И.И.Мельников о парламентской борьбе КПРФ

На проходящей в Москве международной конференции «Коммунисты в парламентах и классовая борьба» с докладом о деятельности КПРФ выступил первый заместитель председателя ЦК партии И.И. Мельников. 

Уважаемые коллеги, дорогие товарищи! 

Мы очень благодарны каждому из вас, каждой делегации за желание принять участие в сегодняшнем Круглом столе.

Как Вы уже знаете, наша партия проводит 11 апреля Пленум Центрального Комитета. Он посвящен всем аспектам парламентской борьбы на современном этапе, вопросам развития нашей депутатской вертикали.

Поэтому сегодняшний обмен информацией и опытом является для нас очень ценным и своевременным.

Вижу своей задачей обрисовать для Вас картину состояния наших дел.

Для начала хочу напомнить, что решение открыть фронт парламентской борьбы было для нашей партии изначально не простым и не бесспорным. Это объяснимо: «участвовать ли в буржуазных парламентах» – вопрос для коммунистов исторический.

В прошлом году мы отметили 20-летие нашего решения об участии. И теперь хорошо понимаем, что оно было правильным.

Оно позволило нашей партии сохраниться, укрепиться и развиваться. Оставаться готовыми к тому, чтобы взять власть в свои руки.

В современной истории России мы прошли два очень разных периода парламентской борьбы.

Первый этап пришелся на 90-е годы. Это было время, когда память о социальных достижениях Советского Союза была сильна, а правящий режим – чрезвычайно уязвим.

В те годы у нас не было большинства в парламенте, но мы имели крупнейшую фракцию, мнение которой по целому ряду вопросов было определяющим. Мы могли тормозить или вовсе блокировать рассмотрение тех или иных антисоциальных вопросов.

Второй этап пришелся на первое десятилетие XXI века. При новом Президенте действующая власть продолжила губительный курс на построение олигархического капитализма, однако, ловко пользовалась выгодной внешнеэкономической конъюнктурой и выстроила систему пропаганды своей политики. В это время наши позиции стали слабее, фракция сократилась практически вдвое, снизилось наше влияние на политический процесс.

Тогда наша партия начала многолетнюю кропотливую работу по восстановлению своих позиций в условиях новой партийно-политической системы. Спустя время мы вновь добились устойчивого и динамичного роста нашей поддержки.

Если на парламентских выборах 2003 года и 2007 года КПРФ чуть перешагивала цифру в 10% голосов, то в 2011 оказалась вплотную рядом с планкой 20%.

Мы увеличили число мандатов до 92. Это заметная прибавка и по сравнению с 2007 годом, когда их было 57, и по сравнению с 2003 годом, когда их было 46. Этот показатель оказался близок к 1999 году, когда мандатов было 113.

Особенность нашего текущего опыта в том, что сейчас мы находимся в неком «промежуточном положении».

С одной стороны, мы все ещё не можем что-либо блокировать или проводить в жизнь хотя бы на том уровне, как это было в 90-е годы. У нас большая фракция, но мы в меньшинстве.

С другой стороны, мы имеем значительно более широкий арсенал политических инструментов и должностных позиций в отличие от первого десятилетия XXI века, более серьёзный вес и влияние в политической системе.

Если говорить об инструментах, то нынешнее число мандатов позволяет прибегать к нескольким важным политическим рычагам.

Первый – это обращения в Конституционный Суд. Для этого необходимо 90 подписей депутатов, а у нас, повторю, 92 мандата. Мы используем этот механизм регулярно.

Один из самых крупных примеров – наше обращение по поводу соответствия протокола о присоединении к Всемирной торговой организации Конституции России. Даже тогда, когда суд принимает решение не в нашу пользу, сама процедура сбора подписей, обращения в суд, рассмотрения дела – играют большую роль в создании общественного резонанса, создают почву для содержательной агитационной работы.

Второй важный парламентский рычаг – обращения в Счётную Палату, которая занимается финансовыми проверками. Одним из наиболее громких наших обращений в Счетную палату был депутатский запрос о внеплановой проверке в сфере гособоронзаказа. Нам важно, что мы можем получать и использовать объективные данные в своей аргументации. А недавно мы добились того, чтобы наш представитель был избран в состав аудиторов Счётной палаты.

Третий рычаг, наверное, самый серьезный: постановка вопроса о недоверии Правительству. Как вы понимаете, этот меч нельзя доставать из ножен слишком часто.

