Законодательное Собрание Амурской области не поддержало инициативу областного комитета КПРФ снизить «муниципальный фильтр» на выборах губернатора.
«Муниципальным фильтром» в выборном процессе называют процедуру сбора подписей в поддержку выдвинутого кандидата депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Сегодня, по закону Амурской области от 26 июня 2012 года N 64-ОЗ «О выборах губернатора Амурской области» для регистрации выдвинутого кандидата необходимо собрать 7 процентов нотариально заверенных подписей в его поддержку от общего числа депутатов и глав муниципальных образований. На выборах губернатора Амурской области 2012 года количество необходимых подписей составляло 224. Коммунисты предложили закрепить «фильтр» на уровне 5 процентов от числа депутатов и глав, что в абсолютных цифрах будет составлять около 140-150 подписей. Ниже пяти процентов уровень «муниципального фильтра» снижать нельзя по норме федерального законодательства.
Инициативу КПРФ прокомментировал депутат Законодательного Собрания, первый секретарь Амурского обкома КПРФ Роман Кобызов: «Такое решение позволит большему количеству кандидатов выдвигать свои кандидатуры на пост высшего должностного лица области и, как следствие, будет способствовать расширению демократических основ государственной власти и выборного законодательства в Амурской области.
Необходимость принятия данного закона продиктована и изменением в партийной структуре РФ в целом, и Амурской области в частности. На момент принятия в 2012 году действующей нормы о 7 процентном «муниципальном фильтре» в области действовало девять политических партий. По данным избирательной комиссии Амурской области 13 сентября 2015 года в Приамурье могут участвовать в выборах сорок политических партий.
Очевидно, что участие даже части от указанного числа политических партий на стадии преодоления «муниципального фильтра» приведет к существенным трудностям в сборе подписей муниципальных депутатов и глав администраций, что поставит под угрозу реализацию норм закона о выборах губернатора Амурской области.
Актуальность изменения выборного законодательства путем снижения «муниципального фильтра» обусловлено и тем обстоятельством, что Закон Амурской области от 26 июня 2012 года N 64-ОЗ «О выборах губернатора Амурской области» не предусматривает норму самовыдвижения граждан для участия в выборах на пост губернатора. Отсутствие института самовыдвижения существенно сужает возможности для реализации демократических принципов в выборах губернатора Амурской области».
23 апреля на очередной сессии Амурского парламента большинством голосов, обеспеченным за счет партии «Единая Россия» (15 против 13), депутаты, вопреки здравому смыслу, отклонили рациональное предложение КПРФ.