Независимый экономист Владислав Жуковский
В то время, как правящие власти с редким энтузиазмом разыгрывают патриотическую карту присоединения Крыма к территории России (само по себе присоединение можно только приветствовать, как и ту скорость, с которой принимались решения), российская сырьевая низкопередельная экономика все стремительней и глубже опускается на дно кризиса.
Пока в Правительстве чиновники спорят по поводу того, обновил рейтинг поддержки президента абсолютные исторические максимумы, или нет, отечественная автозаправочная экономика демонстрирует всё меньше признаков жизни и хоть какой-то активности.
Если раньше, в период «тучных нулевых» был рост без развития, то теперь практически не осталось даже роста – в Минэкономике и Центробанке открыто признают, что все телодвижения российской экономики напоминают предсмертные конвульсии и не сулят ничего хорошего. Мало того, что кабинет министров радикально, практически в 2,5-3 раза, пересмотрел прогноз по темпу роста экономики (что вменяемые экономисты сделали ещё в середине 2013 г.), так ещё и наконец-то признали, что российская экономика рискует продемонстрировать спад добавленной стоимости.
Наряду с этим всё устойчивее возникает ощущение того, что Правительство Медведева делает все возможное, чтобы посредством федеральных СМИ отвлечь внимание рядовых граждан и экспертного сообщества от давно назревших и перезревших проблем и снять с себя ответственность за проводимую разрушительную, удушающую макроэкономическую политику неоколонизации России, переложив её на якобы независящие от чиновников внешние, экзогенные факторы и причины. В качестве коллективного козла отпущения решили назначить окопавшихся в США «агентов Госдепа».
В том, что российская экономика наотрез отказывается расти и скатывается в кризисное состояние при стабильно высоких ценах на нефть (свыше 106,7 долл. за баррель смеси Urals), окажутся виноваты не чиновники кабинета министров, а США, ЕС и их сателлиты по группе ОЭСР, которые решили ввести санкции против не столько России и ее экономики в целом, сколько против отдельно взятых якобы приближенных к президенту Путину лиц и олигархов.
Насколько можно судить, доведенная кабинетом министров до состояния глубокой комы и амнезии низкопередельная сырьевая экономика стала настолько не конкурентоспособной, а точки роста настолько эффективно и безоговорочно подавлены Минфином и Центральным Банком России, что в стране стало в принципе нерентабельно что-либо производить и нецелесообразно вкладывать куда-либо деньги. Рентабельно исключительно выкачивать сверхдоходы от ранее осуществленных инвестиций в виде процентов по займам, дивидендов в пользу оффшорных бенефициаров и рентных платежей.
Наряду с внутренним инвестиционным кризисом, выразившемся в спаде капитальных вложений в экономику на 0,8% в 2013 г. и обвале инвестиций на 5% в январе-феврале 2014 г. при стабильно высоких ценах на энергоносители, не вызывает оптимизма ситуация с притоком иностранных капиталов. Речь даже не о 4-х кратном обвале прямых инвестиций в нефинансовый сектор экономики (с 65,4 в январе-марте 2013 г. до 14,6 млрд. долл. в 2014 г.), который был зафиксирован Центральным Банком России по итогам первого квартала 2014 г. И не о том, что в целом приток иностранного капитала в российскую экономику упал почти в два раза по итогам первых трёх месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (с 74,3 до 43,2 млрд. долл.). И даже не о том, что российские международные валютные резервы тают буквально на глазах – после роста на 4,9 млрд. долл. в январе-марте 2013г. они обвалились на 27,4 млрд. в первом квартале 2014 г. в силу масштабных валютных интервенций Центрального Банка России, чьё руководство своими заявлениями и непрофессиональными действиями спровоцировало обвал рубля и само испугалось девальвации. Как и в 1998 г., и 2008 г. в ЦБ РФ решили удерживать в России международных финансовых спекулянтов и бороться с немонетарной инфляцией посредством искусственного завышения процентных ставок и обменного курса рубля, удушая остатки отечественной несырьевой промышленности и наукоёмких производств.
