20 марта по просьбе Законодательного Собрания Амурской области Д.Г. Новиков представил в Государственной Думе проект закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации». При голосовании законопроект не был поддержан в силу позиции членов фракции «Единая Россия».
Приводим текст выступления Новикова на пленарном заседании парламента.
Уважаемые коллеги!
25 декабря 2014 года Законодательное Собрание Амурской области выступило с законодательной инициативой о внесении в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации». Суть предложения в том, чтобы изложить в новой редакции указанную статью закона, принятого 25.12.2000 года.
Предлагаемая редакция статьи такова: «При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и копии Знамени Победы, флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом. При одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов, но более двух — левее центра». Новым в статье является упоминание копии Знамени Победы.
Давайте, коллеги, внимательно разберёмся в том, что послужило основанием для депутата Законодательного Собрания Амурской области Р.А. Кобызова разработать такую инициативу, что послужило основанием для самого Законодательного Собрания поддержать своего коллегу и выступить с законодательной инициативой в адрес Государственной Думы, и, наконец, что должно нас с вами побудить данную инициативу поддержать.
Есть несколько аргументов. И первый из них связан с определенным законодательным пробелом, который необходимо ликвидировать. На сегодняшний день более чем в двадцати субъектах РФ приняты региональные законы, определяющие порядок использования копии Знамени Победы. Практика их подготовки и применения выявила правовую проблему, пробел, правовое несоответствие, или иными словами «конкуренцию права»в вопросе подъема (размещения) Государственного флага Российской Федерации и копии Знамени Победы.
Давайте посмотрим, что говорит часть 4 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2007 №68-ФЗ «О Знамени Победы». Она устанавливает: «Одновременный подъем (размещение) Государственного флага Российской Федерации и копии Знамени Победы осуществляется в том же порядке, что и одновременный подъем (размещение) Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации, общественного объединения».
Данная регламентация не находит подтверждения в Федеральном конституционном законе от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». Упоминания копии Знамени Победы в нём нет. Обратите внимание, всё предусмотрено: флаги субъектов Федерации и муниципальных образований упомянуты, флаги общественных объединений упомянуты, флаги предприятий и учреждений упомянуты, а копия Знамени Победы – нет.
Строго говоря, норма, которая есть в Федеральном законе «О Знамени Победы», исходя из иерархии права в Российской Федерации, вступает в противоречие с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации». Все это, коллеги, и называется «законодательным пробелом», «правовым несоответствием», или «конкуренцией права». Проект федерального конституционного закона, который внесен Законодательным Собранием Амурской области, позволяет данную проблему урегулировать.
В самом факте возникновения такого пробела нет ничего особенного. Обычная правовая практика. Вопрос в том, чтобы этот пробел спокойно и по-деловому заполнить. И мы с вами имеем сегодня такую возможность.
Вне всякого сомнения, принятие законопроекта, вносимого Законодательным Собранием Амурской области, повысит уровень согласованности между двумя федеральными законами – «О Государственном флаге Российской Федерации» и «О Знамени Победы». Законопроект, который мы рассматриваем, способствует унификации законодательства в части регламентации государственной символики.
Нельзя сбрасывать со счетов и такой аргумент. Ряд субъектов Российской Федерации рассматривают возможность подготовки и принятия законов о копии Знамени Победы. Появление в Федеральном конституционном законе упоминания о Знамени Победы, факт принятия этого решения Государственной Думой будет являться и политическим стимулом, и правовым основанием для того, чтобы такие законы на уровне субъектов Федерации были приняты повсеместно. И тут всё очевидно. Есть вполне понятная точка зрения: Федеральный конституционный закон обладает большей юридической силой, а значит, и руководствоваться следует именно им. Чтобы нам быть в рамках этой правовой логики и устранить любые разночтения, необходимо внести изменения в Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации».
На мой личный взгляд, коллеги, законопроект заслуживает поддержки без особой дискуссии. Но уж если она развернется, то возникнет и вопрос о том, в каких случаях использование копии Знамени Победы актуально, а в каких нет. Позвольте сразу выразить несогласие с тем, что копии Знамени используются только на мероприятиях, проводимых в часть Дня 9 мая – Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Они с тем же основанием могут и должны использоваться тогда, когда идёт празднование очередной годовщины победы под Москвой, прорыва блокады Ленинграда, снятия блокады Ленинграда, разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, победы на Орловско-Курской дуге и первого салют в честь освобождения Орла и Белгорода, в честь многих других событий Великой Отечественной.
Наконец, советский народ и Красная Армия внести решающий вклад в разгром не только фашистской Германии, но и милитаристской Японии. Они обеспечили победу сил прогресса над силами зла и в Великой Отечественной, и во Второй мировой войне. И уже в сентябре мы будем отмечать эту дату – 70 лет разгрома милитаристской Японии и окончания Второй мировой войны. Пройдет масса мероприятий. В частности, в приграничных областях с Китайской Народной Республикой это будут совместные мероприятия с представителями Китая – нашего союзника в годы Второй мировой. Разумеется, есть все исторические основания и в этих случаях активно использовать копии Знамени Победы.
Уважаемые коллеги! Очень важно, что законопроект, который мы рассматриваем, имеет ярко выраженное патриотическое содержание. Он направлен на воспитание патриотических чувств у населения России, особенно у молодежи.
Приближается 70-летие Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Победа в мае 1945-го года – одно из величайших событий нашей многовековой истории, всей мировой истории. Это событие, которым мы все гордимся. И, конечно, принятие проекта рассматриваемого нами федерального конституционного закона послужит делу увековечивания народного подвига.
Знамя Победы – важнейший символ Победы советского народа над фашистской Германией. Этим символом непосредственно является штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный на здании рейхстага в Берлине 1 мая 1945 года. Мы говорим здесь о выдающаяся государственной реликвии. Она служит делу сохранения памяти погибших в боях за Родину, напоминает о мужестве и героизме советского народа в борьбе с фашизмом, знаменует заслуги воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота в отстаивании свободы и независимости Родины, символизирует благодарность победителям фашистских захватчиков со стороны их потомков. И у нас с вами есть все основания поддержать предложенный законопроект.
Наконец, принятие настоящего федерального конституционного закона не потребует отмены, изменения или дополнения иных нормативных правовых актов, как не потребует он разработки и принятия новых нормативных правовых актов. Также принятие настоящего федерального конституционного закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Пресс-служба ЦК КПРФ