Тихой сапой власти столицы в конце мая существенно подняли тарифы на проезд в городском общественном транспорте. Предыдущее повышение состоялось в октябре 2023-го.
Сделано всё было без лишнего шума, и многие москвичи узнали о подорожании по факту: когда покупали билет. Наверное, так вышло чисто случайно, и никто не просил СМИ не привлекать внимание к неприятной теме. В конце концов, куда эти москвичи денутся? Сперва поскрипят, но потом заплатят и поедут как миленькие. Так что нечего народ зря волновать и пробуждать всякие крамольные мыслишки.
Подозреваем, что у некоторых жителей регионов России такие новости про «зажравшихся москвичей» могут вызвать злорадство. Но поспешим остудить восторги. Во-первых, как ни удивительно для кого-то это прозвучит, но далеко не у каждого обитателя столицы есть персональный «мерс» или «лексус», и повышение тарифов на проезд — это удар именно по тем, кто не относится к обеспеченным категориям населения. Во-вторых, власти регионов посмотрят на столичную мэрию, которая взялась повышать тарифы по два раза за год, и подумают: «А что, так можно было?» Теперь угадайте с трёх раз следующее управленческое решение региональных чиновников.
Так что вместо мещанской радости в духе «у соседа корова сдохла — пустячок, а приятно» стоит лучше вспомнить о классовой солидарности. У правящего класса с этой самой солидарностью полный порядок, особенно в тех случаях, когда он в очередной раз собирается пошарить в карманах граждан.
Но вернёмся к московским делам. Одна поездка по тарифу «Кошелёк» столичной транспортной карты «Тройка» теперь обойдётся в 57 рублей вместо 54. Подорожание составило порядка 5,5%. Нехило так — за полгода-то! Оплата при помощи биометрии была 50 рублей, а будет 53, то есть выросла на 6%. Но в некоторых случаях скачок тарифа оказался ещё более значительным. Так, удобный для многих единый билет на 60 поездок со сроком действия 45 дней прибавил в цене аж 270 рублей и теперь стоит 3420 целковых. Тут подорожание уже 8,5%, и смысла в этом билете теперь нет: ранее поездка по нему стоила на 1,5 рубля дешевле, чем по тарифу «Кошелёк», а теперь — ровно те же самые 57 рублей.
Напомним, что такое настоящая стабильность: в СССР стоимость проезда в московском метро составляла неизменные 5 копеек в течение тридцати лет — до апреля 1991 года. А если учесть деноминацию 1961 года, то она не менялась с 1948 года!
Теперь же, когда «рыночек порешал», рост любых тарифов российские чиновники традиционно оправдывают инфляцией. Минфин РФ ожидает в 2024 году инфляцию на уровне пяти с хвостиком процентов, так что власти Москвы, поднимая тарифы за полгода на большую величину, то ли знают что-то другое, то ли в конец потеряли совесть.
Подавляющее большинство экспертов полагают, что реальная инфляция в стране гораздо выше, чем рапортует правительство. Рядовые граждане полностью солидарны с такой оценкой. К этому добавим, что не подъём тарифов является ответом на инфляцию, а строго наоборот: вольное их вздувание и провоцирует раскручивание инфляционной спирали. А впереди — летнее повышение тарифов на услуги ЖКХ…
Все мы — заложники ситуации. Никакой возможности не пользоваться общественным транспортом или услугами ЖКХ у людей нет, а значит, придётся раскошелиться. Повышение тарифов стало одним из способов жёсткой эксплуатации рядовых граждан, превращая их в крепостных, а чиновников — в господ, которые взимают с них денежный оброк, устанавливая его размер строго в соответствии со своими хотелками.
Впрочем, пока ещё не всё так плохо: в прошлые времена за недоимки для крепостных существовали телесные наказания. Заблокированная за долги банковская карта — это не так больно, как кнут или розги. Согласитесь, это позитив, не правда ли?
Михаил КОСТРИКОВ,
газета «