Мы уже воспользовались этим мощным политическим инструментом. Начали сбор подписей за отставку Правительства после авантюрной либеральной реформы в отношении Российской Академии наук. Это не было поводом, это было в большей степени последней каплей в череде шагов нынешнего Кабинета Министров.

Процедура вынесения этого вопроса на рассмотрение ещё не завершена. Мы решили подкрепить её сбором подписей граждан и придержать до того момента, когда давление общественного мнения на парламентское большинство достигнет пика.

Что касается должностных позиций, то у нашей фракции в текущем созыве есть должности Первого заместителя Председателя Государственной Думы и 6-ти Председателей Комитетов. Руководить этими комитетам не так просто, так как на этом уровне коммунисты также в меньшинстве. Тем не менее, наши Председатели добиваются определенных успехов.

А ресурса у них фактически два. Это особые возможности по привлечению внимания общества к обсуждению спорных инициатив правящей партии, создание давления. А также проведение в жизнь норм и поправок, которые близки программным установкам КПРФ.

В отличие от Комитетов, которыми руководят представители партии власти, наши шесть Комитетов являются площадками, где идёт борьба за достижение компромисса. Иногда удачная, иногда нет, но эта борьба приносит конкретные решения, за которые мы можем отчитываться перед избирателем.

Как можем отчитываться и за всю объемную и активную законотворческую работу, которую ведет фракция. Только за 2012-2013 годы депутатами фракции КПРФ внесено 243 законопроекта, 133 из них рассмотрены, 30 приняты и подписаны Президентом.

Вы, конечно, понимаете, что данные законы являются локальными, их нельзя считать реализацией программных положений партии. Законопроекты стратегического характера власть просто отклоняет либо вовсе не допускает до рассмотрения. Хотя и в этом плане удается добиваться успехов.

К примеру, нам много лет не давали возможности даже вынести на рассмотрение вопрос о национализации, деприватизации награбленной олигархами в 90-е годы собственности. В текущем созыве нам удалось довести эту тему до пленарного заседания. Конечно, инициатива была отклонена, но сама постановка вопроса привлекла большое внимание к партии.

Таким образом, в нынешних условиях наш отчёт перед населением формируется по существу из двух частей.

Во-первых, это системные инициативы, которые отклонены властью, но подтверждают избирателям наши устремления и цели.

Во-вторых, это конкретные принятые законы, которые приносят гражданам пользу внутри проводимого в стране курса.

Помимо этого нами выделены несколько ключевых вопросов, которые подчеркивают классовый характер нашей борьбы и устремленность к смене курса.

Наша фракция всегда голосует против базового финансово-экономического документа власти: федерального бюджета на текущий период. Мы также не поддерживаем отчета Правительства перед депутатами.

Несколько лет назад наша партия приняла принципиальное решение, что такой подход обязателен и для всей депутатской вертикали КПРФ при рассмотрении региональных бюджетов.

Такая позиция традиционно резко выделяет нас на фоне остальных фракций, политически развязывает руки для безоговорочной борьбы за смену курса.

Однако есть и такая тематика, где мы находим общий язык с партией власти. Речь идет о внешнеполитических вопросах.

Мы гордимся тем, что парламент регулярно и солидарно принимает заявления против торгово-экономической блокады Кубы. Выступает с общих позиций по защите русскоязычного населения Прибалтики. При усилии всех фракцией наращивается взаимодействие с Китаем и Вьетнамом. Ставится вопрос о необходимости более насыщенного взаимодействия со странами Латинской Америки. С одинаковых позиций мы смотрим сегодня на ситуацию в Сирии и Украине.

Многие из этих вопросов поднимаются по инициативе нашей фракции. По ряду других мы подталкиваем власть к более решительным действиям. В той или иной форме постоянно вносим свой вклад в дело развития многополярного мира, избавление международной политики от указки Соединенных Штатов.

В то же время отмечу, что в последнее время мы сталкиваемся с одной серьёзной контрпропагандистской проблемой. Партия власти для укрепления своих позиций периодически вбрасывает в законодательное поле популистские инициативы. Приведу пример: закон, запретивший усыновление российских детей американцами, который был принят в ответ на американский «закон Магнитского».

КПРФ всегда была против торговли детьми. И когда власть предложила закон, мы не могли не поддержать.

Проблема заключается в том, что российская уличная оппозиция, которая ориентирована на западных либералов и США, использует голосования подобного характера с целью навесить на КПРФ ярлык так называемой «системной оппозиции».

