Как показал недавний опрос общественного мнения, 57,7% россиян стали больше экономить за последний год. По данным проводившей опрос по заказу агентства «РИА Новости» финансовой онлайн-платформы «Веббанкир», граждане нашей страны стали особенно часто экономить на крупных покупках, развлечениях и путешествиях.
При этом, по данным аналитиков, исследование, в котором приняли участие 1500 человек, показало, что на образовании экономят даже реже, чем на продуктах питания и лечении.
Из тех, кто обнаружил за собой тенденцию к экономии, однозначно в этом уверены 32,7%. Ещё 25% сказали, что, «скорее всего, стали экономить больше». Точно не ограничивают себя в расходах лишь около 10% респондентов.
В первую очередь россияне экономят на крупных покупках, выяснили авторы исследования. Об этом заявили 53,8% опрошенных, причём можно было выбрать несколько вариантов ответа. Другие статьи расходов, которые чаще всего идут под сокращение, — это развлечения (50%) и путешествия (44,2%). Также треть опрошенных (33,2%) сообщили, что меньше тратят на подарки, и почти столько же (32,7%) — на повседневные товары.
Реже экономят на транспорте и продуктах питания (19—20%), аренде жилья (15,7%) и лечении (7,7%). Организаторы опроса находят это логичным, так как все данные расходы относятся к базовым.
Интересно, что, согласно результатам исследования, люди чаще готовы экономить на еде или на здоровье, чем на образовании. Только 5,8% респондентов заявили, что сократили или готовы сократить расходы на обучение.
Столь же неутешительны и итоги опроса, проведённого практически одновременно статистической службой исследовательского холдинга «Ромир». По данным этого исследования, в котором приняли участие 3,5 тысячи граждан из всех регионов страны, в текущем году доля россиян, вынужденных экономить на еде, выросла до 19%, то есть почти каждый пятый россиянин начал экономить на еде и товарах первой необходимости. Доля таких граждан к началу четвёртого квартала текущего года выросла на три процентных пункта, приводит данные исследования редакция «Ленты.ру».
При этом самым популярным способом сокращения расходов россияне называли покупку товаров со скидками или по акциям. Больше половины граждан ходят в магазины с низкими ценами и выбирают более доступные по стоимости варианты, а также из-за необходимости экономить отказываются от некоторых категорий товаров. Почти каждый третий россиянин выбирает более дешёвые товары собственных торговых марок вместо привычных брендов или старается реже ходить за покупками.
Несмотря на бодрые заявления властей об улучшении экономического положения в стране, переходить в режим экономии граждане начали на фоне реально складывающейся картины в экономике, растущей инфляции и, соответственно, роста цен.
В экономическом блоке правительства считают, что страна прочно встала на путь выхода из непростой ситуации и экономика уже в следующем году начнёт демонстрировать серьёзный рост. Однако в обоих случаях проводившие опросы аналитики не склонны рассматривать столь оптимистичную тенденцию к улучшению ситуации. В большинстве регионов России реальная инфляция либо продолжает расти, либо сохраняется и на без того уже высоком уровне — более 10%. В таких условиях ускорился рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также на всю потребительскую корзину в целом. Сильнее всего подорожали зависимые от импорта товары, такие как автомобили, электроника, лекарства и целый ряд продуктов питания.
Так что режим экономии для большинства населения нашей страны становится, похоже, долгосрочной перспективой…
Николай ЕВСТАФЬЕВ,
газета «