Что сделало и чего не сделало правительство?

К уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Татьяне Москальковой, которая 29 июня доложила парламентариям о прошлогодних результатах деятельности возглавляемого ею института, у депутатов Госдумы было много вопросов, что красноречиво свидетельствует: с правами человека в нашей стране не всё благополучно.

Это подтверждают и цифры. В 2021 году поступило рекордное количество обращений — почти 60 тысяч, причём 2 тысячи из них — это жалобы трудовых коллективов, людей, которым не давали жильё или не выселяли из аварийного дома. В этом году число обращений граждан с жалобами на нарушение их прав, вероятно, будет ещё больше. Омбудсмен уже получила 32 тысячи обращений, из них 4 тысячи — от граждан, которые нуждались в помощи в связи с эвакуацией из ДНР, ЛНР и с Украины, а также от людей, которые незаконно и необоснованно удерживались на Украине после начала специальной военной операции, от родственников российских военнослужащих.

На пленарном заседании палаты депутаты имели возможность задать только по одному вопросу от фракции. Поэтому коммунист Вячеслав Мархаев постарался в одном вопросе объединить сразу несколько проблем: «Мы самая богатая страна, но люди, живущие в непростых условиях на Дальнем Востоке и в Сибири, где основные запасы газа и других ресурсов, не в состоянии воспользоваться этими благами. В зоне БАМа многие строители и по сей день остаются без благоустроенного жилья. Согласно Конституции России, граждане имеют право собираться мирно, проводить собрания, митинги, шествия, и не надо разрешения для таких мероприятий. Оно основано на реализации прав и личных свобод гражданина. В жизни обратное: за указанные действия — аресты, недопуск адвокатов. Не считаете ли вы это нарушением конституционных прав человека на свободу, достойную жизнь, жилище и закона об адвокатской деятельности? Два года назад в Совете Федерации я информировал вас об общественном объединении «Свободу невинно осуждённым» и о проблемах. Вы приняли их, вынесли распоряжение о создании рабочей группы, которая так и не собиралась. Прошу вас разобраться».

Татьяна Москалькова сообщила, что в этом году обращений в связи с нарушением прав на проведение массовых общественных мероприятий в разы меньше, чем в прошлом. Оно и понятно: в 2021-м, когда проходили выборы в Госдуму, а также в ряде регионов — выборы губернаторов и законодательных органов власти, страна бурлила, негодуя от бесчинств чиновников и служителей правопорядка, расчищающих «партии власти» «ковровую дорожку» на государственный олимп. Омбудсмен обращалась в Конституционный суд по поводу одиночных пикетов. Такие пикеты не могут считаться массовыми мероприятиями, разъяснил высший судебный орган конституционного контроля.

Все фракции высоко оценили деятельность уполномоченного по правам человека. Выступивший от фракции КПРФ Олег Смолин отметил её работу по освобождению и обмену российских пленных, помощи беженцам (а их уже прибыло в Россию более миллиона человек) и др.

«Но чрезвычайные ситуации рано или поздно заканчиваются, и на первый план выйдут проблемы, которые гарантируют российским правозащитникам, что называется, отсутствие безработицы на годы», — с ноткой горечи заметил Олег Николаевич. Среди таких проблем депутат назвал, опираясь на социологические исследования, рост цен, бедность (которая охватывает в реальности 38—39% населения, вопреки официальным данным в 12—15%), коррупцию, безработицу, социальное расслоение, недоступность многих видов медобслуживания, экологию, рост платности образования. В последние годы людей чрезвычайно тревожит ограничение права на частную жизнь. Депутаты получают десятки писем по поводу так называемого цифрового концлагеря. Граждане возмущены тотальным контролем, который установлен над ними с помощью цифровых технологий. «Кстати, власти Москвы обещали нам расформировать системы слежения, созданные в период пандемии, неплохо бы узнать, как это исполнено», — напомнил депутат об умиротворяющих заявлениях властей столицы.

