В 2012 году, накануне проведения саммита АТЭС, в СМИ Приморья вышла статья под названием «Конец света. Электрического».
В этой статье приводилось тревожное обращение профсоюзных лидеров ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву о том, что предстоящей зимой Дальний Восток может ждать настоящий конец электричества, так как события, происходящие в энергетической отрасли Дальнего Востока РФ, и особенно в ОАО «ДГК», ведут энергетику к краху!
Профсоюзные лидеры так и не получили ответа на свой крик на вершину российской вертикали власти. С того времени прошло совсем немного времени и вновь энергетику лихорадит. На этот раз «нож» реформаторов ударил в самое больное место – в кадры.
В Лучегорске основными предприятиями являются две компании ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» — ЛуТЭК – «Лучегорский топливно – энергетической комплекс» и ЛУР – «Лучегорский угольный разрез», где трудятся многие жители посёлка. «Лучегорский угольный разрез» начал свою самостоятельную деятельность с 2011 г. Цель создания компании –« добыча низкокалорийного энергетического бурого угля марки 1Б, 2Б Нижне-Бикинского буроугольного месторождения для последующего сжигания на Приморской ГРЭС, крупнейшей на Дальнем Востоке электростанции. Лучегорские угольные разрезы и Приморская ГРЭС — это комплекс для добычи угля и его сжигания.
Общие промышленные запасы угля по двум разрезам составляют 486 млн. тонн. «ЛУР» имеет производственную мощность 6 млн.тонн угля в год. Разрез является многопрофильным хозяйством, в котором на сегодняшний день работает более 2000 человек. Кроме горняков сюда входят управление железнодорожного транспорта, автотранспортное хозяйство, многочисленные вспомогательные службы. На добыче угля, вскрыше наносов и инженерных работах задействованы 64 экскаватора – карьерные, роторные, шагающие, гидравлические типа РС-1100, РС-750, «VOLVO», Hitachi EX-1800, Caterpillar-385C. На перевозке угля и вскрыши в технологическом режиме задействованы 38 тепловозов и 56 автосамосвалов типа БелАЗ. Уголь на электростанцию доставляется в основном по ж. д. путям, имеющим протяженность 216 км, из которых 104 км. передвижные. Движением поездов управляют 11 ж.д. станций.
Всё это мощное хозяйство трудится для обеспечения углём Приморской ГРЭС. Только и этот сектор дальневосточной энергетики вдруг коснулся реформаторский зуд нового менеджмента. Это предприятие по добыче угля кому-то очень не нравилось. Некоторое время назад на торги было выставлено перспективное Николаевское месторождение угля, где конкурс выиграла некая московская компания, которая взяла на субподряд другую некую компанию. В это же время новый руководитель разреза почему-то внес на рассмотрение Совета директоров предложение о сокращении добычи угля почти в два раза, и этот предложение удовлетворили. Теперь есть проект освободившуюся технику передать в аренду, а значительную часть персонала просто сократить. Всё это напоминает уже знакомые многоходовые операции по выводу государственной собственности в частные руки, которые заинтересованы только в доходах, и любой ценой.
Сейчас на одном из филиалов ОАО «ДГК» в Лучегорске глубокий кризис. В сентябре прошлого года руководство компании издало приказ об изменении штатного расписания. В новом штатном расписании не оказалось многих специалистов, в том числе произошло существенное сокращение инженеров служб по охране труда, промышленной безопасности, зданий и сооружений. Это возмутило работников компании, так как в условиях изношенного состояния оборудования и сооружений филиала, сокращая специалистов, работодатель ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, создаёт предпосылки к возникновению несчастных случаев и аварий. Ряд других требований касается оплаты труда работников. Многие люди, понимая сложность ситуации, сами увольняются с предприятия и уезжают кто куда может. В Лучегорске упали цены на жильё.
