Призрак импортозамещения

«Покупай российское!» такой лозунг все чаще слышим мы из различных средств массовой информации, и, как следствие, всё чаще сами его произносим. Идея обойтись без импорта и максимально перейти на отечественное производство стала в России откровенно навязчивой. Вернее навязанной. Увы, правительство схватилось за голову тогда, когда страна была поставлена в условия экономической блокады. Россияне узнали новое слово ‒ санкции, и оно, как и многие непонятные словечки со времен приватизации-ваучеризации, не означало ничего хорошего.

Импортозамещение оказалось вынужденной мерой. До этого момента нам настойчиво внушали, что ничего страшного произойти не может, вокруг друзья, «холодная война» давно закончилась, а агрессия заморского капитала всего лишь выдумка идеологов коммунизма. Периодически звучали заявления о переходе на отечественное производство, например, автомобилестроение, но по сути это оказалось лишь имитацией пресловутого импортозамещения.

Теперь наша страна оказалась на грани экономической, а значит социальной и политической катастрофы. СМИ распространяют только «нужную» информацию, дескать, справимся своими силами, и не с таким справлялись. Нас пытаются убедить в том, что отечественный производитель ничуть не хуже зарубежного. Нюанс в том, что этого самого отечественного производителя попросту не существует. Вернее доля его в производстве такова, что страна еще долго не сможет заявить об экономической независимости. Право сделать такой вывод позволяет программа российского правительства по увеличению доли отечественной продукции. Назвали её, ни много, ни мало «пятилеткой». У наших политиков неожиданно проснулась любовь к осмеянным ранее советским терминам. Скорее всего, это не случайно. Итак, мы имеем программу пятилетнего перехода на «все отечественное» 2015-2020. Давайте выясним хотя бы, в чём она заключается.

Чтобы понять правильно термин импортозамещения, нужно определиться с тем, что происходило со страной до недавнего времени. На какие средства мы жили? Какова цена хваленой путинской стабильности?

Согласно данным Россстата, с 1990 по 2013гг. доля экспорта Россией энергии и энергоносителей (нефть, газ) увеличилась с 40 до 75 %. То есть, со времен голодных лет ельцинского правления под беспрестанные заявления правительства о «слезании с нефтяной иглы» доля экспорта углеводородов выросла почти в два раза. То, что Российская Федерация живет исключительно за счет торговли сырьем — вне всякого сомнения. За это время доля производства сократилась с 22% до 3,5%.

Всё в порядке у нас с добычей руды, драгоценными камнями и металлами, производством металлоизделий, древесиной и бумагой. Но это тоже сырьё.

При этом, весь незначительный рост просто теряется на фоне энергоносителей. Они наше всё в плане участия в мировой экономике ‒ ¾ нашего товарного экспорта.

Даже в 2008 году, когда цены на нефть упали, рост экспорта продолжился. Это означает только то, что нефтерубли мы добираем исключительно количеством. Так что все слова о «слезании с нефтяной иглы» мягко говоря, неправда.

Очень часто приходилось слышать мнение о том, что, несмотря на зависимость от экспорта нефти и газа, жизнь простых людей в сравнении с 90-ми улучшилась, поэтому нет повода беспокоиться. И правда, чем плоха та самая «нефтяная игла»? Живет же вон Саудовская Аравия на нефтедоллары и не жалуется. Можно просто продавать ресурсы, ничего не производить, и покупать готовую продукцию за рубежом.

Дело в том, что доля добычи нефти на душу населения в России и Саудовской Аравии сильно отличается. У нас углеводородное благополучие ограничивается небольшой группой граждан. Во вторых, амбиции у России несколько другие. А когда экономика полностью завязана на импорт, трудно говорить о каком-то суверенитете. Стоит нам перекрыть возможность торговать нефтью, мы окажемся у разбитого корыта. Что в принципе и произошло, когда ввели так называемые санкции. Россия оказалась к этому не готова. Теперь правительство нам обещает ликвидировать импортозависимость за пять лет и, соответственно, вернуть экономический суверенитет. Какие цели ставят авторы «пятилетки» видно из инфографики, нарисованной для газеты «Взгляд».

В планах нашего правительства к 2020 году снизить общую долю импорта с 88% до 40%.

Обратите внимание, сегодня доля импорта в России ‒ 88%. То есть практически всё к нам привозят. Внутри НИЧЕГО не производится! Это абсолютная зависимость от импорта. Если сегодня в Россию перестать поставлять импортные товары (как например, происходит в Северной Корее), страна будет уничтожена. До 2020 года мы просто не доживем. Правительство, которое довело страну до такого состояния, видит выход в сокращении импорта до 40%. То обстоятельство, когда страна не в состоянии самостоятельно изготовить почти половину необходимой продукции, и вынуждена ее завозить из-за границы, команда Путина-Медведева считает достаточным для экономической независимости. Это и есть импортозамещение глазами нашего правительства.

Машиностроение

Доля импорта: сейчас 44%; будет 29,5%

importozameshhenie_1На первой позиции ‒ то, что нас отделяет от первобытного производства с кайлом и лошадкой. Откровенно говоря, общую ситуацию такое «улучшение» не меняет.

Производство нефтегазовых установок сегодня восполняет внутренние потребности всего на 30%. Учитывая, что добыча нефти с газом наш основной источник дохода, для уничтожения России достаточно ограничить ввоз только этой позиции, хотя бы перестать поставлять запчасти. И желаемые 43% импорта выглядят неплохо только на фоне сегодняшних 60-ти. Как можно назвать людей, которые организовали структуру промышленности таким образом, что на нас можно так воздействовать? Раньше их совершенно справедливо называли врагами народа, сейчас это «эффективные менеджеры».

