После одного из недавних концертов, посвящённых 120-летию великого русского поэта Сергея Есенина (напомню, он родился 3 октября 1895 года), несколько зрителей высказали ведущему своё неудовольствие. Почему, мол, на вечере не было заявлено о зверской расправе советской власти над великим рязанским поэтом. Они искренне считают, что «ГПУшники убили нашего Серёжу». Режиссёр и сценарист творческого вечера выразил сомнение относительно достоверности этой версии смерти поэта.
‒ Вы что не смотрели сериал «Есенин»? – гневно просила одна из зрительниц.
‒ Смотрел.
‒ И у вас остаются ещё какие-то сомнения относительно того, что это было убийство?
‒ Простите, но остаются. И очень большие.
После этого любители сериалов смотрели на ведущего как на врага народа.
«Ну сумасшедший. Что возьмёшь?» ‒ пришла ведущему на память строчка из популярной песни Высоцкого.
К чему это я? Сегодня, когда вся культурная общественность празднует юбилей любимого поэта, когда надо бы всенародно отложить на время наши дела и заново ознакомиться с поэзией великого русского стихотворца, отечественные СМИ назойливо навязывают нам версию убийства нашего кумира. Подобные предположения можно прочитать в популярных публикациях. Например, в еженедельнике «Аргументы и факты» № 40 от 30 сентября 2015 г. в статье «Под иконами умирать», где в первых строчках читатель узнаёт, что «…жизнь Есенина не оборвалась – её оборвали» ‒ уверен петербуржский поэт Николай Браун. Его отец лично знал Есенина. Николай Браун заявляет: «Я также был знаком с писателем Павлом Лукницким, одним из организаторов похорон Есенина, он подтвердил: поэт умер при допросе, после пыток, сказав: «Левого глаза у него не было». – «Как не было?» ‒ «Вытек».
‒ Отец говорил, ‒ продолжает Николай Браун, ‒ что у поэта были две глубокие раны: пробоина над переносицей как от рукоятки пистолета, и ещё под бровью. Были сломаны позвонки.
Наш ответ лгунам
Заметьте, в подобных статьях и телефильмах разрабатывают версии об убийстве Есенина только журналисты и писатели, а не профессиональные судебно-медицинские эксперты. Назревает вопрос: почему к расследованию обстоятельств гибели Сергея Есенина столь упорно подталкивают дилетантов, способных только больше запутать дело, а настоящие материалы расследования тщательно скрываются?
У нас осталась единственная возможность через нашу газету поговорить с людьми, наивно верящими каждому слову столичных «демократов». Попробуем иначе, чем большинство нынешних СМИ, взглянуть на события девяностолетней давности…
Неожиданной смерть Есенина, для хорошо знавших его, не была. Близкие поэту люди чувствовали, что он идёт к трагическому концу, но ничего сделать не могли. Есть свидетельства Айседоры Дункан и современников Есенина о том, что поэт пил и страдал нервным расстройством, был вынужден госпитализироваться в «санаторий для нервнобольных». К этому времени поэт уже вплотную подошёл к той стадии заболевания, когда в воображении тяжелобольного человека появились «преследователи».
Поэт признавался в своём душевном неблагополучии в поэме «Чёрный человек»: «Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь осыпает мозги алкоголь».
За несколько дней до трагедии Есенин приехал в Ленинград и поселился в гостинице «Англетер». Утром 27 декабря, в последний день жизни, он передал своему другу Вольфу Эрлиху (в присутствии других гостей поэта) тетрадный лист со словами: «Здесь тебе мои стихи, но сейчас их не читай. Прочтёшь позже… Написал я их кровью. Представляешь, в номере не оказалось чернил! Да ты не волнуйся: порез неглубокий, к тому же я это делаю не в первый раз».
Эрлих вспомнил об этих стихах только на следующий день, когда поэт уже был мёртв. Сегодня их содержание знает каждый человек, интересующийся русской литературой. Особенно запоминаются последние строчки своеобразной предсмертной записки Есенина: «В этой жизни, умирать, не ново, Но и жить, конечно, не новей».
