На «правительственном часе» в Госдуме можно услышать немало удивительного. Но, пожалуй, таких фантастических выводов, которые, отчитываясь перед депутатами, привел министр экономразвития РФ Максим Решетников, еще не было.
Согласно его, сугубо министерской, математике, население РФ богатеет опережающими темпами. «За последние пять лет, – сообщил Решетников, – рост тарифов ЖКХ составил 28%, накопленная инфляция – 41%, а рост доходов населения составил 50%! А вот индексация тарифов ЖКХ все последние годы у нас отставала, особенно – от роста доходов… Особенно богатели категории низкодоходных граждане, темпы роста их доходов были еще выше, чем средний рост доходов граждан. Это подтверждается тем, что за 2021–2022 годы число получателей субсидий на оплату ЖКХ снизилось на 600 тыс. домохозяйств – почти на 20%… А субсидию получают в том случае, если расходы на ЖКХ превышают 22% доходов семьи. Численность таких получателей сократилась».
Министр не допускает мысли, что кому-то из бедняков не удалось отстоять свою субсидию в бюрократических хитросплетениях, кому-то отказали по надуманным причинам. Нет, чиновник не вникал в житейские мелочи, он верит цифрам своего подчиненного по имени Росстат, показывающего лучшее, что только может.
Но с виртуозной легкостью господин Решетников «показал» немыслимый – аж 50%! – рост благосостояния народа. Удивительно – почему же у нас борются с бедностью россиян? Называется цифра – до 20 млн человек из 146 млн живут в нищете.
К сожалению, разъяснений о нестыковках министерской математики с жизненными показателями господин Решетников не дал.
А всего-то ему был задан простой вопрос о тарифах ЖКХ. Депутатов обеспокоили планы Минэкономразвития повысить в 2024 году тарифы на ЖКУ сразу на 9,8%. Министр, конечно, все «обосновал»: доходы растут, а тарифы – нет, отрасль страдает от нехватки средств, а там работает 1,5 млн человек. Так что платите, граждане…
Тогда депутаты спросили: каждый раз, повышая тарифы, правительство обещает модернизировать инфраструктуру. Люди интересуются, где можно увидеть проведенные работы? В своих домах и квартирах они не видят никакой модернизации, наоборот, испытывают серьезные проблемы – перебои с ремонтом, горячей водой, электроэнергией, цены на которые постоянно поднимаются.
Решетников ответил как на духу: «устанавливая заниженные тарифы, многие регионы приходят и просят бюджетные субсидии, потому что все трубы развалились, надо ремонтировать и так далее». По поводу перебоев с водой и электричеством министр обвинил также местное начальство в отсутствии контроля за работой коммунальных хозяйств, чем должны заниматься службы по тарифам, ФАС, прокуратура, региональные парламенты.
Между тем речь министра о растущих доходах граждан мгновенно вызвала массу недовольных откликов в соцсетях: люди, оглядывая свое скудное бытие, выражали недоверие чиновнику и его утверждениям…
Сомнения в безудержном росте доходов населения РФ прозвучали и в выступлении аудитора Счетной палаты Дмитрия Зайцева. Откуда они возьмутся, если «ожидаемый в прогнозе на будущий год рост реальных заработных плат – всего около 2,5% – это ниже среднегодового роста зарплат в 2017–2021 годах»? К тому же «рост зарплат должен идти в ногу с ростом производительности труда».
Удивили аудитора различия в прогнозах Министерства и Центробанка. Министерство считает, что экономика РФ в 2024 году вырастет на 2,8%, так как уже вышла на путь устойчивого экономического развития, а Центробанк обещает всего 0,5% роста.
Зайцев больше верит ЦБ, так как тот «учел риски и неопределенности, вызванные ростом ключевой ставки по кредитам, а также дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики».
Решетников с энтузиазмом рассказывал об успешном развитии туризма в РФ. А депутаты добивались ответа, когда ж вернутся на реки России пассажирские перевозки, которые в советское время пользовались большим спросом и приносили неплохой доход. Волга ждет своих пассажиров, на великой русской реке стоят 16 регионов, а в ее бассейне – 38 регионов. Им нужен речной флот. Но где и когда, а главное, за какие средства будут выпускаться «валдаи», «метеоры», «ракеты»? Эта отрасль уничтожена рынком. Ее надо восстанавливать, но этого нет даже в оптимистичных планах Минэкономразвития.
Речные перевозки – не единственное направление, которое остается белым пятном в планах Минэкономразвития, отмечали в своих выступлениях депутаты, выражая позицию фракций.
Министр удивил тем, что даже не вспомнил тот немаловажный факт, что страна вовлечена в военный конфликт, и осталось неясным, как российская экономика работает на победу.
Министр не объяснил причину взлета цен на бензин и солярку в самый разгар уборочной кампании, что негативно сказалось на аграрном секторе. Этого не произошло бы, считает Оксана Дмитриева, если бы правительство, включая Минэкономразвития, отменило бы налоговый маневр и подняло экспортные пошлины.
Решетников тоже много наобещал, но нет уверенности, что это будет выполнено. Если судить по его математическим подсчетам, изобилующим погрешностями, то реализация экономических планов представляется туманной, ну разве что повышение тарифов будет непременно исполнено. По этой части наши чиновники предельно пунктуальны.
