Бюджет разваливается. Что делать?

6 апреля на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Михаил ЩАПОВ. Публикуем его выступление.

В текущей ситуации мы должны как можно чаще и внимательнее анализировать то, что происходит в налогово-бюджетной сфере. Ситуация с исполнением бюджета за первые три месяца этого года, мягко говоря, настораживает.

По предварительной оценке, объём доходов федерального бюджета в январе — марте составил около 3,5 триллиона рублей, что в 2 раза ниже аналогичных показателей прошлого года. Нефтегазовые доходы — в районе полутора триллионов рублей, это в 2 раза меньше, чем в прошлом году. Ненефтегазовые доходы составили немногим более 2 триллионов рублей, это тоже в 2 раза меньше, если смотреть год к году.

Тяжёлая ситуация с доходами складывается в регионах. Консолидированной информации пока нет, но от наших коллег из региональных парламентов мы знаем, что за первые три месяца обвал по доходам составил 50 и более процентов в зависимости от региона. При этом часть имеющихся на счетах средств была списана по закону о едином налоговом счёте. Лимитов казначейских кредитов не хватает, а банковские кредиты не всегда доступны.

Предположительно, именно поэтому появилась информация о том, что могут возникнуть проблемы с выплатами зарплат бюджетникам. Мы считаем недопустимыми любые задержки и совершенно неудовлетворительным объяснение, которое по этой проблеме выдал минфин. Оно построено по принципу: всё хорошо, регионы справятся, деньги у них есть. Министерство финансов должно дать развёрнутое пояснение по этой ситуации и чёткие гарантии, что никаких задержек зарплат работникам бюджетной сферы на всех уровнях — от федерального до поселенческого — не будет.

Если продолжить говорить о расходах, то стоит сказать, что их объём из федерального бюджета в январе — марте 2023 года составил почти 7,5 триллиона рублей, это почти на 2 триллиона больше показателей прошлого года. Дефицит уже достиг 4 триллионов рублей, что на 1 триллион больше утверждённого законом о бюджете.

Справедливости ради нужно упомянуть, что на днях министр финансов Антон Силуанов заявил: ожидается дополнительное поступление ещё 2,5 триллиона рублей налога на прибыль. Хорошие новости, но эти деньги не покроют дефицит, он всё равно останется на уровне полутора триллионов рублей.

Да, мы слышим пояснения от минфина и от председателя правительства о том, что рост расходов носит в некоторой степени искусственный характер, потому что правительство сейчас опережающим порядком заключает контракты и авансирует строительство крупных объектов. Однако если мы посмотрим расходы по национальным проектам, то они не превышают 14% от общего объёма. Причём по таким ёмким проектам, как «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные и качественные дороги», исполнение ниже 10%. Что тогда финансирует правительство, если по приоритетным нацпроектам нет никакого опережения?!

У правительства есть рычаг в виде Фонда национального благосостояния, который на 1 февраля составлял 11 триллионов рублей и должен позволить пережить этот год даже при неблагоприятном сценарии. Однако есть серьёзные сомнения насчёт того, что разложенный по активам, инфраструктурным проектам, валютам фонд в итоге сохранит свою ликвидность и даст необходимый объём средств бюджету.

Отдельно отметим, что годовая инфляция всё ещё находится на уровне 10%, хотя в бюджете как целевой ориентир были заложены 5%. В этой ситуации возникает вопрос: что дальше? Как мы будем развиваться в последующие годы, на какие ресурсы? Какие-то ответы мы услышали во время отчёта правительства в Государственной думе. Мы видим, что у кабмина есть план, как пережить этот год, но, к сожалению, пока не видим более масштабной и комплексной стратегии хотя бы на ближайшие три-четыре года.

Более того, мы пока не можем даже рассчитывать на то, что прогнозы, заложенные в основание бюджета, вообще исполнятся. Мы все прекрасно помним обсуждение бюджета на 2023 год. У нас тогда была масса вопросов к параметрам прогноза социально-экономического развития. Уже тогда мы предупреждали, что многие позиции в прогнозе выглядят нереалистичными. Мы указывали, что ставка на рост внутреннего НДС не обоснована, и увидели провал в начале года по этому налогу. Мы говорили, что прогноз роста прибыльности предприятий, на основе которого был свёрстан план поступления налога на прибыль, явно завышен. И вот мы видим данные, что за 2022 год российские предприятия заработали почти на 13% меньше прибыли, чем в 2021 году. Это с огромными ценами на нефть, газ, удобрения, которые давали серьёзный бонус к прибыли. Ждать, что в 2023 году прибыль вдруг вырастет, как минимум странно. Также мы говорили об угрозе падения нефтегазовых доходов, и это происходит.

Множество замечаний к бюджету было и у Счётной палаты, и у экспертов, и у научных институтов, но правительство их все проигнорировало, сверстав чрезмерно оптимистичный бюджет, который уже разваливается.

