Из самоуправления в самоуправство

В мае 2019 года вступил в силу закон, позволяющий регионам создавать муниципальные округа из нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией и не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями. Этот законопроект, инициированный партией «Единая Россия», призван фактически упразднить местное самоуправление, подменив его одноуровневой системой.

Такая реформа активно продвигается и в Амурской области. Так весной 2020 года было инициировано объединение в округа Ромненского и Белогорского районов. В итоге, в этих двух районах были ликвидированы как главы сельсоветов, так и местные представительные органы власти (депутатские Советы). На очереди по объединению Бурейский, Завитинский, Ивановский и Тындинский районы. После власти планируют объединить все районы в округа.

«Мы считаем, что эта реформа носит негативный характер, потому, что теряется управляемость территориями, – рассказал депутат Законодательного собрания, первый секретарь Амурского обкома КПРФ Роман Кобызов. – Особенно это скажется на таких больших районах как Тындинский. Реформа местного самоуправления инициирована исключительно «сверху», без привлечения муниципального сообщества к его подготовке и учета мнения граждан, без оценки социальных, экономических и административных последствий. При проведении реформирования местного самоуправления не учитываются устоявшиеся формы местного самоуправления и исторически сложившиеся особенности территорий».

Защитники реформы аргументируют объединение тем, что сократится штат чиновников и депутатов. Однако, так называемое сокращение в итоге не упростит жизнь людей в отдаленных населенных пунктах, а, наоборот, сделает ее сложнее. Представители власти станут дальше от каждой конкретной местности. Что касается депутатов, то «единороссы» тут откровенно лукавят – депутатский корпус в сельских Советах не получает заработную плату, народные избранники работают на общественных началах. Более того, ликвидация местных органов власти, особенно выборных должностей, лишает жителей их конституционного права по делегированию властных полномочий. Главы и депутаты не назначенцы из районной администрации, а земляки селян, живущие с ними рядом, они ведут прием граждан и могут содействовать в решении административных вопросов.

Такие серьезные преобразования, требующие взвешенного подхода, детальной проработки и главное – согласия жителей, превратились по факту в спецоперацию с использованием жесткого административного нажима на глав муниципальных образований и депутатов. В районах, приступивших к формированию городских округов, отмечаются многочисленные факты прямого административного давления на городских и сельских депутатов, в первую очередь работников бюджетных и муниципальных предприятий и представителей бизнеса, со стороны районных и областных властей.

Противостоять уничтожению местного самоуправления сегодня могут сами населенные пункты. Для объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, необходимо согласие. Его должны выразить представительные органы поселений и муниципального района. В законе № 131-ФЗ есть норма, которая запрещает объединять все поселения, входящие в состав муниципального района, если население двух или более поселений не выразило свое согласие на это в установленной форме (ч. 3.1–1 ст. 13 Закона № 131-ФЗ).

На территории России уже были прецеденты по остановке объединения, и есть опыт борьбы граждан за свои права. Есть примеры, когда сельсоветы голосовали против объединения в округ и в Амурской области.

Эксперты считают, что опыт по объединению поселений и районов в округа не привел ни к повышению доходов бюджета, ни к сокращению расходов по содержанию чиновников.

Оптимизируются ли затраты в целом на оказание услуг? Нет. Однозначных эффектов с точки зрения качества управления тоже практически не наблюдается, количество чиновников уменьшается незначительно, большинство продолжают работу в статусе сотрудников городского округа, а их зарплаты при этом вырастают.

Амурский областной Комитет КПРФ заявляет: проводимая в настоящее время административная реформа тотального объединения поселений в округа и ликвидации муниципальных органов власти является не проработанной и поспешной.

При проведении подобных чувствительных преобразований необходимы глубокие исследования, учет совокупности всех факторов, а не только сокращения числа чиновников и экономии бюджетных средств на их содержание. Опыт других регионов и закон говорят о том, что остановить объединение можно и нужно. КПРФ призывает все муниципальные образования, население районов, депутатов всех уровней внимательно и детально рассмотреть вопросы объединения. Большинству больших территорий, такая реформа не только не принесет улучшений, а наоборот создаст большие трудности и проблемы.