Имеет смысл сначала сказать пару слов об ушедшем 2013 г. – данные за первые месяцы 2014 г. предварительные, неполные и фрагментарные. Никаких выводов, кроме того, что Россию ждёт жесточайший инвестиционный кризис и деградация структуры притекающих капиталов, пока сделать не получается. Но даже этих выводов вполне достаточно, чтобы понять, что экономика России вошла в кризисное состояние.
С формальной точки зрения поводов для пессимизма немного — по итогам всего 2013 г. суммарный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос на 10,1% и достиг отметки в 170,1 млрд. долл. Если оперировать одной лишь этой цифрой (а именно этим и занимаются российские чиновники, излучая оптимизм и прилив жизненных сил на всех федеральных телеканалах России), то действительно может возникнуть иллюзия того, что все здорово и капиталы буквально ломятся в отечественную экономику, стремясь профинансировать не то наномодернизацию и инновации, не то очередные коррупциогенные олимпийские стройки и мегапроекты. К сожалению, это чувство оптимизма ложное и не имеет под собой практически никаких фундаментальных оснований.
1) Во-первых, рост иностранных инвестиций на 10,1% в 2013 г. последовал вслед за еще более удручающим обвалом зарубежных капитальных вложений на 18,9% по итогам 2012 г. Другими словами, имеет место лишь восстановительный рост после просадки годом ранее — этот отскок обусловлен, прежде всего, статистическим эффектом низкой базы сопоставлений и не имеет практически никакого отношения к мифическим антикризисным действиям властей по оживлению экономики. С учетом сложных процентов получается, что за период 2012-2013 гг. суммарный объем иностранных вложений в российскую экономику сжался практически на 10,9%. С учетом роста цен в иностранной валюте в реальном выражении спад и вовсе превысил отметку в 15%.
2) Во-вторых, Россия продолжает оставаться «дойной коровой» и финансовым резервуаром для крупнейших экономик мира, из которой капиталы утекают за рубеж в поисках стабильности, прогнозируемых доходов, защиты прав собственности и минимизации рисков силового отъема собственности и рэкета. Из России по-прежнему утекает капиталов больше, чем поступает в нее — деиндустриализированная экономика полуторных переделов продолжает оставаться чистым экспортером капитала, даже несмотря на многолетнюю недофинансированность реального сектора и аварийное состояние инфраструктуры.
По итогам 2013 г. в Россию из-за рубежа, как уже отмечалось ранее, поступило порядка 170,1 млрд. долл. Тогда как все в том же 2014 г. из России под видом прямых, прочих, портфельных и производных инвестиций за рубеж утекло свыше 201,6 млрд. долл. Итого получается, что чистый отток инвестиций за рубеж со стороны частного сектора составил 31,5 млрд. долл., что при среднегодовом курсе рубля к доллару в 2013 г. в размере 32 рублей эквивалентно 970 млрд. рублей.
В целом же, с учетом валютных интервенций Центрального Банка России, покупки иностранной валюты населением и других каналов утечки капитала в 2013 г. из России вывезли порядка 63 млрд. долл. Всего же за период с кризисного 2008 г. по март 2014 г. российские компании и банки вывезли за рубеж не менее 420 млрд. долл., что превышает суммарный годовой размер федерального бюджета РФ, сопоставимо с среднегодовым объемом инвестиций в основной капитал и эквивалентно аж 20% ВВП России.
3) В-третьих, то, что российскими чиновниками по старинке или по неграмотности и в силу некомпетентности именуется гордым термином «иностранные инвестиции» на поверку не является ни иностранными, ни тем более инвестициями. Это очередная уловка, мулька, словесная казуистика, активно используемая сторонниками доктрины «рыночного фундаментализма» с целью зомбирования населения и поддержания ореола неприкосновенности и святости над головой пресловутых мифических иностранных инвесторов.
