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук», – характеризовал эту работу Ленин.
Смерть Карла Маркса в 1883 году Энгельс переживал тяжело. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться», – написал он в эти дни.
Но жизнь продолжалась. Теперь Энгельсу пришлось самому завершать работу над «Капиталом», составляя окончательный текст из набросков и черновиков Маркса. Вместе с тем Энгельс пишет такие важные книги, как «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», вошедшие в «золотой фонд» коммунистической мысли. В этих работах он обогатил марксистское учение об общественно-экономических формациях, обосновал идеи о том, что в основе всех политических и идеологических надстроек лежит экономический базис. В то же время Энгельс предостерегал от примитивного толкования исторического материализма, обращая внимания на обратное воздействие надстройки на базис общества.
Несмотря на уже солидный возраст, Фридрих Энгельс активно помогает европейским социалистам находить верную тактику, выступает против оппортунизма и догматизма – двух ключевых опасностей для коммунистов. При его непосредственном участии в 1889 году на марксистской основе был создан Второй Интернационал.
Объединяться, чтобы сражаться
У наших сегодняшних оппонентов самое распространенное и простое, как оглобля, возражение против научно обоснованных постулатов марксизма выглядит так: «Да когда это все написано! Мы живем не в XIX, а в XXI веке!» Что касается другого века, то это, разумеется, правда. Но столь же истинно и то, что сущность капитализма осталась неизменной.
Работа «Положение рабочего класса в Англии» написана 175 лет назад. Да, многие детали описанной в ней жизни пролетариата изменились так, что нынешний школьник может в них не поверить. Но ситуация с коренными характеристиками капиталистической эксплуатации принципиально не стала другой. Как писал Энгельс: «Буржуазия имеет со всеми другими нациями Земли больше родственного, чем с рабочими, живущими у нее под боком. Рабочие говорят на другом диалекте, имеют другие идеи и представления, другие нравы и нравственные принципы, другую религию и политику, чем буржуазия. Это два совершенно разных народа, которые так же отличаются друг от друга, как если бы они принадлежали к разным расам».
Разве описание Ф. Энгельса не применимо к реалиям России периода реставрации капитализма?! И разве в XXI столетии не сохранились те же противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми?! Конечно, сохранились. И не только противоречия. Сохранился их антагонизм –невозможность разрешить их в рамках капиталистического строя. Непреодолимый раскол общества на буржуазию и пролетариат – вот что составляет сегодня главную угрозу для России.
Фридрих Энгельс, уже будучи зрелым ученым и признанным вождем и учителем международного рабочего движения, писал в 1891 году во «Введении к отдельному изданию работы К. Маркса «Наемный труд и капитал»: «Эти все быстрее вытесняющие друг друга изобретения и открытия, эта изо дня в день возрастающая в неслыханных до сих пор размерах производительность человеческого труда создает в конечном счете конфликт, от которого должно погибнуть современное капиталистическое хозяйство. На одной стороне – несметные богатства и избыток продуктов, которыми не в силах овладеть покупатели. На другой стороне – громадная масса общества, пролетаризированная, превращенная в наемных рабочих и именно поэтому оказавшаяся не в состоянии присваивать этот избыток продуктов. Раскол общества на немногочисленный непомерно богатый класс и на огромный неимущий класс наемных рабочих приводит к тому, что это общество задыхается в своем собственном изобилии, в то время как огромное большинство его членов едва защищено или совсем не защищено от самой крайней нужды. Такое состояние общества с каждым днем становится все более нелепым и все более ненужным. Оно должно быть устранено, и оно может быть устранено».
С тех пор характер проблемы стал виден еще более выпукло. Вот уже три десятилетия граждане России живут в обществе реставрированного капитализма. Противоестественный характер утвердившихся здесь социально-экономических и общественно-политических отношений чрезвычайно обнажила пандемия коронавируса.
В очередной раз подтвердилось утверждение Энгельса: «Пролетарий, не имеющий ничего, кроме своих рук, проедающий сегодня то, что он заработал вчера, зависящий от всевозможных случайностей, лишенный всякой гарантии, что он сможет добывать средства для удовлетворения своих самых насущных потребностей, – ибо всякий кризис, всякий каприз хозяина может лишить его куска хлеба, – этот пролетарий поставлен в самое возмутительное, самое нечеловеческое положение, которое только можно себе представить. Существование раба, по крайней мере, обеспечено личной выгодой его владельца».