Комплектующие самолетов сегодня состоят из импорта практически полностью ‒ 92%. Собираются сделать 71% ‒ с точки зрения правительства Медведева, именно так выглядит импортонезависимость. Совсем недавно Дмитрий Анатольевич рассказывал, что у нас отвратительные самолеты и от них надо избавиться. Он запретил производство ЯК-40, ЯК-42, ТУ-134. Назвать это иначе как вмешательство в рыночную экономику на стороне иностранного производителя нельзя.

Ещё «веселее» с производством гусеничных тракторов. Страна с огромным сектором сельского хозяйства в экономике пашет исключительно на чужих стальных конях (98% тракторов ввозится). Здесь немного скрашивает картину сотрудничество с дружественной Белоруссией, но сути этот факт не меняет ‒ вся сельхозтехника полностью импортная. Напомним, СССР трактора продавал за рубеж. Зато, кому-то было выгоднее в цехах Волгоградского тракторного завода открыть торговые центры.

Сельское хозяйство

Доля импорта: сейчас 45%; будет 10%

importozameshhenie_2Сегодня самая крупная страна в мире вынуждена завозить почти половину необходимого продовольствия. Во времена СССР жители столицы с насмешкой взирали на картошку с Кубы или из Египта. В 90-е нам обещали ‒ вот разгоним колхозы, пусть фермеры огороды копают, тогда заживём. Результат, как говорится, налицо: сегодня 67% овощей — привозные. Фрукты не в лучшем положении. Речь идет даже не о мандаринах с абрикосами. Яблоки и груши, которые продают у нас в магазинах, лишь на 50% выращиваем сами.

Немного лучше ситуация с рыбой, молоком и мясом, если отказаться от говядины и перейти на птицу. Но даже здесь в среднем острая необходимость в помощи других стран. 20% продовольствия ‒ это все-таки то, что бросает страну за грань голода.

Медицина

Доля импорта: сейчас 77%; будет 55%

importozameshhenie_3Лекарственные препараты сегодня также практически полностью привозные ‒ 85%.

В перестройку нам рассказывали, какие у нас работают экологически вредные предприятия. Чтобы покончить с «ужасным тоталитарным» прошлым нужно было срочно уничтожить собственное производство таблеток и пилюль. Зато теперь, у недоброжелателей нет проблем, с тем, чтобы сократить население России с помощью банального гриппа. А это, согласитесь, пострашнее острой нехватки помидоров. И желаемые 40% собственного производства, даже если вдруг закрытые заводы заработают, проблемы не решат‒ многие будут вынуждены лечиться припарками.

Станкостроение

Так называемая, промышленность группы А — ключевая база.

Доля импорта: сейчас 88,4%; будет 58%

Производство средств производства в ходе реформ уничтожено полностью. После 2013 года был отмечен небольшой подъем до 12%, но это несущественно. Десоветизация полностью ликвидировала реальный сектор производства. Сегодня мы в полной зависимости от стран Запада. В своё время схожая проблема решалась всесоюзной индустриализацией под чутким руководством Сталина и компартии. Сможет ли современная Россия повторить подвиг советского народа за, теперь уже, четыре неполных года большой вопрос. Лично я в этом очень сильно сомневаюсь.

Электроника и информационные технологии

Доля импорта: сейчас 85%; будет 50%

importozameshhenie_4Здесь почти всё чужое. Кроме антивирусов ‒ спасибо Евгению Касперскому. Но это только частный бизнес, к государственным интересам он не имеет никакого отношения, к сожалению.

Желание нашего правительства снизить импорт действительно смотрится хорошо. И рывок обещают такой внушительный ‒ 40%. Правда это кажется внушительно только на фоне сегодняшней плачевной ситуации. Все-таки 40% импорта для телекоммуникаций и связи в условиях санкций — это уже катастрофа.

Легкая промышленность

Доля импорта: сейчас 72,5%; будет 60%

importozameshhenie_5Здесь впечатляет ситуация с синтетическими тканями. Объем импорта примерный ‒ 100-77%. Учитывая, что синтетические волокна изготавливаются из нефти, которую мы сами же и добываем, ситуация парадоксальная. Даже школьная форма, которую вынесли в отдельную графу, сегодня на 70% ‒ продукт заграничный. В общей картине здесь ничего не изменится даже при самом лучшем раскладе. Как видно, с чем мы сегодня есть, с тем и останемся. Об импортонезависимости никто вопрос не ставит.

Ну и напоследок то, что в стране, претендующей на какую-то роль в мировой экономике, должно на 100% быть отечественным.

Оборонно-промышленный комплекс

По понятным причинам здесь далеко не все аспекты отрасли, но кое-какие выводы сделать можно.

importozameshhenie_6Вертолётные двигатели сейчас 60%; будет 5%.

Сегодня ситуация, как мы видим, критическая. Учитывая то, что заводы остались на Украине, к сожалению, теперь потенциального военного противника. Как можно было оставлять там оборудование при правлении Ющенко, вопрос риторический.

Газотурбинные двигатели для кораблей ‒ сегодня стопроцентный импорт. К 2020 году обещают изменить ситуацию и полностью обеспечивать свои потребности. Впрочем, это нужно было делать еще в середине 90-х, а не ждать полной потери независимости.

Радиоэлектронная аппаратура на 90% поставляется нам другими государствами. Всё современное вооружение, от термоядерной бомбы до зенитной установки, без электронной начинки ‒ бесполезная груда металла. По большому счету, власть Путина-Медведева оставила армию только с автоматом Калашникова. Этого хватит, разве что, на разгон антиправительственной демонстрации. Получается, собственный народ для Путина и Медведева является главным и самым опасным врагом…?

Максим РАКУТИН

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.