Олег Смолин обратил внимание уполномоченного по правам человека и на то, как соблюдаются гарантии государства в отношении политических прав граждан: два депутата законодательных собраний — Андрей Левченко в Иркутске и Артём Самсонов в Приморье — находятся под стражей по надуманным основаниям; преследуется за журналистскую деятельность Сергей Комков; находится под стражей профсоюзный лидер Кирилл Украинцев. Депутат обратился к федеральному омбудсмену с просьбой взять эти дела под свой личный контроль. К сожалению, государство очень часто демонстрирует явно классовый подход, становясь на сторону работодателей и игнорируя мнение гаранта Конституции — президента о том, что «граждане… вправе быть в оппозиции власти», заметил, подытоживая своё выступление, Олег Смолин.

В этот же день депутаты вместе с правительством и Счётной палатой подвели финансовые итоги прошлого года, обсудив, как исполнялся в 2021 году федеральный бюджет и решались поставленные задачи социально-экономического развития страны. По мнению официального представителя правительства, министра финансов Антона Силуанова, — неплохо: «восстановление отечественной экономики после пандемии происходило более динамично по сравнению с другими странами «двадцатки». Доходы федерального бюджета составили 25 триллионов 286 миллиардов рублей. Правительство довольно, ведь это намного больше той суммы, которую оно в качестве прогноза преподносило обществу. Но это на 8 триллионов рублей меньше, чем предлагают коммунисты в своём бюджете развития. Однако и собранные средства не были освоены. Объём неисполненных бюджетных обязательств оценивается в 645 миллиардов рублей.

«Поставленная президентом задача борьбы с бедностью провалилась, — предъявил от имени фракции КПРФ счёт правительству коммунист Евгений Бессонов, — покупательная способность граждан значительно снизилась. Весь 2021 год большая часть нефтегазовых доходов через бюджетное правило опять вливалась в активы, а значит, и в экономики теперь уже недружественных государств». «Прирост долга за 2021 год составил 2 триллиона рублей, пополнение Фонда национального благосостояния — 3 триллиона. Таким образом, занимая, мы отправляли свои деньги в золотовалютные резервы и кредитовали чужую экономику», — конкретизировала депутат-экономист Оксана Дмитриева. Однако правительство и слышать не хочет о том, чтобы полноценно финансировать отечественную экономику, о чём на протяжении многих лет говорит КПРФ. И что в итоге?

О некоторых результатах поведал «единоросс», председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, время от времени впадающий в обличительный раж, но всегда теснейшим образом взаимодействующий с правительством и поддерживающий все его задумки. Опираясь на информацию государственных СМИ, он сообщил о том, как обстоят дела с импортозамещением в самолёто- и автомобилестроении. В августе 2009 года «четвёртая власть» анонсировала серийное производство самолёта МС-21, начало которого было запланировано на 2016 год. В 2017-м «час икс» был перенесён на 2019-й, в 2019-м — на 2021-й, в марте 2022-го — на 2024-й. «Теперь нам говорят, что крупное серийное производство начнётся в 2029-м», — с театральной ехидцей в голосе сказал г-н Макаров. А вот как выглядит, по его словам, импортозамещение по приказам минпромторга. Приказ от 31 марта 2015 года: локализация двигателя ПД-14 с 0% до 100% должна быть достигнута в 2020 году, а топливные системы с 0% до 80—100% — к 2017 году. Приказ минпромторга от 2 августа 2021 года: обеспечить локализацию двигателя ПД-14 с тех же 0% до 90—100% — в 2024-м, локализацию топливных систем от 0% до 50% — к 2024 году.

Похожая картина, судя по цифрам, представленным главой бюджетного комитета, и в автомобильной промышленности. Приказ минпромторга от 31 марта 2015 года: обеспечить локализацию автоматической коробки передач от 0% до 70—80% к концу 2020 года, локализацию системы управления тормозами (ABS) с 0% до 100% — к концу 2016 года. В июльском приказе минпромторга за 2021 год — новые временные ориентиры: обеспечить локализацию автоматической коробки передач с 0 до 5% к 2024-му, а локализацию блока управления увеличить для легковых автомобилей с 30 до 65% к 2024 году.

