Учитель, власть и школа

43355Сфера образования не является приоритетной для современного российского государства. Цель сегодняшней власти – перевод образования на коммерческую основу и контроль над педагогическими работниками.

На публичных слушаниях 13 мая по поводу внесений изменений в устав города Благовещенска выступили чуть ли не все представители благовещенских школ. Как представители муниципальных учреждений, все они выступали за внесение изменений и уход от прямых всеобщих выборов мэра. Очень хочется думать, что все они действительно верили в то, о чем говорили – верили в то, что эти 14 миллионов, якобы необходимые для проведения выборов, при их отмене пойдут на социальную сферу, на поддержку малоимущих слоев граждан, на развитие школ, молодежных движений, строительство спортивных площадок и стадионов.

Вот, например, выдержка из выступления Евгения Смолина, учителя истории, опубликованная на сайте Амур.инфо:

«Дайте нам эти 14 миллионов, и школы закрываться не будут. По крайней мере, зарплату учителям будет из чего платить. Нас в прошлом году  – образование, здравоохранение, социалку, культуру – порезали, как в лучших хоррор-фильмах. И нам денег этих крайне недостаёт. И тратить их в год кризиса, год санкций…  Наводнение ещё недавно произошло… Откуда деньги на ликвидацию последствий наводнений? Кто их отдавать будет эти деньги, которые мы сейчас потратим на выборы мэра? Весь бюджет уже расписан до копейки. И деньги эти будут привлекать. А откуда привлекать? Из моего кармана, из кармана учителя? Извините, я не получаю миллионов».

Прошло уже несколько месяцев с выступления Евгения Смолина и его коллег, а изменений с социальным уклоном как не было, так и нет. И судя по современному состоянию современной российской и региональной амурской экономики, вряд ли будут. Стоило ли отдавать свое право политического голоса, которым можно изменить многое, за призрачную возможность положительных изменений в социальной сфере? Однако сейчас не об этом.

Действительно, педагог не получает миллионов. По данным министерства экономического развития Амурской области, средняя месячная заработная плата в Амурской области в сфере образования за февраль 2015 года составила 24 282 рубля. Стоит отметить, что и эта цифра далека от реальной зарплаты рядовых учителей. Средняя заработная плата, как и среднее арифметическое в математике, высчитывается путем сложения и деления всех показателей. И если заведующий прогимназии получает более 100 тысяч рублей, то у рядовых педагогов заработная плата едва дотягивает до 20 тысяч рублей. В итоге, с учетом инфляции реальная заработная плата учителей в разы меньше той, на которую ссылаются представители правительственных кабинетов и сторонники партии «Единая Россия».

Зарплата учителей, как и в целом образование, постоянно реформируется. Вспомним, например, отмену надбавок за классное руководство с 1 января 2014 года. Ранее, с 2006 года регионы получали субсидии из федерального бюджета на выплаты надбавок. А после их отмены регионам было предложено выделять деньги на надбавки за классное руководство из своих бюджетов. Региональные власти же пошли наиболее простым путем: они переложили эту задачу на администрацию школ. В таком случае деньги выделяются из стимулирующего фонда школы. В феврале 2014 году учителя пгт. Прогресс даже объявили забастовку из-за проблем с выплатами надбавок за классное руководство. Тогда ситуация вызвала общественный резонанс, но власти успокаивали всех тем, что надбавка сохранена и «включена в состав заработной платы». Постепенно про эту надбавку забыли

Снижение государственного финансирования сферы образования (исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Образование» с 2013 на 2014 гг. снизилось на 34 млрд. руб.) показывает, что нынешнее правительство твердо намерено коммерциализировать получение знаний. Такой подход ставит под удар всю сферу образования, включая науку. В исторической перспективе это крайне тяжело отразится на всех сферах российского общества – от экономической до культурной. Очень важно понять, что сейчас политика современного российского государства направлена лишь на извлечение прибыли с обеспечением сносного существования её граждан и внешнеполитической независимости для обогащения собственных элит. Пора признать, что ни эту элиту, ни любую другую либеральную не будут волновать другие вопросы, кроме вопросов собственного обогащения.