В декабре работники на своей конференции выставили работодателю ряд требований. Работодатель отказался удовлетворять требования работников в полном объёме. В связи с этим в филиале ОАО «ДГК» возник глубокий коллективный трудовой спор. Переговоры ни к чему не привели, так как работодатель занял жёсткую позицию и отказался удовлетворить требования.
Комментирует председатель первичной организации Приморской ГРЭС Всероссийского «Электропрофсоюза» Сергей Беляков:
— Производство электро и теплоэнергии на Дальнем Востоке приносит ежегодно многомиллиардные убытки! Поэтому по Дальнему Востоку существует программа руководства энергетики страны по снижению издержек производства, основа которой – снижение затрат на персонал. В течение уже многих лет в энергетике сокращают персонал. И сейчас по нашим данным действует программа, рассчитанная на три года по сокращению персонала, ежегодно на 10 %. И в прошлом году такое сокращение уже прошло. Сегодня руководство компании запросило предложения у подразделений о таком же сокращении на 2013 год. Нам говорят, что рабочих не будут трогать, но профсоюз категорически не согласен и с сокращением инженерно-технических кадров. Например, в конце 2012 года сокращены – инженер по охране труда, инженер по проблемам безопасности, инженер по зданиям и сооружениям. Но на сегодня уже некуда сокращать людей. Еще в 2010 году в ДГК была почти20% нехватка персонала.
Многие регламентные работы не выполняются из-за того, что их просто некому выполнять. У нас есть подразделения, где 10 лет назад работали 20 человек, а сегодня 2-3. Но ведь они обеспечивают технологический процесс! И, в принципе, нам понятны были бы сокращения, когда вводится в строй новое современное оборудование, где возможно не нужны традиционные специалисты для обслуживания, но ведь этого нет. Речь идет о том, что некому обслуживать старое оборудование, которое с каждым днем требует все больше внимания. Не ремонтировалось оборудование, капитальный ремонт которого был необходим еще 10 лет назад! И мы, как никто другой понимаем, что в этих условиях коллапс может наступить в любой момент.
Именно об этом говорят аварии, которые в прежние времена были немыслимы. Летом этого года по причине изношенности оборудования на Приморской ГРЭС произошло разрушение секции газохода на седьмом энергоблоке. Счастье, что это случилось в три часа ночи – только по этой причине не было жертв. И счастье, что это произошло летом – зимой из-за такой аварии люди сидели бы в темноте все время, пока шел ремонт. А он длился несколько недель. Об этом же говорит позавчерашняя авария на Русской, где порвало трубы. Наша задача – чтобы все работало нормально. Но в условиях изношенности оборудования и снижения затрат на персонал это невозможно. Сегодня только профсоюз вообще говорит об этих проблемах. Работодатель нас не слышит. Мы вынуждены были инициировать коллективный трудовой спор, который зашел в тупик.
Увольнение работников, снижение оплаты труда, непонятные «телодвижения» с дальнейшей перспективой работы угольного разреза – всё это ставит под угрозу существования многих семей в Лучегорске. Высшее руководство страны прилагает немало усилий по развитию Дальнего Востока: и деньги выделяются, и целое министерство создано, и вот-вот численность населения будут увеличивать. Всё так радужно, а вот в жизни всё иначе. В энергетике трудятся странные управленцы: говорят, что делают всё лучше, чем вчера, а в результате система энергетики трещит по швам и вот-вот развалится. При этом чьи-то доходы стремительно растут.
Печальная картина: в Приморье приходит всё больше московского бизнеса и тут же начинается «оптимизация» предприятий: увольнение трудящихся, продажа техники на металлолом, фактическая ликвидация ранее мощных предприятий.
Работники угольного разреза в Лучегорске собрали более одной тысячи подписей под обращением к губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому с просьбой вмешаться в их коллективный трудовой спор с работодателем и спасти предприятие, рабочие места для работников компании. Поможет ли москвич Владимир Миклушевский приморским работникам энергетики? Или может местный уголь для Приморской ГРЭС уже не нужен, а уже завтра никого не будет волновать куда денутся тысячи семей из Лучегорска?