За две сотни лет своего господства капитализм не изменил своей сущности. Вот данные, обнародованные социологами Левада-центра. Капитал, несмотря на обещанные ему властями гарантии и льготы при сохранении 90% рабочих кадров, уже к середине мая 2020 года сократил 26% рабочей силы. Уже вскоре после начала пандемии коронавируса 32% работников указывали на то, что им урезали зарплату. А ведь и прежняя оплата труда была равна, как справедливо писал еще Энгельс, «той сумме жизненных средств, – или той их денежной цене, – которая в среднем необходима для того, чтобы сделать его трудоспособным». Совсем не случайно, отвечая социологам в начале эпидемии о том, на какое время у россиян хватит их денежных запасов, 65% наемных работников ответили, что не более чем на один месяц.
Становится все очевиднее, что источник бед большинства граждан заложен не в коронавирусе, а в капитализме. По данным журнала «Форбс», за время пандемии в России на две персоны увеличилось число долларовых миллиардеров. Совокупное состояние 101 российского миллиардера увеличилось на 62 миллиарда долларов. На этом фоне запредельным цинизмом предстает решение правительства России повысить минимальное пособие по безработице аж до… 4,5 тысячи рублей! Это 150 рублей в день. Прокормить кошку, возможно, хватит…
Таким образом, определение Энгельса о нечеловеческом положении рабочего люда точно применимо и к сегодняшнему дню. Он же обратил внимание еще на одну нечеловеческую сторону существования пролетария в условиях капиталистического кризиса: рост безработицы ведет к конкуренции внутри пролетариата. «Эта конкуренция рабочих между собой, – писал он, – является для них наихудшей стороной современных отношений; это самое сильное оружие буржуазии против пролетариата. Отсюда стремление рабочих уничтожить эту конкуренцию при помощи союзов, отсюда яростные нападки буржуазии на эти союзы и ее торжество при каждом нанесенном им ударе».
Именно в этой связи на последнем – октябрьском 2020 года – пленуме ЦК КПРФ наша партия еще раз подчеркнула важность становления в России влиятельного левого профсоюзного движения. Оно призвано сыграть важнейшую роль в формировании Левопатриотического Народного фронта в России.
Выход из пандемии COVID-19 придает проблеме конкуренции среди наемных работников физического и умственного труда крайне актуальный характер. Уже в апреле этого года, согласно данным Национального агентства развития квалификаций, количество опубликованных вакансий сократилось на 48%. Число соискателей рабочих мест выросло почти на 30%. Ближайшие перспективы на рынке труда весьма мрачные. Когда пандемия официально прекратится и частный бизнес получит обещанные государством дотации за сохранение кадров, может наступить пик увольнений.
Анализируя настроения в пролетарской среде, Энгельс отмечал, что рабочий чаще всего осознает дилемму, перед которой он оказывается в кризисный период: «Либо он стремится удержаться на поверхности этого водоворота, спасти свое человеческое достоинство, – а это он может сделать, только выражая протест против буржуазии, против того класса, который эксплуатирует его так нещадно и затем бросает на произвол судьбы, хочет удержать его в недостойном человека положении; либо он перестает бороться против положения, в которое поставлен, считая эту борьбу бесплодной».
Создание Международного товарищества рабочих Марксом и Энгельсом, учреждение II Интернационала по инициативе и при активном участии Энгельса убедительно подтвердили необходимость и результативность сплочения пролетариата как класса.
Следуя методологии марксизма-ленинизма, Центральный Комитет КПРФ на IX (октябрьском 2019 года) пленуме постановил: «Обратить внимание на исполнение Постановления VI (октябрьского 2014 года) пленума ЦК партии «О положении рабочего класса в России и задачах КПРФ по усилению влияния в пролетарской среде». Решено предусмотреть возможность рассмотреть на пленумах Центрального Комитета вопросы: о современном состоянии работы партии в пролетарской среде; о парламентаризме и повседневной работе с массами; об усилении влияния в профсоюзах. Комитетам КПРФ и депутатам-коммунистам поручено: «объединяя усилия с профессиональными союзами и трудовыми коллективами, разворачивать борьбу за изменение Трудового кодекса РФ в пользу трудящихся. Настаивать на возвращении в законодательство норм, обеспечивающих реальное право на забастовку».
