ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕКРАТИТЬ ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА?
Редакция нашей газеты не раз публиковала неутешительную статистику о сокращении населения в Приамурье. С 1990 года регион потерял более 250 тыс. жителей. Превышение количества умерших над родившимися и выехавших над въехавшими прогрессирует из года в год.
О причинах такой ситуации с читателями нашей газеты и своего телеграммблога (t.me/beloborodov2023) поделился Борис Белобородов – кандидат КПРФ на выборах Губернатора Амурской области в 2023 году, председатель Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», руководитель Амурского областного отделения общества Российско-китайской дружбы, доцент кафедры китаеведения факультета международных отношений АмГУ.
Можно выделить несколько факторов, поддерживающих эту негативную тенденцию. Она все так же сохраняется, несмотря на плюсы Дальнего Востока — великолепную природу, близкое расположение к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, государственные меры поддержки, включая дальневосточный гектар ипотеку и ТОРы.
Первый фактор в основном касается людей пожилого возраста — это географические, природные и климатические условия. Более холодный, более жесткий климат с более длинной зимой, чем в европейском и тем более в южном, северо-кавказском регионе. Для пожилых амурчан и других дальневосточников этот фактор является гораздо более значимым, чем для людей других возрастов.
Следующий фактор в основном значим для молодежи — это меньшая развитость на Дальнем Востоке образовательной и
культурной инфраструктуры. Молодежь стремится к получению новых знаний, к получению качественного образования. И после окончания школы по месту жительства значительная часть молодых людей, выпускников средних школ, уезжают в более крупные города. Кто-то едет во Владивосток, кто-то едет в Новосибирск, очень многие направляются в Москву и в Санкт-Петербург.
Отдельная группа людей — это предприниматели. Это люди, которые в целях развития своего бизнеса переезжают вместе с ним или расширяют свое дело, перемещаясь из Амурской области в регионы с большим количеством клиентской базы. Например, уезжают в Приморье, в котором населения в два раза больше, Но многое зависит от вида бизнеса: это могут быть и европейские, и сибирские регионы.
Что еще важно отметить? Для любого бизнеса важна логистика. В регионе расстояния между населенными пунктами большие, а плотность инфраструктуры невелика. Сюда относятся и дорожная сеть, и связь, и финансовая инфраструктура (банки), и, соответственно, расположение клиентов, точек сбыта.
Как переломить негативную тенденцию?
Для каждой группы решение будет свое. Конечно, с более возрастными людьми сложнее работать, но тем не менее можно предоставить и им дополнительные возможности. Например, авиаперелеты с Дальнего Востока в центральную Россию и обратно. Имеющихся субсидируемых полетов недостаточно. Надо как минимум в два раза больше. Тогда пожилые люди могут вместе с внуками, с детьми перемещаться в отпуск, на отдых и так далее. Это также важно и для молодежи, которая, уезжая на учебу в далекие края, экономя на авиабилетах, постепенно теряет связь с малой родиной, с Приамурьем. Им тоже нужно удвоить количество льготных поездок с четырех (два полета туда-обратно), как минимум, до восьми.
Ну и, конечно, развивать экономическую, транспортную, образовательную инфраструктуру (цивилизацию, проще говоря).
Что касается, бизнеса, то предприниматели уезжают не только из-за необходимости масштабирования рынков сбыта. Сам по себе бизнес на Дальнем Востоке менее рентабелен: это касается не всех сфер, но значительного большинства. Классический пример — розничная торговля.
Что делать, чтобы бизнес отсюда не уходил, чтобы он продолжал платить налоги именно на Дальнем Востоке? Необходимо взвешенно, точечно по сферам деятельности вводить льготы по налогам. Для того, чтобы оставлять бизнес здесь, не провоцировать его уход в другие регионы России. Это уже делается (ТОРы), но недостаточно. Конечно же, здесь важен баланс: не должно быть и так, чтобы бизнес зарабатывал деньги, но ничего не платил в казну… То есть надо так заинтересовать бизнес, чтобы он платил меньше налогов, чем сегодня, и не уходил.
Соб. инф.