Как показывает практика, никакие инвестиции в полном смысле этого слова в Россию не поступают — львиная доля капитальных потоков приходится на кредиты и займы, привлекаемые российскими компаниями, банками и самим государством, у иностранных кредиторов в лице крупнейших международных банков и финансовых спекулянтов. Эти капитальные вложения крайне слабо связаны с давно обещанным властями импортом современных управленческих и производственных технологий, привлечением передовых ноу-хау и финансированием модернизации.
Так, по итогам 2013 г. на долю прямых зарубежных инвестиций, которые подразумеваются всеми гражданами, когда чиновники в Правительстве с придыханием отчитываются о своих мнимых успехах в деле привлечения капитала из-за рубежа, приходится лишь 15,4% всех поступивших иностранных инвестиций (порядка 26,1 млрд. долл.). На долю «горячих» и спекулятивных по своему характеру портфельных инвестиций пришлось лишь 0,6% (чуть больше 1 млрд. долл.). А оставшиеся 84% (или 142,9 млрд. долл.) пришлись на прочие инвестиции, которые на 99% состоят из иностранных кредитов и займов. В предыдущем 2012г. на долю кредитов и займов, проходящих по статье прочих инвестиций, пришлось порядка 86,7% притекших иностранных инвестиций.
На самом деле ситуация с примитивизацией и однобокостью структуры иностранных инвестиций еще более удручающая — удельный вес долгового и заемного капитала существенно больше озвученных сумм. С учетом того, что из 26,1 млрд. долл. прямых инвестиций свыше 14,5 млрд. пришлось на внутрифирменные кредиты иностранных материнских компаний российским дочерним структурам, получается, что реальный удельный вес кредитов и займов в иностранных инвестициях составляет свыше 92,6%. В 2012 г. этот показатель составил порядка 91,7% — никакого прогресса, с этой точки зрения, нет — иностранцы продолжают рассматривать нас исключительно в качестве вечного должника, которому они ссужают российские же нефтедоллары из валютных резервов, предварительно изъятые из экономики и вывезенные за рубеж Правительством в строгом соответствии с удушающей логикой «кудриномики» и «бюджетного правила».
Это отнюдь не те капиталы, которые связаны с трансфером технологий, привлечением инноваций, импортом достижений научно-технического прогресса. Это долговая кабала, в которую вынуждены залезать отечественные компании и банки (а с недавних пор вновь занимать за рубежом стало и государство в рамках «бюджетного правила») не имея доступа к дешевым долгосрочным рублевым инвестиционным ресурсам. Неудивительно, что совокупный внешний долг России превысил отметку в 723,8 млрд. долл., из которых на корпоративный внешний долг приходится без малого 645 млрд. долл.
4) В-четвёртых, в глаза бросается обостряющаяся деградация структуры инвестиционных потоков, отражающая общую примитивизацию экономики и архаизацию производственных отношений. На протяжении всех последних 12-15 лет перманентно росла доля кредитов и займов в структуре зарубежных инвестиционных потоков — если в 2000 г. их удельный вес не превышал 45%, то к 2007 г. он вырос до 70%, а в период 2011-2013 гг. и вовсе колеблется в диапазоне 90-93%. То, что апологетами «кудринизма», фискального фетишизма и «Вашингтонского консенсуса» именуется иностранными инвестициями, на самом деле является долговой кабалой для отечественной экономики — российские компании, лишенные доступа к дешевым долгосрочным кредитным ресурсам и посажанные на сухой паек, вынуждены влезать в долги за рубежом, привлекая кредиты у международных банков и закладывая им в качестве обеспечения пакеты своих акций.