Развязывает пропаганду, особенно среди молодежи, что все фракции в парламенте – одинаковые, а оппозиция – это только те, кто находится за стенами парламента. Сегодня эти силы сумели создать себе серьезные информационные ресурсы. По этой причине КПРФ приходится сегодня вести информационную войну на два фронта.

Одну – с нашим основным политическим соперником за смену курса. Другую – против проамериканских политиков, которые мечтают устроить в России «цветную революцию» и заинтересованы в том, чтобы дискредитировать Компартию как оппозиционную силу.

Конечно, в нашей парламентской борьбе мы учитываем эти факторы, поэтому она тесно связана с работой всего агитационного комплекса партии. Он достаточно мощный, но в условиях информационного общества требует постоянного критического осмысления, поиска новых способов для донесения своей позиции и результатов работы до граждан. Тонкого понимания мотивации избирателей в поиске той или иной политической информации.

Без этого в современном мире невозможно перехватывать инициативу и формировать повестку политической борьбы.

А потому особое внимание мы сегодня уделяем и всем формам работы в интернете, где удачно созданный информационный продукт может мгновенно тиражироваться на сотни тысяч людей.

Кроме того, сейчас, когда в партии идет смена поколений, омоложение её рядов, серьёзное внимание уделяется политической учёбе. Наши депутаты активно принимают участие в подобных семинарах.

Мы понимаем: каналы коммуникации и формы работы – ничто без ленинского понимания об умении убеждать и убедить в своей правоте. Лозунги должны подкрепляться полнотой знаний, в том числе обо всех аспектах парламентских сражений.

Эти задачи актуальны для фракции в Государственной Думе, они актуальны и для всей нашей депутатской вертикали. А за последние годы мы сумели серьезно укрепить свою сеть.

Приведу несколько цифр. Если в 2003 году в региональных законодательных собраниях у нашей партии было 310 депутатов, то в 2013 году уже 452. Причем в некоторых округах страны, где наши позиции исторически никогда не были сильны, мы имеем блестящий прирост.

К примеру, в Северо-Западном округе за 10 лет число депутатов увеличилось с 17 до 57! Заметные прорывы в регионах Урала – с 4 представителей партии до 22. На Дальнем Востоке – с 20 до 35 депутатов.

Таким образом, парламентская борьба партии активно идёт по всей карте страны, а не только в Государственной Думе. Из 83 регионов России мы имеем наших представителей в 79.

Для координации и синхронизации работы всех наших фракций, депутатов, в Центральном Комитете был создан специальный Отдел по работе с депутатским корпусом, региональной политике и местному самоуправлению.

Задача депутатской вертикали: массовая и слаженная законодательная работа по всем пунктам нашей предвыборной платформы и по острым региональным проблемам. Постоянное использование парламентской трибуны для отражения точки зрения партии по каждому значимому вопросу.

Существенно мы нарастили и представительство на муниципальном уровне: сейчас у нас около 9-ти тысяч депутатов. Однако мы считаем это не достаточно, резервы тут огромные, и мы с настойчивостью будем развивать свою муниципальную сеть.

Это важнейшее направление, так как на этом «нижнем этаже» власти депутаты привязаны к конкретным проблемам людей. Их успешное решение в контакте с населением порой играет не меньшую роль в укреплении авторитета партии, чем крупные политические акции.

А борьба за авторитет сейчас выходит на первый план.

Чувствуя ослабление своих позиций, власть конъюнктурно изменила избирательное законодательство. Во-первых, выборные кампании теперь проходят в летний отпускной период. Во-вторых, ослаблена роль партийных списков, взят курс на возвращение к выборам по округам. В-третьих, власть вытолкнула на политическое поле немало пустых партий-проектов с привлекательными названиями, цель которых одна: запутать избирателя.

Все эти действия власти нацелены на то, чтобы протестные голоса разлетались по разным корзинам. Чтобы ослабить в первую очередь позиции КПРФ как партии, которая стала способна разрушить многолетний монополизм «Единой России».

Мы всё это видим. Анализируем. Предпринимаем меры. Будем бороться еще активнее. И мы хорошо понимаем, что эта борьба не будет успешной в условиях «увлеченности» парламентаризмом.

Она будет успешной только в условиях эффективности парламентской работы. Между увлеченностью и эффективностью – очень тонкая грань.

И мы, коммунисты, должны всегда эту грань чувствовать и помнить: парламентаризм эффективен тогда, когда он прочно связан с непарламентскими формами работы.

Благодарю за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.