В ответ на утверждение журналистов и писателей, проводящих собственные расследования гибели Есенина, о том, что стихи являются фальшивкой, и написаны гораздо позже работником ГПУ, в начале 90-х годов прошлого века было проведено несколько независимых графологических и медицинских экспертиз. Вывод однозначный ‒ стихи написаны самим Есениным и именного его кровью. (Впрочем, желающих «убить» Есенина этот факт не отрезвил.)
В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» в номере № 5 Сергей Есенин, наконец, осуществил то, о чём писал ещё в 1914 году: «В зелёный вечер под окном на рукаве своём повешусь». Всё короткое пребывание на Земле он страдал от тяги к суициду. Пытался сделать это 12 (!) раз. Впервые ‒ шестнадцатилетним подростком в 1911 году. То есть, во времена царизма, который ныне ‒ в противовес социализму – на все лады расхваливают сегодняшние российские либерал-демократы.
Октябрьскую революцию Есенин, по его словам, «принял, но с крестьянским уклоном». Он даже подавал заявление о приёме в ВКП(б), но ему отказали по причине «недостаточной политической грамотёшки».
Поклонники версии убийства поэта упрекают советскую власть в том, что на Есенина было заведено несколько уголовных дел, но при этом умалчивают, что ни одно из них не доведено до суда. Они уверяют, мол, этого не случилось только потому, что поэт сразу же уезжал в другой город: Москву, Ленинград, Тверь или Кавказ. Такие уверения просто нелепы и смешны. Если бы власти очень захотели наказать ставшего уже популярным поэта, то нашли бы его в любом уголке России и в любой стране мира.
Хлысталов «пошутил»
Сейчас вовсю ведутся разговоры об ужасных гонениях поэта. Однако Валентин Катаев пишет, что Есенин был «любимцем правительства». Владислав Ходасевич в книге «Некрополь», выпущенной в Париже в 1976 году, говорит о том, что «Всякий, сказавший десятую долю, того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян. Относительно же Есенина был только издан в 1924 году приказ по милиции – доставлять в участок для вытрезвления и отпускать, не давая дальнейшего хода.
В Баку Есенина окружили заботой и вниманием руководители компартии Азербайджана С.М. Киров и П.И. Чагин. Киров даже поручил Чагину поселить Есенина на одной из лучших ханских дач с огромным садом, фонтанами и всяческими восточными затейливостями, что создало бы иллюзии Персии в Баку: летом 1925 года поэт работал над «Персидскими мотивами».
С какой стати бы советской власти избавляться от поэта, если он никогда не отвергал революцию, социализм и новый общественный строй? Стоит прочесть стихотворение «Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй-поле»), чтобы понять это раз и навсегда.
Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
…Он мощным словом
Повёл нас всех к истокам новым.
Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,
Берите всё в рабочьи руки.
Для вас спасенья больше нет –
Как ваша власть и ваш Совет».
И мы пошли под визг метели,
Куда глаза его глядели:
Пошли туда, где видел он
Освобожденье всех племён.
Что же произошло с Есениным? Почему он принял решение избавиться от жизни? Из его стихов видно, что он пытался разобраться в новом времени, но понимал, что уже не вписывается в него («Мало политической грамотёшки»). Окружающие поэта не способствовали изменению его сознания, своеобразная творческая богема засасывала в своей круговерти: пьяные загулы и т.д. А самое главное: увы, великий поэт был безнадёжно психически болен. Отсюда и страх одиночества, неверие в друзей и близких, в высшей степени эгоизм и непредсказуемость в поступках, когда его начинали избегать даже самые преданные друзья. Это была его личная глубокая травма. Вот о чём надо говорить сегодня в полный голос, потому что эта беда преследует и многих из нас в сегодняшнее очень непростое время. Нет же, опять нам талдычат о зверстве чекистов, якобы нанёсших ему глубокий удар в переносицу. Дело в том, что Есенин в петле висел, уткнувшись лицом в горячую трубу водяного отопления. Судебно-медицинские эксперты взяли посмертную маску Есенина, изготовили её копию из пластилина, приложили к аналогичной трубе диаметром 3,7 см, как в гостинице «Англетер» и через несколько часов отсоединили. Получилась абсолютно идентичная картина с настоящей маской. Без всяких рукояток пистолетом, ударов утюгом или топором. Разубедило ли это поклонников версии убийства Есенина? Нет. И никогда не разубедит до тех пор, пока им не перестанут платить хорошие деньги за заказную ложь.