Мы все очень надеемся, что статистика первых трёх месяцев — это временное явление. Мы очень хотим верить в обнадёживающий план правительства на 2023 год, в то, что дальше ситуация выровняется. Но мы предлагаем жить по принципу: надейся на лучшее, но готовься к худшему. Необходимо уже сейчас начать серьёзную дискуссию о дополнительных источниках поступлений налогов в бюджет. При этом меры должны быть более-менее безболезненными для основных групп населения, чтобы закрыть бюджет этого года с минимальными потерями и сформировать задел на будущее.

Для начала мы предлагаем полностью пересмотреть приоритеты в налоговой политике. Есть очень понятный источник средств в тяжёлые для экономики и народа времена — это доходы, которые достаются легче всего. Мы видим четыре таких источника: экспорт ресурсов, сфера богатства, роскошь и новая таможенная политика.

Экспорт ресурсов. Он должен облагаться повышенными налогами, это очевидно. Первые шаги в этом направлении сделаны в прошлом году, но их недостаточно. Текущий уровень налогообложения экспортёров не соответствует интересам государства и должен быть увеличен. Необходимо также рассмотреть вопрос о национализации некоторых отраслей. Это нормальный процесс, через который многие ресурсодобывающие страны прошли в момент роста национального самосознания и формирования собственной суверенной экономической политики. Мы сейчас проходим именно этот этап, и пора всерьёз подумать о национализации.

Налоги на сверхбогатство. Это в том числе прогрессивная шкала НДФЛ и выравнивание до плоской шкалы взносов в социальные внебюджетные фонды. Мы об этом неоднократно говорили с трибуны Госдумы. Простой пример. Может кто-то объяснить, как так получается, что при общем падении прибыли предприятий в 2022 году состояние, например, производителей удобрений выросло на миллиарды долларов? Разве это нормально?! Прогрессивная шкала позволит принести минимум 1 триллион дополнительных доходов бюджету без какой-либо серьёзной опасности для будущих доходов. К тому же прогрессивная шкала позволит сократить тот огромный разрыв в доходах между беднейшими и богатейшими нашими гражданами, снизить социальную напряжённость и создать дополнительные стимулы для экономического развития.

Следующий источник — дополнительные налоги на роскошь. Мы неоднократно видели, как сверхпотребление провоцирует возмущение в обществе. Пока государство крайне слабо с этим работает, несмотря на то, что это имеет важное социальное значение. Когда вся страна вынуждена затягивать пояса, затянуть пояса должны и те, кто привык к роскоши и сверхпотреблению. Это просто необходимо.

Наконец, для обеспечения экономического и политического суверенитета мы предлагали и будем дальше настаивать на выходе из ВТО и полном пересмотре таможенной и налоговой политики. Недавно минфин пытался обосновать то, что мы не выходим из Всемирной торговой организации, некими положительными эффектами, которые мы получаем от этого членства. Жаль, что вся остальная страна этих эффектов не ощущает. Зато отрицательные мы видим очень хорошо.

Из-за членства в ВТО мы не можем по своему усмотрению вводить и менять таможенные пошлины, чтобы управлять собственной внешней торговлей и внутренним рынком. О каком суверенитете может идти речь, если наша таможенная политика до сих пор зависит от международных институтов? При этом, чтобы вписаться в требования ВТО, мы должны придумывать такие странные конструкции, как демпферный механизм, по которому государство возвращает нефтепереработчикам деньги, чтобы сдержать цены на бензин.

Мы слышали здесь ответ председателя правительства Михаила Мишустина о том, что многие правила ВТО по факту не выполняются. Но раз так, то какой смысл состоять в этой организации и выполнять хоть какие-то из оставшихся требований? Мы уверены, что из ВТО необходимо выходить, и после этого нужно формировать собственную суверенную налоговую, таможенную политику, включающую в себя как повышенные таможенные тарифы на вывоз природных ресурсов, так и заградительные пошлины для товаров, которые составляют конкуренцию нашему производству. Хватит уже играть в эти навязанные нам в 1990-е годы игры с транснациональными корпорациями.

Наконец, в целом в бюджетной политике мы настаивали и продолжим настаивать на пересмотре бюджетного правила. Изымать деньги у экспортёров нефти и газа, чтобы отдавать их банкам, а не вкладывать в экономику, — такая политика вызывает массу вопросов, особенно в текущих условиях.

Все эти предложения появились у нашей партии не сегодня и не в прошлом году, это результат многолетнего анализа, проводимого экономистами из КПРФ, докторами наук, профессорами, экспертами. В нашей партии есть десятки уже готовых предложений по повышению налоговой отдачи от отраслей без излишней нагрузки на граждан. И мы предлагаем их вместе рассмотреть и принять.

Мы должны начинать это делать как можно скорее, так как, судя по началу года, ситуация с доходами бюджета может измениться в худшую сторону в любой момент и времени на споры просто может не остаться. А решения должны быть взвешенными и просчитанными. От этого зависит будущее наших граждан, их детей и внуков.

Записала Татьяна ОФИЦЕРОВА,

газета «Правда» №35 (31384) 11—12 апреля 2023 года