С формальной точки зрения, поводов для пессимизма практически нет — по итогам 2013 г. при росте всех иностранных инвестиций на 10% объем прочих инвестиций (т.е. долгового капитала) увеличился лишь на 6,6% (до 142,9 млрд. долл.). А объем портфельных инвестиций (т.е. «горячего» спекулятивного капитала) и вовсе сократился на 39,9% (до 1 млрд. долл.). На этом фоне скачкообразный рост притока прямых зарубежных инвестиций на 39,9% (до 26,1 млрд. долл.) не может не вызывать оптимизма — можно порадоваться притоку прямых инвестиций.
Однако при более глубоком изучении структуры инвестиционных потоков и детальном рассмотрении компонентов прямых зарубежных инвестиций окажется, что практически целиком и полностью рост прямых вложений в экономику России обусловлен лавинообразным ростом внутрифирменных кредитов и займов, предоставленных зарубежными материнскими компаниями и банками своим российским дочерним и внучатым структурам.
Так, размер взносов иностранных инвесторов в уставной капитал российских компаний, который отражает приток новых, свежих капиталов из-за рубежа с целью развития производства и модернизации мощностей, вырос лишь на 7,9% (до 9,9 млрд. долл.). Объем поступлений в форме лизинговых операций увеличился на 28,2% (до едва заметных 4 млн. долл.). Еще более существенно подскочил объем реинвестированных доходов (на 61,1% до 1,19 млрд. долл.), которые были получены иностранными акционерами от участия в акционерном капитале российских компаний и банков и направлены на развитие бизнеса либо в форме пополнения оборотного капитала, либо в форме инвестиций в основной капитал и, реже, нематериальные активы.
Как и следовало ожидать, 2013 г. не стал исключением из правил и не опроверг сформировавшуюся в период «тучных» нулевых деградационно-кризисных тенденций по опережающему росту кредитов и займов в структуре прямых зарубежных инвестиций. По итогам 2013 г. размер внутрифирменных кредитов, предоставленных нерезидентами своим контролируемым российским дочерним организациям, вырос аж на 90,1% и превысил планку в 14,5 млрд. долл. Это эквивалентно 55% всех поступивших в Россию из-за рубежа инвестиций.
5) В-пятых, формально именуемые иностранными инвестициями капиталы являются таковыми только лишь на бумаге и для проформы — практически никакого отношения к загранице эти ресурсы не имеют. Согласно официальным данным Росстата, порядка 70-75% поступивших в Россию инвестиций пришли из оффшорных юрисдикций и налоговых гаваней — речь идет, главным образом, о деньгах, законным и незаконным путем вывезенных в оффшорные юрисдикции российскими предпринимателями, сырьевыми олигархами, криминальными структурами и коррумпированными чиновниками, отмытых и легализованных за рубежом, сменивших прописку и вернувшихся в Россию под видом фешенебельных иностранных инвестиций, получив налоговые льготы и прочие приференции.
Так, в 2013 г. из общего объема накормленных в России иностранных инвестиций (384,1 млрд. долл.) на долю Кипра пришлось 18% поступивших «иностранных» инвестиций (69 млрд.), Нидерландов — 17,8% (68,1 млрд.), Люксембурга — 12,8% (49,1 млрд.), Великобритании (без учёта британских оффшоров) — 7,3% (27,9 млрд.), Ирландии — 5,2% (20 млрд.). Тогда как удельный вес Китая не превысил 8,4% (32,1 млрд.), Германии — 5,5% (21,3 млрд.), Франции — 3,4% (13,2 млрд.), США — 2,7% (10,3 млрд.), Японии — 2,6% (9,9 млрд.).
Да, действительно, далеко не только российские предприниматели и представители сырьевого олигархического компрадорского капитала заводят свои деньги на территорию Россию через оффшорные юрисдикции — зачастую аналогичные схемы используют американские и европейские инвесторы и, прежде всего, кредиторы. В Россию, прежде всего, возвращаются российские же капиталы, которые с нарушением действующего валютного, финансового, налогового, таможенного, бюджетного и прочего действующего законодательства покинули пределы России в том числе с целью уклонения от уплаты налогов.