И последнее: это – для поклонников 11-ти серийного телефильма «Есенин», который уже показывали несколько раз. Папа Сергея Безрукова – актёр и сценарист Виталий, однажды познакомившись с бывшим следователем милиции подполковником Эдуардом Хлысталовым, тут же решил написать роман, где Есенина, конечно же, убили большевики. Понимая, что сегодня выгодно, а что нет, папа быстро накатал толстенный том в 600 страниц с версией Хлысталова! Хотя прекрасно знал, что после проведённых дополнительных исследований обстоятельства смерти Есенина аж в 58 томов, Государственная Прокуратура в наши дни сделала однозначный вывод: Есенин покончил жизнь самоубийством.
Но это сегодняшней публике не интересно. Оттого сразу же нашлись огромные деньги, чтобы снять одиннадцать (!) серий во главе с сыном драматурга Сергеем, известным ранее публике, обожающей криминал, по телефильму «Бригада». Правда, роль Есенина в его исполнении оказалась совершенно неудачной интерпретацией образа поэта. Есенин превращён в какого-то клоуна, а сам фильм – в балаган.
А самое интересное в этой истории вот что. Помните начало фильма, как и романа? К следователю Хлыстову (читайте Хлысталову) пришло анонимное письмо с двумя неизвестными ранее фотоснимками покойного Сергея Есенина. После чего следователь стал проводить собственноручное расследование, в результате которого, якобы, выяснил всю правду о гибели поэта. Так вот, когда судмедэксперты обратились к Хлысталову с просьбой показать им эту фотографии, он улыбнулся: «Их нет, и никогда не было. Я всё это выдумал, чтобы привлечь интерес к Есенину». То есть, чтобы даже из мёртвого сделать деньги?!! Как правильно назвать данный поступок бывшего следователя? Кощунство? Подлость? Точно так же, как и всю эту возню об убийстве величайшего поэта Серебряного века, стихи которого мы любим и ценим?
Александр Бобошко
Господин А. Бобошко, докладываю вам всепокорнейше, что в Санкт-Петербурге средствами массовой информации на сегодняшний день не найдено ни одного «петербуржского» поэта Николая Брауна. Да и в прошлом как-то он не проявил себя на этом поприще. Думаю, что вы либо находитесь в неведении, либо (что ещё хуже) специально заводите читателя вашей статьи не в ту степь. Уж извините!
Если верно второе, то напомню вам, что все мы смертны. И когда-нибудь предстанем перед Господом в Судный день. Это я на счёт памяти о великом русском поэте Сергее Есенине, убитого чекистами.
Ибо: «Не надо тайн, загадок и секретов / Вокруг судьбы Есенина-поэта! / В ЧеКа допрошен был, убит во цвете лет. / Оболган. И в могиле гроба нет.» Это стихотворение ПЕТЕРБУРГСКОГО поэта Николая Ник. Брауна. Видимо вы не слыхивали о таком. Я очень рад, что познакомил вас с ним!
А вообще-то у нас в Санкт-Петербурге много петербургских поэтов. И ни одного «петербуржского». Это я вам как журналисту заявляю.
P.S. Специально не буду заострять внимание на остальной чепухе, заявленной в вашей статье. Хватит с вас «петербуржского» поэта.