Рассказывая об улучшении социальной жизни преподавателей различных уровней, предпочитается умалчивать о сокращении образовательных учреждений. Так, на 31 декабря 2014 года в Амурской области муниципальных дошкольных учреждений было 232, муниципальных общеобразовательных организаций – 314, государственных вузов – 5. Уже на 31 января 2015 года (прошел всего месяц) количество муниципальных дошкольных учреждений сократилось на 41 (!) учреждение, муниципальных общеобразовательных учреждений на 6 учреждений, количество государственных вузов осталось без изменений. Хотя со стартом второго этапа реформы образования не исключено, что и их количество будет сокращено под предлогом объединения.

С сожалением приходится констатировать: сфера образования для существующей власти не является приоритетной. Проблемы одной из важнейших категорий работников – учителей, для неё остаются лишь рычагом давления, которым, как показали публичные слушания 13 мая 2015 года, она умело пользуется в своих интересах. Очевидно, что проблемы не решатся сами собой. Необходимы конкретные и конструктивные меры, направленные на развитие, а не на «оптимизацию» образования. И если существующая власть не может или не хочет решать эти проблемы, может, стоит эту власть сменить?..

Кирилл Арапов

DSC_5049Роман Кобызов – депутат Законодательного Собрания Амурской области, кандидат философских наук,  доцент

Сегодня вследствие непродуманной политики власти как в РФ, так и в регионе, сфера образования находится в кризисе на всех уровнях – от детсада до ВУЗа.

Актуальной остается проблема нехватки мест в детских садах. На учете для определения в дошкольные учреждения области состоит почти 13 тыс. детей. Наиболее остро проблема дефицита детских садов продолжает ощущаться в Благовещенске. В целом, процент охвата услугами дошкольного образования детей от 2 месяцев до 7 лет в дошкольных образовательных организациях на конец 2014 года составил в области 78 %.

Область ежегодно теряет несколько школ и учебных заведений. Часть школ «оптимизируют», часть закрывают. Как следствие возрастает объем подвоза учащихся. В 2014/15 учебном году подвозились до места учебы 7503 ребенка (на 723 больше, чем в 2013/14 учебном году) в 190 школ из 310 населенных пунктов. Для подвоза детей используются 238 школьных автобусов.

Под угрозой дальнейшего разгрома находится не только общее и профессиональное образование, но и ВУЗы Приамурья.

Правительство РФ делает все для облегчения бюджетной нагрузки в такой затратной в финансовом отношении сфере, как образование. Переход на бакалавриат и магистратуру, разгром академии наук, ликвидация медицинской и сельскохозяйственной академий, поиск так называемых «неэффективных» вузов и сокращение бюджетных мест  –  звенья одной цепи, а именно порочного либерального курса российского правительства в области вузовского образования. Конечная цель ливановского, а точнее, путинско-медведевского курса – тотальное платное образование.

«Оптимизация» в образовании неминуемо приведет к ликвидации провинциальных вузов. Курс нынешнего государства по снижению бюджетной нагрузки и продолжению псевдореформ в этой сфере рассчитан на существенное сокращение высшей школы, на ее медленное, но верное вымирание. В планах правительства – объединение и перевод вузов в автономные учреждения с самоокупаемостью или,  в лучшем случае, с финансированием из дефицитного регионального бюджета.  При такой политике не только амурские – АмГУ, БГПУ, ДальГАУ и АГМА, – но и вузы всей России обречены.

 
Присоединяйтесь! Ещё больше новостей в наших группах ВКонтакте и Одноклассники
 

Комментарии к записи "Учитель, власть и школа"

Посмотреть последние комментарии
  • maks

    Смета Козлова на выборы 180 миллионов! Какая там экономия ради бюджетников?

  • Красноармеец

    Основная масса учителей запугана угрозой потери рабочего места или значительным уменьшением зарплаты в случае нелояльности к администрации школ.

Оставьте свой отзыв, пожелание или Задайте нам вопрос!