6) В-шестых, львиная доля поступающих в Россию инвестиций направляется не на модернизацию двухсекторной экономики трубы, не на отраслевую диверсификацию промышленности, не на капитальный ремонт находящейся в аварийном состоянии базовой технологической инфраструктуры, не на развитие научно-технического потенциала, не на финансирование новой индустриализации на основе вертикальной интеграции производительного капитала, труда и собственности. Подавляющая часть формально иностранных инвестиций направляется в наиболее высокодоходные и сверхрентабельные секторы экономики, для которых характерна возможность излечения ренты, сравнительно высокая оборачиваемость капитала и низкие производственно-сбытовые риски.
Речь идет, прежде всего, о нефтегазовом комплексе, лесной промышленности, металлургии, энергетике, оптово-розничной торговле, финансовых операциях и ресторанно-гостиничном комплексе. В результате чего на голодном пайке в состоянии хронического, многолетнего недофинансирования находятся практически все высокотехнологичные, наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности и производства высоких переделов, служащие фундаментом для реальной неоиндустриализации и преодоления сырьевой зависимости экономики, бюджета и финансовой системы, превратившейся в полноценное сырьевое проклятие и тормоз на пути к преодолению неоколониальной зависимости от системы нефтедоллара.
По состоянию на конец 2013 г. в структуре суммарных накопленных зарубежных инвестиций (384,1 млрд. долл.) свыше 18,2% были сосредоточены в оптово-розничной торговле и сфере услуг (69,8 млрд.), 16,7% — в добывающей промышленности и, прежде всего, в нефтегазовом комплексе (64,2 млрд.), 10,5% — в операциях на рынке недвижимости (40,2 млрд.), 3,2% — в финансовой деятельности (12,3 млрд.). Тогда как на систему транспорта и связи пришлось менее 8,4% (32 млрд.), а на систему естественных монополий (производство электроэнергии, газа и воды) всего лишь 2,4% (9,1 млрд.). Сельскому хозяйству и рыболовству достались крохи — менее 0,7 и 0,1% соответственно (2,7 и 0,059 млрд. долл.). Строительству досталось не более 1,1% (4,4 млрд.), образованию — 0% (1 млн.), а системе здравоохранения аж «целых» 0,1% (0,44 млрд. долл.).
С формальной точки зрения, можно было бы обрадоваться тому, что на долю отраслей обрабатывающей промышленности пришлось порядка 38,2% суммарного притока иностранных инвестиций (146,6 млрд.). Именно этим и занимаются чиновники в Правительстве – излучают весенний оптимизм и докладывают начальству о том, как выстраивается в очередь иностранные инвесторы в стремлении вложить капиталы в подъем отечественного машиностроения, станкостроения, автомобильной и авиационной промышленности.
К сожалению, эту картину профессиональные экономисты и граждане России имеют возможность лицезреть на протяжении всех последних 25 лет «шоковой терапии» и «вставания с колен» — в реальный сектор экономики, в наукоёмкие производства, сопряжённые с длительными сроками оборачиваемости капитала и окупаемости проектов при высоких рисках и острой конкуренции с импортными товарами, капиталы идти отказываются наотрез. Исключение составляют, пожалуй, лишь автомобилестроительная промышленность, пищевая промышленность и производство бытовой техники, где налажены «отвёрточно-сборочные» производства из импортных комплектующих и полуфабрикатов с низким уровнем локализации производства (30-35%).
