18 сентября 2019 г. Президент РФ В.В. Путин провёл видеосовещание с губернаторами Дальневосточного Федерального округа, чьи территории наиболее пострадали от наводнений в этом году.
Заслуженный военный специалист РФ, доктор экономических наук, п/п Ю.Михайлов. Источник: kprf.ru
На совещании было отмечено:
— разрушена на 60% транспортная и сельскохозяйственная инфраструктура, ущерб – более 10 млрд. рублей;
— в затопленных районах 3-х регионов (Хабаровский и Приморский края, Амурская область) урожай сельхозкультур погиб, ущерб – более 5 млрд. рублей;
— десятки тысяч людей оказались лишёнными хоть какого-нибудь жилья, чтобы всех до морозов обеспечить кровом над головой, необходимо почти 1 трлн. рублей;
— если людей не обеспечить всем необходимым (жильём, школами, детсадами, едой, одеждой и другими предметами для жизни), то произойдет гуманитарная катастрофа.
По скромным подсчётам на всё это необходимо более 2-х трлн. рублей.
Президент РФ пообещал, что Центр поможет, так сказать, залатать дыры, обратил внимание губернаторов на их личную ответственность за ликвидацию последствий наводнений и их предупреждение, но не объяснил, а как всё это предотвратить в следующем году.
Чтобы понятно было, о чём идет речь, даю пояснение, т.к. это проблема не только ДФО, но и всей России.
Основной причиной сильных наводнений в ряде регионов РФ за последние 20 лет является катастрофическое обмеление рек, особенно судоходных. К настоящему времени (1 сентября 2019 г.) внутренние водные пути (ВВП) имеют глубину судоходного хода в 1,5 – 3,5 метра, при норме 4 метра. Реки обмелели на 2 – 4 метра, а где-то и до 6 метров (Амур). Причина обмеления – отсутствие уже более 25 лет хоть какого-нибудь дноуглубления не только по рекам единой глубоководной системы (ЕГС), но и впадающим в них рекам.
В советское время в стране было более 300 специализированных дноуглубительных отрядов (ДУО), которые строго по плану, с периодичностью от 5 до 7 лет (в зависимости от региона) производили очистку русла рек и дноуглубление. За весь период Советской власти катастрофических разливов рек не было, а сейчас они случаются каждый год, то в одном регионе, то в другом, и это не из-за сильных дождей (бывали и намного сильнее), а только по причине того, что воде ручьёв и малых рек просто некуда стекать. Поток упирается в переполненную главную реку и начинает затапливать всё вокруг. И это повторяется из года в год. Правительство РФ, побуждаемое экологами, гидрологами и другими специалистами, наконец-то, 29 февраля 2016 г., приняло «Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 г.», так как:
— с 1989 по 2015 год объём перевозок грузов по всем ВВП России упал с 580 млн. тонн в год до 113 млн. тонн;
— объём перевозок пассажиров по ВВП за этот же период снизился в 8 раз, с 103 млн. до 12,7 млн. человек.
Кроме того, потенциал ВВП отличается высокой экологичностью, в том числе энергоэффективностью, низкими уровнями себестоимости перевозок, аварийности и удельных расходов бюджета на содержание инфраструктуры.
Однако, так как никакого плана по этой «Стратегии…» разработано не было, ситуация не только не меняется, но и ещё более усугубляется, до такой степени, что Председатель Правительства РФ Д.Медведев 30 августа 2019 года собрал в Астрахани совещание по данной проблеме. Опять же, всё совещание свелось к ситуации в волжском бассейне, т.к. в 2018 году была принята «Программа по оздоровлению водных путей по р. Волге». Д.Медведев раскритиковал бездеятельность в этом вопросе, но как всегда ни кого за это не отстранил от должности, и дал указание до 2024 года очистить русло р. Волги и обеспечить глубину судового хода не менее 4-х метров. И, как обычно, не сказал, как это сделать, и кто всё это будет координировать, т.к. по течению Волги расположены несколько регионов России. В результате, все опят уйдет в песок. Думаю, что так и будет, потому что:
— во-первых, каждый губернатор станет создавать специализированные ДУО, чтобы очистить и углубить Волгу в своём регионе, а это дноуглубительные суда, судоподъёмные суда, различные плавкраны, различные баржи, водонасосные суда и т.д. и т.п., то есть очень большие расходы;
— во-вторых, они не начнут это делать все и сразу, т.к. срок-то всего 4 года, и кто при этом будет контролировать сток по всей реке;
— в-третьих, все вышеперечисленные суда и плавсредства где-то нужно строить, т.к. в России СДУС не более 10-ти и они, в основном, работают в портах и на аварийных участках;
— в-четвёртых, если говорить о всей ЕГС (от Белого моря до Каспия и Чёрного моря) с глубиной судоходного хода не менее 4-х метров, то это очень большие деньги, более 1-го триллиона рублей, и денег на эту программу в бюджете якобы нет;
— в-пятых, кто всё это будет делать: государственные структуры (которых нет), государственно-частное партнёрство, частные компании?