Тот же пленум ЦК зафиксировал необходимость «формировать рабочую солидарность – нравственную основу пролетарской политической борьбы». Для этого предстоит учить и помогать рабочим защищать их профсоюзных лидеров, добиваться «законодательного запрета на увольнение рабочих активистов без согласия профсоюзного органа.
Пленум поставил задачу: опираясь на труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, серьезно анализировать сегодняшнее состояние российского пролетариата. Для этого Президиуму ЦК КПРФ поручено организовать теоретические дискуссии по следующим проблемам рабочего класса:
Рабочее движение в начале ХХ века и 100 лет спустя;
Рабочий класс и пролетариат XXI века: их структура, роль в обществе потребления и процессах глобализации;
Международное рабочее движение: проблемы и пути их преодоления по Марксу и по Ленину;
Оппортунизм и империализм, их связь и влияние на современный рабочий класс.
Конечно, 200-летие со дня рождения Фридриха Энгельса – важное звено в деле углубленного освоения марксистско-ленинского теоретического наследия. Одновременно это и повод еще раз соизмерить свою деятельность с практическими рекомендациями классиков научного коммунизма. Именно об этом шла речь в выступлении Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова и других участников всероссийского онлайн-собрания партийного актива, прошедшего 24 ноября.
Современный Энгельс
До последнего дня продолжался самоотверженный труд Энгельса, посвятившего себя делу освобождения трудящихся. Его уход из жизни 5 августа 1895 года стал тяжелой утратой для социалистов всего мира. Но новая эпоха уже начиналась.
Капитализм вступил в стадию империализма, которая, по ленинскому определению, «есть канун социальной революции пролетариата». Гениальные идеи Маркса и Энгельса полностью доказали свою правоту. Став высшим достижением научной мысли, они не устарели и сегодня. Их творческое развитие и применение в конкретных условиях является необходимым условием успешной борьбы трудящихся всех стран.
В.И. Ленин указывал: «Для правильной оценки взглядов Маркса безусловно необходимо знакомство с произведениями его ближайшего единомышленника и сотрудника Фридриха Энгельса. Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса».
Из гигантского наследия великого ученого и практика стоит выделить то, что представляется наиболее важным и актуальным.
Во-первых, Энгельс и Маркс явились основоположниками диалектического материализма, внесли громадный вклад в обоснование материалистического понимания истории и научного коммунизма. Еще в «Немецкой идеологии» Энгельс и Маркс писали, что «все исторические коллизии коренятся в противоречии между производительными силами и формой общения», причем эти противоречия должны «каждый раз прорываться в виде революций». Тем самым единомышленники доказали, что общественное бытие людей определяет их общественное сознание.
На этой основе Марксом и Энгельсом сделан вывод о значении пролетариата и неизбежности пролетарской революции. В противоположность всем предшествующим революциям она не заменит одну форму эксплуатации другой, а приведет к уничтожению всякой эксплуатации. В конечном счете, она уничтожит классовое господство вместе с самими классами.
Доказав преходящий характер капиталистического способа производства, основоположники марксизма обосновали его замену новой, высшей и самой справедливой общественной формацией – коммунизмом. Сознательно используя экономические законы, люди получат власть над производством и своими собственными общественными отношениями, возможность всестороннего и полного развития своих способностей. Это делает коммунизм настоящим царством свободы.
Огромное значение для разработки учения об общественно-экономических формациях имели труды Энгельса о диалектических закономерностях в природе и естествознании, о развитии первобытно-общинного строя, о возникновении частной собственности и классов, формировании государства. Он подробно рисует процесс, как развитие производительных сил приводит к появлению возможности присвоения продуктов труда других людей и, как следствие, к возникновению частной собственности и эксплуатации человека человеком.
В итоге происходящих процессов общество раскалывается на антагонистические классы и возникает государство. Последнее, по словам Энгельса, являет собой орган «самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса».