Однако на деле все обстоит абсолютно иначе — подавляющая часть иностранных капитальных вложений (прежде всего, в форме кредитов и займов) оседает в низкопередельных отраслях, составляющих единый производственно-технологический комплекс с добычей сырья: металлургия, нефтехимия, нефтепереработка и т.д. Согласно оперативным данным Росстата России, из поступивших в 2013 г. в отечественную обрабатывающую промышленность 89,7 млрд. долл. свыше 53,8 млрд. пришлись всего лишь на одну отрасль — производство кокса и нефтепродуктов. Без малого 60% всех вложенных в обрабатывающие производства нерезидентами средств оказались сосредоточены в одной единственной отрасли нефтепереработки! Еще 12,4 млрд. долл. (порядка 13,8%) пришлись на металлургический комплекс, 5,5 млрд. (6,1%) осели в химической промышленности, 1 млрд. – в производстве неметаллических минеральных продуктов (1,1%; речь идет, прежде всего, о производстве удобрений), а 1,2 млрд. (1,3%) — в производстве пластмассовых и резиновых изделий.
Другими словами, практически 85% всех иностранных инвестиций, поступивших в российскую обрабатывающую промышленность, осели в рамках 4 отраслей, не имеющих практически никакого отношения к возрождению наукоемких производств, подъёму высокотехнологичной промышленности, преодолению сырьевой зависимости. Эти инвестиции лишь усугубляют процессы структурно-технологической деградации, примитивизации производства и архаизации источников роста экономики, никоим образом не способствуя преодолению деиндустриализации, дезинтеграции, дезорганизации, десуверенизации и оффшоризации отечественной экономики, впавшей в коматозное состояние в ситуации стабильно высоких цен на энергоносители.
Эти псевдоинвестиции не способны помочь России слезть с нефтяной иглы и возродить производственно-технологические цепочки создания добавленной стоимости. Как, впрочем, не способны помочь слезть с иглы импортных товаров и иностранных кредитов и займов – американским и европейским банкирам, получившим практически неограниченный доступ к сверхдешёвым финансовым ресурсам, необходим спрос на продукцию печатного станка: им нужны заёмщики, которые бы платили им проценты за обслуживание займов и закладывали свои активы (в том числе реальные активы и акции) в качестве залога.
Несколько лучше обстоят дела в производстве транспортных средств — на эту отрасль пришлось 7,7 млрд. долл. (8,5%) суммарных иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2013 г. И при этом откровенно удручающая ситуация складывается с притоком капитала в машиностроение, станкостроение, приборостроение, электронную и электротехническую промышленность и прочие наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности — на них пришлось всего лишь 1,5 млрд. долл. суммарных зарубежных инвестиций в обрабатывающие производства (1,6%).
7) В-седьмых, не намного лучше качество тех инвестиционных потоков, которые утекают из России за рубеж — подавляющая часть широко разрекламированной в СМИ «экспансии» российских компаний и банков за рубеж ограничивается оффшорными юрисдикциями и не выходит за пределы налоговых гаваней. По оценкам Росстата, в 2013 г. из 201,6 млрд. долл. российских инвестиций за рубеж свыше 61,5 млрд. вывезены в Британские-Виргинские острова, 48,4 млрд. — в Швейцарию, 19,4 млрд. — на Кипр, 8,7 млрд. — в Нидерланды, 4,6 млрд. — в Великобританию, 21,9 млрд. – в Австрию, 1,3 млрд. — в Бермуды, 1,1 млрд. — в Люксембург. На долю США и Белоруссии пришлось менее 0,7 и 3,3 млрд. долл. соответственно.
Экспансия российского капитала, о которой так много разговоров в СМИ, на деле оборачивается самым банальным и давно известным вывозом капитала в оффшорные юрисдикции. В том числе под видом разного рода капитальных вложений в фирмы-однодневки, а также в форме предоставления кредитов и займов аффилированным структурам. Лишь малая часть вывозимого за рубеж российского капитала направляется на реальные инвестиции в развитие производства и расширение производственно-сбытовой сети. В лучшем случае, всё ограничивается покупкой доли в иностранных компаниях и приобретением лицензий на разработку месторождений природных ресурсов.