А мы ведь говорим обо всей системе ВВП России. Вот по Волге есть какое-то шевеление. А по остальным рекам? Видите, сколько вопросов.
Я приведу один очень показательный пример, как нужно бороться с наводнениями.
Есть такая река Сунгари, она, в основном, протекает через китайскую провинцию Хейлунцзян и впадает в р. Амур. Так вот, она периодически, во время весенних паводков и после обильных дождей, выходила из берегов и затапливала прибрежные территории, в том числе и столицу провинции г. Харбин. В 1998 году Сунгари так разбушевалась, что Харбин был полностью затоплен, уровень реки превышал критическую отметку на 7 метров. После этого правительство провинции, изучив обстановку, сделав серьёзные выводы, разработало план борьбы с наводнениями и утвердило его в Правительстве и в Госсовете КНР. По этому плану они:
— создали специализированные ДУО (более 10-ти);
— обеспечили их техникой и специалистами;
— и, по мере готовности, начали рыть каналы от р. Сунгари вглубь засушливой степи до 10 км с большими водоёмами в конце.
С началом паводка и подходом большой воды открывались затворы, и вода по каналам наполняла водоёмы, и так по всему течению реки.
В результате:
— с 1998 года наводнений по течению р.Сунгари в Китае нет, а наш Амур каждый год всё топит;
— в обводнённых районах засушливой степи начали выращивать различные с/х культуры, в т.ч. и рис;
— в провинции появились новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия и десятки высокооплачиваемых рабочих мест;
— провинция полностью стала себя обеспечивать сельхозпродуктами и поставлять их в другие регионы Китая;
— провинция по уровню ВВП вошла в десятку;
— бедность (черта бедности в КНР – 6 тыс. юаней, т.е. 60 тыс. рублей в месяц) в провинции искоренена.
Вот такой сингулярный эффект от системного планового решения проблемы предотвращения наводнений.
Изучать опыт провинции каждый год приезжают делегации из России: изучают, отдыхают, приезжают домой и всё забывают, т.к. плана-то нет!
Вот такой показательный пример. Что нам мешает так же бороться с наводнениями?
А пока подведём некоторые итоги:
— во-первых, системной работы по предотвращению наводнений во всех регионах не ведётся;
— во-вторых, руководители регионов не имеют ресурсов для борьбы с этими напастями;
— в-третьих, чтобы всё исправить, нужно составить не программу, а план работы всех органов СГУ (системы госуправления) на многие годы;
— в-четвёртых, под этот план загрузить все производственные мощности государства, включая и частные, но это возможно только тогда, когда частник увидит государственные вложения в это дело;
— в-пятых, по расчётам специалистов, на первом этапе (осень, зима, весна 2019-2020гг.) нужно срочно для очистки русел главных рек (Волга, Амур, Лена, Обь и т.д.) и дноуглубления затратить до 2-х трлн. рублей (закупка за границей дноуглубительных судов, барж, плавкранов и др. специальной техники), т.к. своих у нас сейчас в таком количестве нет, и не строится.
Такие закупки сейчас может осуществить только одна компания в России – АО «Внешнеэкономическое объединение Судоимпорт», которая в течение десятков лет занималась этими вопросами и имеет громадный опыт по закупкам такой продукции в разных странах мира;
— в-шестых, срочно разместить на наших верфях и заводах заказы на производство всего необходимого для ликвидации этого катастрофического состояния на всех реках России, а это не менее 1 трлн. рублей ежегодно.
Учитывая то, что в государстве полностью утрачена культура разработки и реализации крупных инфраструктурных проектов, а борьба с наводнениями в России это и есть такой проект, нужно это дело поручить тому (тем), кто имеет опыт, т.к. такой план потребует громадных средств, и нужно предусмотреть меры по предупреждению воровства и коррупции.
Поскольку ежегодно наводнения наносят сингулированный ущерб нашему хозяйству не менее 1 трлн. рублей, то планируемые затраты на проект вполне оправданы, тем более с профицитным бюджетом.
И последнее, если этого сейчас не сделать, то уже в следующем году ситуация будет ещё хуже, т.к. глобальное потепление не даёт нам никаких надежд на светлое будущее, а это вполне возможно, т.к. в казне на 1 сентября 2019 года есть аж целых 12 трлн. свободных рублей, не востребованных другими ведомствами.
И, поэтому, никаких отговорок по решению данной проблемы быть не может!