Энгельс и Маркс подчеркивали, что целью буржуазного государства является служить одурманиванию трудящихся и закреплять господство эксплуататорских классов. Именно поэтому задачей коммунистов является организация трудящихся масс на осуществление революции и создание пролетарского государства.
Во-вторых, неоспоримой заслугой Энгельса является разработка им революционной теории и практики международного рабочего движения. Еще в «Манифесте Коммунистической партии» подчеркивалось, что только рабочий класс способен принести обществу избавление от гнета, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив ее собственностью общественной. Выполнить эту задачу можно только путем пролетарской социалистической революции. А это, в свою очередь, требует создания политической партии пролетариата – коммунистической партии.
Коммунисты, писали Маркс и Энгельс, «являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения». Они же выделили ближайшие цели коммунистической партии: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».
Огромное значение имеют идеи Энгельса, касающиеся тактики пролетарских партий. С одной стороны, основоположники научного коммунизма требовали учитывать сложившуюся объективную обстановку и вели борьбу против тех, кто хочет перепрыгнуть через незавершенный исторический этап. С другой, и Энгельс, и Маркс неоднократно отмечали, что люди «делают свою историю сами», «являются авторами и актерами своей собственной драмы». Таким образом, недооценивать обратное влияние всей политической надстройки на экономический базис нельзя.
Предостерегая от догматизма в любой его форме, Энгельс указывал, что коммунистическое движение будет повсюду развиваться по-разному «в зависимости от места и народа». Он писал: «Нельзя предписывать французам, чтобы они развивались на немецкий лад».
Маркс и Энгельс отмечали, что экономическое положение не действует автоматически, что необходима организующая воля революционного пролетариата и его партии. В связи с этим они занимали непримиримую позицию против «политики скрещенных рук», против ставки на стихийность и самотек. «Мы поступили бы очень глупо, – писал Энгельс, – если бы пока что скрестили руки и стали спокойно ожидать, пока эти права будут получены… Чем больше трудностей ставится на нашем пути, тем большую энергию и активность мы должны развить, чтобы, несмотря ни на что, сорганизоваться и столковаться о совместных действиях. «На бога надейся, а сам не плошай» – говорит старая пословица. Воистину нас, пролетариев, никто не освободит, если мы не освободим себя сами».
Исходя из того, что сознание пролетариата развивается с ростом противоречий между трудом и капиталом, одновременно они подчеркивали необходимость пролетарской партии для «внесения» социализма в среду рабочего класса. Таким образом, Маркс и Энгельс предостерегали от двух ошибок, первая из которых – это политика типа бланкистского заговорщичества, не учитывающая объективные условия, а вторая – оппортунистическое пренебрежение политикой, приспособление к событиям дня и забвение коренных интересов пролетариата.
Крайне важным Маркс и Энгельс считали умение увязывать частичные требования трудящихся с общеполитическими требованиями. Они беспощадно критиковали оппортунистические подходы такого рода, что рабочий класс должен не заниматься политикой, а ждать своего освобождения при помощи либеральной партии.
Одной из причин оппортунизма в революционном движении является засилье мелкобуржуазного сознания. «Этот класс, – писал о мелкой буржуазии Энгельс, – всегда хвастлив, склонен к высокопарным фразам и подчас даже занимает на словах самые крайние позиции, пока не видит никакой опасности; он боязлив, осторожен и уклончив, как только приближается малейшая опасность, он ошеломлен, озабочен, полон колебаний, как только вызванное им движение подхватывается и принимается всерьез другими классами; ради сохранения своего мелкобуржуазного бытия он готов предать все движение, как только дело доходит до борьбы с оружием в руках». Этими словами вполне возможно описать и многих современных «оппозиционеров», чьи крикливые лозунги стихают, когда дело доходит до по-настоящему серьезной борьбы.
Общей ошибкой оппортунистов является пренебрежение теоретическими вопросами. Одну из главных причин отставания английского рабочего движения Маркс и Энгельс видели в его равнодушии к революционной теории. Это одинаково характерно и для сектантов, которые «презирают… теоретическое просвещение рабочих и разъяснение им их классовых интересов».