Галина ПЛАТОВА
Арефьев Н.В., фракция КПРФ:
– У меня складывается мнение, что нет войны, нет 17 тыс. санкций экономических, и мы сидим, спокойно обсуждаем, а насколько же нашей экономике расти – на 0,5% или на 2%. И мы услышали из уст министра, что мы, в общем-то, достигли апогея роста и вышли на уровень 2021 года, самого ковидного и самого неудачного в экономическом смысле года.
Если мы достигли такого уровня, то нам надо расти-то на 15%, на 20%, а мы растем на 0,5% и говорим: это нормально.
Вот китайская экономика, она в семь раз больше нашей, она растет на пять с лишним процентов. Мы в семь раз меньше, растем на полпроцента и говорим: это нормально. Ну как же так?
Я не пойму: вот у нас доклад называется «О мерах по обеспечению социально-экономического развития», но никаких мер я не услышал. Я услышал только прогноз некоторых индикаторов, которые то ли сбудутся, то ли нет, потому что это прогнозы.
Вот вы заметьте: мы с детства знаем слово «прогноз погоды», вот прогноз, он хорош тогда, когда мы не можем воздействовать на природные явления, и мы можем только прогнозировать: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет. А как же в экономике? Мы что, не собираемся влиять на экономические процедуры все и будем ждать, как сложится?
И вот нам дают три варианта: плохой, очень плохой и совсем никудышный.
Да еще из двух ведомств: одно планирует Министерство экономического развития, другое – Центральный банк. И все разное.
Вот смотрите, я думаю: а смотрят ли наши министерства в таможенную статистику, по крайней мере, импорта, они, что не видят, что мы закупаем по импорту и в каких количествах. А я скажу, мы покупаем где-то 70% промышленных товаров и 28% – продовольствия.
Мы объявили импортозамещение, а где оно? Вы слышали процент импортозамещения? Нет его, значит, мы ничего не замещаем.
На следующий год, вот согласно документам, у нас на 14% вырастет импорт. Мы его на что покупать будем?
И здесь я услышал, что развитие будет в строительстве дорог, сырьевой базы и туризма. Я понимаю, это опять надо добывать и вывозить как можно больше. То есть мы с сырьевой иглы не слезаем. А все остальное уже не принимается в расчет.
Меня просто оскорбляет: туризм, мы должны развивать туризм, потому что он будет являться драйвером инвестиционной политики. Туризм? Да это самая безмозглая отрасль, и с ней мы никогда не выйдем ни в развитые страны, ни в пятерку, ни в десятку, это отдыхающая отрасль.
И вы мне назовите, пожалуйста, мы как в развитые страны с этим туризмом пойдем?
Вот сейчас солдаты на фронте погибают, а мы будем заниматься туризмом, чтобы некоторые здесь из нас с комфортом отдыхали. Замечательно, лучше не придумаешь.
Вот импортозамещение, вернее, инвестиции. Даст ли нам туризм инвестиции или не даст? Ну, я не видел еще в доходных источниках, значит, что мы получаем от туризма, не видел ни на региональном уровне, ни на федеральном. Разговоров много, денег мало.
Но будут ли инвестиции вообще? Вот смотрите, у нас иностранные инвестиции не будут.
С одной стороны, курс доллара – 100 рублей, брать разорительно. А с другой стороны – нам запретили вообще брать какие-либо кредиты на Западе. Исключается? Да.
Ключевая ставка – 13%. Кредиты в коммерческих банках – выше 20%. Возьмем кредиты при рентабельности 8%? Не возьмем.
Своих собственных средств… ну есть у некоторых корпораций, а у большинства предприятий нет. А инвестиции со стороны бюджета – 3,9 трлн рублей. А откуда же возьмем эти инвестиции?
Я задавал такой вопрос. Ответа на этот вопрос нет. Тогда и развития не будет никакого, и говорить об этом нечего. Но, правда, в документах написано, что инвестиции будут расти по 3% в год при инфляции 4,5%. Значит, расти они не будут.
Что касается инфляции – ну давайте посмотрим, будет она или не будет. Вот у нас мы покупаем за доллар, который около 100 рублей. На него навешиваем еще ввозной НДС, потом навешиваем на него ввозной акциз, потом еще внутренний НДС и внутренний акциз. Не будет роста. Наверное, не будет. Да еще у нас увеличиваются энерготарифы на 1,2 трлн рублей. Будет, будет инфляция.
Поэтому, как бы мы ни говорили, мы должны все-таки вернуться к одному, что если мы не пойдем по пути четкого планирования экономики, бесполезно гадать здесь на кофейной гуще, что будет с нами в будущем году. Все эти росты 0,5% и 2% – это не рост, это математическая погрешность, которую статистика натянет в любом случае. Нам надо расти на 10–20%, вот тогда это будет весомо. Причем планировать надо по двум составляющим – это по «а» и «б», как это раньше было: производство средств производства и производство товаров народного потребления. К сожалению, такого разделения у нас на сегодняшний день нет.
Надо сделать доступными кредиты и не задирать ключевую ставку для банков в 13%, а оставлять ее ниже уровня инфляции, как это делают в других государствах и, кстати, не разоряются. Ну и валютный контроль устанавливать надо, и не я об этом говорю.
Иначе нам просто долларов на импорт никогда не хватит.