Зачистка соцобязательств

Правительство не устает повторять, что для него в приоритете социальные обязательства перед гражданами, и оно их неукоснительно выполняет – платит пенсии, пособия, поддерживает семьи с детьми. Словом, куда ни кинь – всюду выполненные соцобязательства.

Но каждый раз перед очередным принятием госбюджета на новый период правительство совместно с партией власти совершает предварительную зачистку значительной части обязательств, которыми не желает себя обременять и тем более – тратиться.

Так, за пару дней до нулевого рассмотрения проекта бюджета на 2024–2026 годы в профильном комитете думское большинство отказалось принять законопроект от оппозиции о праве детей-инвалидов, потерявших кормильца, на получение двух социальных пенсий: одну – по инвалидности, другую – по потере кормильца. Обе пенсии – крохотные, чуть более 7 тыс. рублей. Расход бюджета составил бы не более 2 млрд рублей. Но, «ЕдРо», сославшись на дефицит бюджета, отказало больным детям. Проголосовав против, единороссы облегченно вздохнули: сэкономили в бюджете 2 млрд. рублей, Силуанов будет доволен.

Хотя не было никакой необходимости в такой экономии.

На нулевом чтении выяснилось, что в проекте бюджета 2024–2026 годов затраты на социальные программы и так самые низкие за последние 12 лет. И дело даже не в жадности Минфина. Оказывается, стало меньше безработных, не растет численность ни пенсионеров, ни многодетных семей. А Росстат предупредил, что к 2030 году население РФ сократится на 3 млн человек. Так что наступает время «естественной» экономии бюджета.

Однако Минфин не расслабляется, строит планы по увеличению «подушек безопасности» и подстраховывается плавающим курсом рубля. Для бюджета курс рубля 90 руб. за доллар, а для народа – 97 рублей, 7 рублей из каждого недружественного доллара «плывут» в бюджет. И зачем тут задумываться о развитии производственного сектора.

А чтобы бюджет был еще рыночнее, Силуанов не перестает наращивать госдолг. Зачем? Депутат Оксана Дмитриева заявила, что приоритетом министра является совсем не социалка, а бюджетное правило и накопление госдолга, расходы на обслуживание которого год от года растут. А в предстоящие три года государство потратит на погашение кредитов более 9 трлн рублей. Хотя, по мнению Дмитриевой, «нет никакой необходимости в этих долгах». Силуанов отмахнулся от замечания. Он уверен, что думское большинство проголосует за любой минфиновский бюджет, что бы в нем ни скрывалось – хоть маневр, хоть долги.

А как же социальный приоритет?

С подачи того же Минфина единороссы дружно высказались против возврата госдолга гражданам за утрату дореформенных сбережений, отказались принимать закон о базовом социальном наборе, не стали индексировать пенсии работающим пенсионерам и зарплату – отдельным категориям работников, судьям.

Словом, зачистка по-крупному социальных расходов, то есть правительственных обязательств, состоялась накануне рассмотрения Госдумой проекта бюджета-трехлетки 2024–2026 годов в первом чтении, когда утверждаются основные параметры финансового плана.

Но, сначала депутаты приняли закон об увеличении МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на 18,5%.

В 2023 году он равен 16 тыс. 242 рубля в месяц, а с 1 января 2024 года будет составлять 19 тыс. 242 рубля в месяц.

Этот МРОТ, по словам чиновницы из Минтруда, представлявшей законопроект, на 14,2% превысит прожиточный минимум трудоспособного населения. Тут же в ее адрес посыпались вопросы: верит ли она, что на 19 тыс. рублей человек сможет сегодня прожить целый месяц?

И почему не дотянули хотя бы до 20 тыс. рублей? Были же такие обещания… И средства есть, но их зажали в ФНБ.

«Как член профсоюзной группы «Солидарность», я знаю, что ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) считает минимальный потребительский бюджет на уровне более 43 тыс. рублей», – заметил Олег Смолин (КПРФ).

Каким же законам математики следуют в Минтруда?

Чиновница ссылалась на подсчеты с применением медианной зарплаты. Цена вопроса 300 млрд рублей. Зарплату на уровне МРОТ получает в стране 4,8 млн человек.

«С таким МРОТ у нас морги станут градообразующими предприятиями», – съязвил кто-то из оппозиции.

Но, правительство ничто не смущает. Замминистра финансов Алексей Моисеев в 20-й раз пришел в Госдуму с предложением приостановить до 1 января 2027 года действие федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» и отложить решение о возврате дореформенных и сбережений граждан.

Расчет базовой стоимости соцнабора позволил бы определить долговую стоимость долгового рубля, который стал бы главной денежной единицей при выплате вкладчикам советских сбережений. Но сейчас долговой рубль не нужен, так как правительство не собирается возвращать этот долг своим гражданам.

И по традиции, чиновник в качестве страшилки назвал сумму – в 61 трлн рублей оценивается этот долг. Таких средств, по словам Моисеева, у государства нет. Хотя в бюджете есть строка о компенсационных выплатах и предназначенная для этого странная сумма 2 млрд рублей. Но, кто и каким образом получает эти выплаты, – совершенно непонятно.

Коммунисты возмутились отказом правительства возвращать долг своим гражданам. И аргумент о 61 трлн рублей их не впечатлил. Они припомнили, как обогащались нынешние миллиардеры, захватив в начале 1990-х в собственность государственные предприятия, месторождения, прикарманили все, что хотели, на сумму, в несколько раз превышающую величину нынешнего долга. Они обогатились на 13 млрд долларов, и сейчас обязаны вернуть гражданам долг…

Но правительство, похоже, ждет, когда не останется в живых ни одного вкладчика… А согласятся ли наследники бесконечно ждать, когда правительство решит возвращать огромный госдолг? Только это будет потом…

Единороссы проголосовали (за – 288, против – 79: КПРФ и справороссы) за дальнейшее замораживание дореформенных вкладов, облегчив правительству на 61 трлн рублей бремя ответственности перед гражданами.

Коммунист Николай Арефьев, стойкий борец за возврат советским вкладчикам их накоплений, подытожил обсуждение, назвав источники средств для погашения государственного долга.

Галина ПЛАТОВА,
«Советская Россия»