Внимание к вопросам теории между тем необходимо для правильного анализа обстановки. В условиях сравнительно «мирного» развития капитализма рабочему классу и его партии нужно делать упор на организации и собирании своих сил. Энгельс учил социалистов идти навстречу неминуемым социальным революциям, используя время для теоретического и организационного укрепления партий рабочего класса. «Грубая ошибка немцев заключается в том, что они представляют себе, будто революцию можно сделать в один день. На самом же деле она представляет собою многолетний процесс развития масс», – указывал он.
В этот «мирный» период коммунисты могут и должны участвовать в выборах. Энгельс называл их «школой для народа». И добавлял, что открытая избирательная борьба – наилучшая пропаганда, действующая более эффективно, чем книги, листовки и беседы. Но, подчеркивая заинтересованность пролетариата в сохранении и расширении демократических свобод, Энгельс постоянно указывал на то, что эти свободы не должны рассматриваться как самоцель. Они должны быть подчинены задаче развертывания освободительной борьбы за революционное преобразование общества. В связи с этим Энгельс предо-стерегал от парламентских иллюзий, которые получили распространение среди части социалистов к концу XIX века. Пока сохраняется власть капитала, учил он, никакие демократические свободы сами по себе не могут привести к освобождению трудящихся.
Метко и остроумно разоблачают Маркс и Энгельс буржуазную политику – с ее изворотливостью, продажностью, слащавой демагогией и кровавой жестокостью, когда возникает угроза власти капитала. «Качества, при которых Бонапарт и Бисмарк достигли успеха, это качества купца: преследование своей цели путем выжидания и экспериментирования, пока не угадаешь благоприятного момента, дипломатия всегда открытой задней двери, уменье торговаться и выторговывать, проглатывать пощечины, когда это требуется в интересах дела», – отмечал Энгельс. Эту характеристику можно смело приложить и к сегодняшним «сильным мира сего» – от Трампа до Макрона и от Болсонару до Эрдогана.
Маркс и Энгельс настоятельно предупреждают товарищей о несостоятельности баек про «классовый мир». Если в нынешних условиях призывы к восстанию являются опасной авантюрой, это вовсе не означает, что при изменении обстановки решительные действия не станут единственно правильной тактикой пролетариата. Вот что писал по этому поводу Энгельс лидеру немецких социал-демократов Вильгельму Либкнехту: «Я согласен с тобой, что в данный момент мы должны выступать, насколько возможно, мирно и легально и избегать всяких предлогов для столкновений. Но без сомнения, твои филиппики против насилия в любой форме и при всяких обстоятельствах я нахожу неприемлемыми…»
Когда наступает время классовых битв, пролетариат и возглавляющие его коммунисты должны быть твердыми, смелыми и последовательными. Маркс и Энгельс с восторгом приветствовали Парижскую коммуну, называя ее бойцов героями, «штурмовавшими небо», но они не замалчивали ошибки коммунаров. Одними из главных таких ошибок были нерешительность и уступки буржуазии. «Труднее всего понять то благоговение, с каким Коммуна почтительно остановилась перед дверьми Французского банка. Это было также крупной политической ошибкой. Банк в руках Коммуны – ведь это имело бы большее значение, чем десять тысяч заложников. Это заставило бы всю французскую буржуазию оказать давление на версальское правительство, чтобы заключить мир с Коммуной», – писал Энгельс.
Другой причиной поражения Парижской коммуны было отсутствие единой ведущей партии. Составлявшие ее руководство анархисты, прудонисты, бланкисты, новоякобинцы и т.д. зачастую не могли прийти к согласию, что оборачивалось серьезными ошибками.
Свидетельством здоровья и внутренней силы любой пролетарской партии является способность к самокритике. В одном из писем к Каутскому Энгельс призывает не бояться самокритики, а гордиться ею, развивать ее и при помощи самокритики укреплять свои ряды. Именно поэтому Лозаннский конгресс Интернационала в 1867 году вменил в обязанность Генеральному совету каждые три месяца рассылать центральным комитетам отдельных стран отчеты о своей деятельности.
В-третьих, важной для нас идеей является пролетарский интернационализм. Как не уставали отмечать Маркс и Энгельс, одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнета и эксплуатации. Маркс и Энгельс учили партию и рабочий класс всегда быть готовыми к выполнению долга международной пролетарской солидарности, вести борьбу против захватнических войн.