8) В-восьмых, в Правительстве традиционно стараются умалчивать тот факт, что от притока иностранных инвестиций (как было показано выше, уместнее говорить о реинвестировании российских же капиталов из оффшоров и втягивании хозяйствующих субъектов в долговую петлю внешних займов) российская экономика в целом и ее финансовая система в частности ежегодно несут чистые убытки в размере нескольких триллионов рублей. Согласно официальным данным платежного баланса Центрального Банка России, в одном только 2013 г. отрицательное сальдо счета инвестиционных доходов и убытков России в отношениях с нерезидентами превысило планку в 66,6 млрд. долл., что эквивалентно 2,1 трлн. рублей, 3% ВВП и превышает суммарные расходы федерального бюджета на поддержку науки, образования, здравоохранения, ЖКХ, культуры, кинематографии, спорта и т.д.
Это и есть так называемый чистый инвестиционный убыток отечественной обескровленной экономики, который сформировался в связи с превышением платежей российских компаний и банков по процентам, дивидендам, ренте и другим доходам на капитал в пользу нерезидентов по сравнению с тем, что российские резиденты получают из-за рубежа от нерезидентов. Только по итогам первого квартала 2014 г. чистый инвестиционный убыток России составил 9,2 млрд. долл., что в 2 раза превышает годовые расходы федерального бюджета в 2013 г. на поддержку сельского хозяйства, в 2,5 раза — расходы на ЖКХ и в 4 раза — расходы на культуру и кинематографию. В аналогичном квартале 2013 г. российская экономика потеряла свыше 8,8 млрд. долл. в связи с платежами в пользу иностранных кредиторов и оффшорных бенефициаров.
Всего же за период 2000-2013 гг. суммарный накопленный дефицит баланса инвестиционных доходов России составил более 390 млрд. долл., что эквивалентно 23% суммарных активов российской банковской системы или 20% ВВП страны. Хуже всего то, что процесс обескровливания экономики и выкачивания соков идет полным ходом до сих пор в угоду псевдонаучной доктрине «Вашингтонского консенсуса» и «кудриномики».
Даже в условиях слабо контролируемой девальвации рубля, хаоса на валютном рынке и беспрецедентной атаки спекулянтов на российскую валюту, сопровождающихся незаконным вывозом капитала за рубеж, сторонники разрушительной идеологии «вульгарного либерализма» в Минфине, Минэкономике и Центральном Банке наотрез отказываются даже поднимать вопрос о возрождении разрушенного в угоду предписаниям МВФ валютного регулирования. Тогда как целый ряд стран (Южная Корея, Китай, Бразилия. Таиланд и т.д.) в попытке минимизировать негативное влияние «горячего» блуждающего спекулятивного капитала и перекрыть каналы незаконного вывоза капитала ввели ужесточения по капитальному режиму.
Тем не менее, российские высокопоставленные чиновники за крайне редким исключением продолжают, как заведенные или умалишенные, призывать руководство страны преклоняться перед иностранными инвесторами и на полном серьезе заявляют, что спасение России находится в руках иностранного капитала. При том, что зависимость от иностранного капитала носит все более однобокий, архаичный, ущербный и критический характер, приводящий к утрате финансово-экономического суверенитета, вымыванию капитала, ослаблению собственной инвестиционно-банковской системы, деиндустриализации и усилению зависимости от американского печатного станка в лице ФРС США и системы нефтедоллара в целом.
9) В-девятых, и это не менее важно, и об этом вообще стараются не говорить вслух в высоких кабинетах власти – поступающие в российскую двухсекторную экономику «иностранные инвестиции» в большинстве своём вообще не направляются на финансирование многократно обещанных властями «модернизации», «инноваций», «инноваций в модернизации» и прочих лозунгов. Согласно официальным данным всё того же Росстата и Центрального Банка России, из поступающих в Россию из-за рубежа капиталов свыше 60% направляется на осуществление операций с ценными бумагами (в том числе финансовые спекуляции и сделки слияния/поглощения) и на погашение либо рефинансирование ранее взятых долгов и займов.