Коммунист Денис Парфёнов напомнил, что в прошлом году Резервный фонд правительства был увеличен со 100 миллиардов рублей до фактически 4 триллионов рублей. Это и позволило правительству самолично распоряжаться огромными денежными ресурсами: почти триллион рублей был направлен на поддержку акционерных обществ. Против предоставления кабинету министров такой свободы действий активно выступали коммунисты, но парламентское большинство сказало: «Это позволит правительству принимать оперативные решения. И точка». А теперь «единороссы», и в частности тот же г-н Макаров, решили на публику пощипать правительство. По федеральной адресно-инвестиционной программе, сообщил г-н Макаров, происходит ежегодное сокращение вводимых объектов, при этом семимильными шагами растёт дебиторская задолженность, то есть авансом оплатили, но не построили. Взносы в уставные капиталы госкорпораций выросли в 4,7 раза, субсидии — в 4,8 раза, объём выделенных им, но неиспользованных средств превышает 32% за год (это 267 миллиардов рублей). «Куда они идут? Они идут на депозитные счета в банки, корпорации получают, соответственно, проценты и, в общем, живут на эти проценты совсем неплохо», — упрекнул правительство в излишней расточительности «единоросс», безусловно, не лишённый актёрского таланта.

Детально проанализировал исполнение бюджета член фракции КПРФ Михаил Щапов.

Выступление первого заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаила ЩАПОВА на пленарном заседании палаты 29 июня

Обычно анализ и голосование по отчёту об исполнении бюджета — это рутинная процедура, как сегодня прозвучало — для галочки, но не в этот раз. Сегодня мы живём в совершенно новой политической и экономической реальности, и чем быстрее мы это осознаем, тем лучше. Как сказал президент: «Отсидеться и переждать не получится, придётся засучить рукава и менять всю систему». И первое, что мы должны сделать, — это провести работу над ошибками, понять, что в последние годы мы делали не так и что нужно изменить. В этом плане и последний бюджет, что называется, мирного времени особо ценен. Он позволяет и подвести итог, и сделать выводы.

В представленном отчёте об исполнении бюджета мы видим целый ряд системных проблем, которые не решаются годами.

Первое. Зависимость страны от нефтегазовых доходов и системы налогообложения этой отрасли. Из 6,5 триллиона рублей допдоходов в прошлом году 40% обеспечены приростом в нефтегазовом секторе. Доля нефтегазовых доходов в бюджете при этом увеличилась на 8% и составила почти 36%. Но здесь важно понимать, что эти дополнительные доходы почти полностью обеспечены скачком цен на нефть. Это просто удача, а не результат системной работы. Результатом же того, что можно называть системной работой налогового манёвра и демпферного механизма, стали дополнительные поступления в размере всего 84 миллиардов рублей и отрицательный акциз, который заплатило государство нефтепереработчикам в размере 1,3 триллиона рублей. Таким образом, эффекты от налогового манёвра минимальны, цены на ГСМ не снижаются, государство платит переработчикам, а дополнительные доходы мы получаем от неконтролируемого нами роста цен. Всё это ставит серьёзный вопрос о результатах политики в сфере налогообложения нефтегазовой отрасли и в том числе в целесообразности бюджетного правила, которое, мы считаем, нужно отменить, а деньги направить в нашу экономику.

Дополнительные доходы, даже полученные благодаря внешней конъюнктуре, нужно правильно потратить. И здесь мы видим ещё одну системную проблему — это низкая эффективность расходования средств. Значительно вырос уровень дебиторской задолженности по выданным авансам — на 28%, до 6 триллионов рублей. Это почти 25% всех кассовых расходов федерального бюджета за прошлый год. Объём просроченной дебиторской задолженности вырос на 27,5% и составил чуть более 600 миллиардов рублей.

В прошлом году для большей оперативности принятия мер мы позволили правительству увеличить Резервный фонд со 100 миллиардов до 4 триллионов, но десятая часть фонда так и осталась неосвоенной. Это огромная цифра в 400 миллиардов рублей.

Есть огромные проблемы при исполнении Федеральной адресной инвестиционной программы. Снова видим уровень кассового исполнения ФАИП менее 90% от выделенных средств. 120 миллиардов рублей не освоены, что на 20% больше, чем в 2020 году. 120 миллиардов — это 40—50 суперсовременных школ даже в текущих ценах. Но деньги снова перешли в качестве остатков на следующий год.