Это приобретает особое значение с переходом капитализма в империалистическую стадию. Ее первые признаки обнаружил именно Энгельс. Еще в начале 1860-х годов он указал на основные исторические ступени и формы развития свойственных капитализму противоречий. Рост производительных сил в рамках буржуазного общества, отмечал он, принуждает класс самих капиталистов к обобществлению средств производства. Этот процесс нашел свое выражение в образовании акционерных обществ, трестов, в превращении средств производства в некоторых отраслях в государственную собственность.
В то же время Энгельс указал на историческую ограниченность капиталистического огосударствления производства. «Государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения», – писал он. Исходя из это-го Энгельс характеризовал современный ему капитализм как такую высокую ступень исторического развития производства, на которой присвоение особым общественным классом средств производства и продуктов «не только становится излишним, но и является препятствием для экономического, политического и интеллектуального развития».
В дополнениях к III тому «Капитала» Энгельс, помимо концентрации и централизации капитала, указывает на раздел мира капиталистическими державами. По его словам, колонизация «ныне находится просто на службе биржи, в интересах которой европейские державы несколько лет назад поделили Африку, французы захватили Тунис и Тонкин. Африка прямо сдана в аренду компаниям (Нигерия, Южная Африка, Германская Юго-Западная и Восточная Африка). Машоналенд и Наталь захвачены для биржи Родсом». Тем самым были созданы теоретические предпосылки для ленинского учения об империализме, актуального и по сей день.
Одним из показателей значительности той или иной теории является большой «срок годности» ее положений. В свою очередь это подразумевает осуществление важных прогнозов. В случае с марксизмом и конкретно с идеями Фридриха Энгельса мы видим прямо-таки удивительные примеры. Так, почти за полвека он заявил о неизбежности мировой войны, в которой Россия и Франция выступят против Германии.
В августе 1870 года, через месяц после начала Франко-прусской войны, Энгельс написал: «Тот, кто не совсем еще оглушен теперешней шумихой или не заинтересован в том, чтобы оглушать германский народ, должен понять, что война 1870 г. так же неизбежно чревата войной между Германией и Россией, как война 1866 г. была чревата войной 1870 года… Если они [немцы] захватят Эльзас и Лотарингию, то Франция вместе с Россией будет воевать против Германии. Нет надобности указывать на губительные последствия подобной войны».
Вообще, на протяжении всей жизни и особенно в последние годы Энгельс внимательно наблюдал за общественно-политической жизнью в России. Он поддерживал тесные связи с видными революционно-демократическими мыслителями: П.Л. Лавровым, Г.А. Лопатиным и другими. Энгельс отмечал, что русская революция окажет огромное влияние на развитие мирового революционного процесса, и с энтузиазмом встретил весть о создании первой русской марксистской группы «Освобождение труда». По его словам, она «искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со всеми анархическими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников».
На последнем этапе своей деятельности Энгельс был уверен в том, что революция в России станет решающим этапом в общем социалистическом переустройстве Европы, а значит, и мира. «Россия, положение которой я изучил по русским оригинальным источникам, неофициальным и официальным… давно уже стоит на пороге больших переворотов, и все необходимые для этого элементы уже созрели», – отмечал он. «Уж если дьявол революции схватил кого-либо за шиворот, так это – Николая II», – добавлял Энгельс в письме к Г.В. Плеханову незадолго до смерти.
После победы революции в России, продолжал соратник Маркса, «реакционные правительства Европы потеряют последние следы самоуверенности и спокойствия; они будут тогда предоставлены самим себе и скоро почувствуют, каково это будет. Может быть, они решатся даже на то, чтобы послать свои войска для восстановления царской власти, – какая ирония мировой истории!»
Пройдет совсем немного времени, и прогнозы Энгельса в отношении России в значительной степени осуществятся. И это станет еще одним доказательство глубины теории, позволяющей предлагать миру удивительные предвидения.
Между тем события последнего времени, потрясшие мир, вновь доказали порочный и исторически преходящий характер капитализма. Вот почему коммунистам XXI века так важно изучать Маркса и Энгельса, руководствоваться достижениями и открытиями их интеллектуального наследия.
Дмитрий НОВИКОВ, заместитель Председателя ЦК КПРФ. Газета «Правда».