Это не те инвестиции, которые необходимы России для преодоления чудовищной технической отсталости, форсированного обновления основных фондов, модернизации инфраструктуры, развития научно-технического потенциала, внедрения современных управленческих и производственных технологий. Это капиталораспределяющие, а не капиталообразующие инвестиции – они практически не создают никакой добавленной стоимости, не стимулируют повышение степени капиталовооруженности производства и не способствуют преодолению структурно-технологической деградации и деиндустриализации народного хозяйства. Всего лишь 6-7% от совокупного объёма притекающего в Россию иностранного капитала направляется на приобретение основных фондов и рассматривается как инвестиции в основной капитал.
10) В-десятых, и об этом нельзя забывать – рост внешних долгов как на корпоративном уровне, так и на уровне государства при слабости государственных институтов и коррумпированности вертикали власти автоматически означает утрату финансово-экономического суверенитета. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что российские компании и банки, привлекшие за рубежом без малого 645 млрд. долл. (их долг вырос в 20 раз за период 2000-2014 гг.), в качестве залога по привлекаемым кредитам и займам оставляют пакеты своих акций. Другими словами, крупнейшие отечественные государственные и частные компании, чаще всего ведущие деятельность в стратегически значимых отраслях промышленности и на бумаге принадлежащие российским бизнесменам и олигархам, на деле оказываются номинальными собственниками и транзитными владельцами.
Подавляющее большинство крупнейших российских компаний и банков являются российскими только на бумаге – контроль над их операционной и финансовой деятельностью уже давно находится в руках их кредиторов: крупнейших американских и европейских банков. Совершенно очевидно, что столь однобокая и ущербная структура иностранных инвестиций, когда 90-93% притекающего в Россию из-за рубежа капитала приходится на иностранные кредиты и займы, провоцирует усиление процессов оффшоризации экономики и снижает управляемость народным хозяйством.
Крайне велика вероятность повторения сценария 2008-2009 гг., когда в разгар падения цена на сырьевые товары и обвала на российском фондовом рынке произошло обесценение заложенных пакетов акций и зазвонили так называемые «маржин коллы» — крупнейшие международные банки потребовали либо досрочного погашения выданных кредитов (что невозможно сделать в ситуации падения экспортной выручки), либо довнесения нового залогового имущества, либо перехода контроля над российскими компаниями и банками в руки финансовой олигархии с Уолл-Стрит и Сити. Если в 2008 г. золотовалютные резервы на 60 млрд. долл. превышали размер внешнего долга всех хозяйствующих субъектов экономики (600 млрд. долл. против 540 млрд.), то сегодня внешние долги в полтора раза превышают размер международных резервов (723 млрд. долл. против 490 млрд. соответственно).
При том, что из всей указанной суммы Минфину России принадлежит лишь 210 млрд. долл. в виде средств Резервного Фонда и ФНБ. Остальное – валютные накопления Центрального Банка, полученные от увязки эмиссии рубля с притоком иностранной валюты (нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, спекулятивного капитала и т.д.), которые могут быть направлены на поддержание обменного курса рубля, но не могут быть направлены на погашение внешних долгов с технической точки зрения. Кроме того, это автоматически спровоцирует резкое изъятие рублёвой ликвидности из экономики и многократно обострит денежный голод.
Однако в Правительстве на эту проблему продолжают закрывать глаза: чиновники неустанно говорят о необходимости деоффшоризации экономики, однако ни слова не говорят о том, что отсутствие доступных долгосрочных рублёвых кредитных ресурсов вкупе с отсутствием минимально необходимой системы валютного регулирования и контроля стимулируют рост внешних займов, усугубляют проблему оффшоризации, десуверенизации и неуправляемости экономики.