«Платону» год: сколько заработал Ротенберг?

нет платонуУже год — с 15 ноября 2015-го — действует система взимания сборов за проезд большегрузного транспорта по автодорогам федерального значения «Платон». За это время к «Платону» подключились более 260 тысяч перевозчиков и более 760 тысяч машин, то есть 75% от целевой аудитории системы. В октябре оператор отчитался о том, что за 11 месяцев было собрано более 15 млрд. рублей. К 1 ноября эта сумма достигла 16,1 млрд. рублей. По расчетам минтранса, за весь 2016 год должно быть собрано 20 млрд. рублей.

ОПЕРАТОРОМ системы «Платон» является компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», 50% акций которой владеет Игорь Ротенберг — сын Аркадия Ротенберга. В концессионном соглашении Росавтодора с «РТ-Инвест Транспортные Системы» указано, что РТИТС будет получать ежегодно 10,61 млрд. рублей. 46% этой суммы еще и будет индексироваться в соответствии с инфляцией. Можно не сомневаться: в отличие от пенсий и социальных выплат индексация по оплате услуг оператора «Платона» будет начисляться строго.

Установленная плата оператору не зависит от размера тарифов: даже с учетом льготных тарифов, действовавших на протяжении этого года, сумма выплаты снижена не была.

Иначе говоря, значительная часть средств, собранных с большегрузного транспорта «на ремонт и содержание дорог» (ведь мы же помним: сборы были введены под предлогом того, что большегрузный транспорт наносит дорогам ущерб, который должен быть компенсирован), на деле уходит оператору.

В этом году, если ориентироваться на прогнозируемые 20 млрд. рублей, оператору (читайте: Ротенбергу) уйдет чуть более половины собранных с водителей денег. Понятное дело, часть этих средств РТИТС тратит на расходы, связанные с самим проектом, однако остается ему и прибыль. Можно предположить, что в первый год оператор потратил сравнительно большие средства на запуск системы, но в последующие годы его издержки снизятся, а прибыль, соответственно, будет только расти.

Сомнительную выгоду этой системы признают даже некоторые чиновники. С учетом платы оператору и потерь из-за отмены транспортного налога бюджет в этом году получит не так уж много: в конце прошлого года чиновники минтранса представили прогноз — около 4 млрд. рублей. Стоят ли эти доходы роста социальной напряженности, проблем малых и средних предпринимателей, увеличения и без того растущей инфляции?

Напрашивается вывод: всю эту историю начали и продвигали вовсе не в интересах модернизации дорожного фонда и общественного блага. Зато у компании Ротенберга появилась возможность получать деньги «из ничего».

И теперь, через год после запуска системы, минтранс, очевидно, решил «заработать». Было объявлено, что планируется отменить льготный тариф — 1,53 рубля за 1 км пути. СМИ сообщили, что заместитель министра транспорта предлагает повысить тариф с февраля до 2,61 рубля, а с июня — и до 3,06 рубля, то есть вскоре тариф вырастет в два раза. Такое повышение неизбежно отразится не только на водителях и перевозчиках: все мы ощутим рост «транспортной составляющей» в ценах на товары на полках магазинов. В прошлом году власти пошли на введение льготных тарифов только благодаря активным протестам дальнобойщиков. Да, добиться полной отмены этой системы не получилось: видимо, слишком сильно влияние тех, кто стоит за «Платоном». Но, по крайней мере, вместо тарифа 3,73 рубля за 1 км тогда был установлен льготный — на 2,2 рубля меньше.

Повысят ли власти тарифы в 2017 году — вновь зависит только от нас. Коммунистическая партия Российской Федерации с самого начала поддержала борьбу дальнобойщиков за свои права. Мы обращались в органы власти, активно взаимодействовали с протестовавшими, помогали в организации акций против «Платона».

КПРФ продолжает поддерживать дальнобойщиков. Мы считаем это нашим долгом и намерены бороться с несправедливой и антисоциальной системой взимания платы с большегрузов, идущей в карман олигархов. В частности, содействовать объединению перевозчиков во всероссийском масштабе, проведению единой массовой акции против нарушения их прав.

Валерий Рашкин, газета [urlspan]«Правда»[/urlspan]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.