Остаются низкими и темпы строительства и ввода в эксплуатацию объектов ФАИП. В 2021 году введено в эксплуатацию только две трети из 148 объектов. Хорошо, если остальные будут введены с задержками в этом году. Но есть огромный риск, что они пополнят те 9 тысяч недостроев и долгостроев, которые мы уже имеем.

Причины всей этой неэффективности давно известны: не вовремя подготовлена документация, слабый контроль, а в целом — отсутствие персональной ответственности чиновников за качество исполнения бюджета. Мы уже неоднократно обращали внимание на эту проблему, но ответственных как не было, так и нет.

Следующая проблема, уже много раз отмеченная экспертами, — неэффективность программно-целевого метода формирования бюджета. Программ уже почти 5 десятков, целевых показателей — сотни, но они либо не привязаны к реальности, либо подгоняются постфактум под результаты исполнения программ, либо и вовсе не достигаются. В 2021 году, например, даже искажённые, мало связанные с реальностью показатели оказались в 20% случаев не достигнутыми.

Проблема в том, что такой подход создаёт угрозы не только бюджету, но и национальной безопасности. У нас, например, была программа по импортозамещению, о которой сегодня много говорили, там были освоены огромные деньги. В итоге — нет ни полностью своих процессоров, ни автомобилей, ни самолётов, ни своих семян, нет даже своего оборудования для нефтегазодобычи.

Стоит вопрос о полном реформировании всей структуры бюджета. Мы живём в быстро меняющемся времени, каждый день ставит перед нами новые вызовы. И в этой ситуации громоздкая структура госпрограмм и нацпроектов — это просто тормоз для оперативного принятия решений. Она должна быть упрощена, должна стать ясной, понятной и очевидной.

Проблема межбюджетных отношений. К сожалению, мы видим, что регионы продолжают беднеть. В 2021 году консолидированный бюджет субъектов Федерации исполнен с дефицитом в 660 миллиардов рублей. Да, доходы регионов увеличились на 18%, а расходы — на 8%. Но это с учётом эффекта низкой базы и роста налоговых поступлений, отложенных с 2020 года. По сути ничего не меняется. Регионы вынуждены сокращать расходы. У них практически не осталось возможности увеличить свои доходы, им приходится надеяться только на помощь федерального центра, от которого они с каждым годом всё больше зависят. Доходы трети субъектов Федерации больше чем на 40% сформированы из трансфертов. У четырёх регионов этот показатель почти 70%. При этом объём совокупного государственного долга субъектов за 2021 год уменьшился всего на 20 миллиардов рублей. Это микроскопическая цифра на фоне общего долга — почти 2 с половиной триллиона рублей.

Замена коммерческих кредитов на бюджетные лишь приостановила процесс роста долгов регионов, но не привела к их снижению. Нужны иные системные меры, направленные на рост собственной налоговой базы регионов, в том числе и возврат 1% налога на прибыль, передача иных налогов и акцизов, более активная государственная политика по развитию новых инвестиционных проектов.

И таких системных проблем, о которых мы говорим уже многие годы, в бюджете 2021-го множество, их можно перечислять часами. Более того, эту работу уже проделала за нас Счётная палата, которая представила доклад на 1200 страниц, где детально разобраны все проблемные точки текущей бюджетной политики. Огромную работу проделал и комитет по бюджету, комитеты-соисполнители. Бюджет разобран буквально до запятых. Все проблемы понятны, выводы сделаны.

Но мы понимаем, что если сейчас ничего не менять, то эти проблемы перекочуют в новый бюджет и будут воспроизводиться годами, потому что у правительства нет стимулов их решать, ведь депутаты всё равно утвердят отчёт. Мы предлагаем не делать этого и не тащить в новый мир старые проблемы, не пытаться отсидеться и спрятать голову в песок.

Практика показывает, что правительство начало большую работу над ошибками. Нужно просто несколько раз отклонить его предложения здесь, в этом зале. Это мы и предлагаем сделать сегодня. Наша фракция будет голосовать против того, чтобы принять отчёт об исполнении бюджета 2021 года, и призывает сделать то же самое другие фракции.

 Татьяна ОФИЦЕРОВА

Газета «Правда»